Дайджест

Что происходит с самым большим авторынком мира. Мнение эксперта

Авторынок Китая продолжает испытывать на себе трудности, возникшие в экономике страны. «Китайские автомобили» предлагают читателям перевод публикации колумниста авторитетного британского портала Autocar. Аналитик Грег КЕЙБЛ рассказал, с чем подошел самый большой авторынок мира к 2020 году и дал осторожные прогнозы на развитие ситуации. Не исключено, что складывающиеся в Поднебесной тенденции отразятся и на российском рынке, где китайцы начинают отвоевывать все большую долю.

***

Автомобильная индустрия давно считает Китай локомотивом мировых доходов. И большую часть прошедшего десятилетия все шло как нельзя лучше.

По мере того, как после рецессии 2009 года длительный рост экономики конвертировался в доходы среднего класса Китая продажи на крупнейшем авторынке в мире взлетели до небывалых высот. Пика они достигли в 2017 году — 28 879 000 единиц, это более четверти всех автомобилей, проданных тогда в мире.

Благодаря, казалось, нескончаемому потоку доходов, прибыль и многих известных западных автопроизводителей, и молодых китайских автомобильных компаний значительно выросла. В то время общий прогноз заключался в том, что бесперебойный спрос на легковые и коммерческие автомобили в Китае будет сохраняться на фоне недавно принятых властями мер по стимулированию продаж электромобилей, а также открытия важных и ранее не слишком используемых рынков, в основном, в западной части страны.

Однако наступил 2018 год, когда экономика Китая неожиданно сократилась, и крупнейший в мире авторынок упал впервые за более чем два десятилетия. Вначале многие автокомпании не слишком поверили в серьезность ситуации, когда годовые продажи автомобилей сократились на 6%. Однако с тех пор падение продаж в Китае ускорилось. На фоне торговой войны между США и Китаем и сохраняющейся неопределенности на мировых финансовых рынках продажи автомобилей в Китае показывали отрицательную динамику в течение 16 из 17 последних месяцев вплоть до конца ноября 2019 года.

***

На скриншоте: публикация Грега Кейбла на портале Autocar.

Интересно, что исторический спад продаж автомобилей оказался настоящим испытанием на устойчивость и для финансово стабильных компаний, в том числе государственных, — SAIC, BAIC, FAW, GAC, Changan и Dongfeng. А все потому, что спад произошел в тот самый момент, когда они, согласно последним директивам правительства, были вынуждены вкладывать значительные средства в разработку технологий, связанных с альтернативными источниками энергии, включая водородное топливо, и с автономным вождением.

Падение продаж также сказалось на прибыли западных автопроизводителей, формировавших совместные предприятия в Китае. Например, годовые продажи General Motors в Китае за первые 11 месяцев прошлого года снизились на 17,94%. Еще более драматичной является ситуация в совместном предприятии Changan и Peugeot — Citroën, которое распадается после восьми лет работы, а общий объем инвестиций составляет более 1.3 млрд долларов.

В то же время продолжающийся спад продаж заставил максимально жестко затянуть пояса и ведущих частных китайских автопроизводителей, включая Geely, Great Wall Motors, BYD, Chery, Brilliance и JAC. Многие из них столкнулись с очередным годовым падением продаж в 2019 году, который ожидался как переломный после кризиса в 2018-м.

***

Для небольших отечественных автопроизводителей Китая, в том числе для ряда модных стартапов с электромобилями, дефицит продаж оказался катастрофическим явлением. Редко проходил месяц в 2019 году без новостей о том, что тот или иной китайский автопроизводитель вынужден обратиться за финансовой помощью, чтобы сохранить свою деятельность. В последние месяцы Zotye и Lifan пришлось предстать перед судом после того, как их кредиторы объединились, чтобы сократить свои потери.

Некоторые, как Hawtai, и вовсе незаметно прекратили свою производственную деятельность в начале 2019 года. Для них спад, по-видимому, оказался фатальным. Хотя это не подтверждено, но ходят разговоры, что располагающаяся в Пекине марка, которая продала 129 232 автомобиля в 2017 году, стала банкротом.

Тревожная ситуация также привела в замешательство многие недавно созданные китайские стартапы EV. В то время как Nio, WM Motor (Weltmeister) и Xpeng Motors продолжают набирать обороты с появлением новых моделей, их общие ежемесячные продажи до сих пор находятся  значительно ниже, чем ранее прогнозировалось.

***

На фото: завод Changan в китайском городе Чунцин.

Одно из последствий сложных условий в автопромышленности Китая — наличие дешевых производственных мощностей. Получив избыточные мощности, традиционные китайские производители объединяются с постоянно возникающими стартапами, чтобы поддерживать работу своих заводов, часто субсидируемых местными органами власти.

Так, в прошлом году Bordrin объявила, что подписала соглашение с FAW Xiali о выпуске своей первой модели, iV6 — конкурента Tesla Model Y — на заводе в северном китайском портовом городе Тяньцзинь.

Аналогичное сотрудничество Nio и JAC в Хэфэе оказалось настолько успешным, что Nio отказалась от планов по созданию собственного производственного предприятия в Шанхае. Точно так же Xpeng Motors сотрудничает с Haima для производства своей G3 в Хэнани.

Впрочем, амбиции китайских производителей электромобилей столкнулись с неожиданным препятствием в прошлом году, когда продажи EV падали пять раз подряд до конца ноября на фоне сокращения государственных субсидий.

Продажи аккумуляторных электромобилей в Китае за первые 11 месяцев 2019 года составили 832 000. Это означает рост на 1,3% в годовом исчислении. Однако по более ранним прогнозам ожидалось, что ежегодные продажи должны были превысить миллион единиц.

***

Тем не менее, несмотря на пессимизм, связанный с сектором электромобилей, сокращение потерь в отношении традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в Китае порождает некоторый оптимизм и более позитивные прогнозы на 2020 год.

Volkswagen, успешно представивший марку Jetta на китайском рынке в 2019 году, — лишь одна из компаний, предполагающих, что худшее уже позади, а лучшее — на подходе. Показательно, что в течение следующих 12 месяцев немецкий автопроизводитель планирует инвестировать более 4,3 млрд долларов в свою деятельность в Китае, включая строительство инфраструктуры, исследования и разработки.

На фото: развитие бренда Jetta от VW — свидетельство того, что китайский рынок не обречен.

Последние тексты

Бренд Kaiyi выходит на рынок Казахстана. Какие модели будут продавать

Еще один «новорожденный» китайский бренд выходит на казахстанский рынок. Речь идет о марке Kaiyi (верное…

22.02.2024

Серийный Jaecoo J8 заметили в Китае. Первые фото кроссовера, который ждут в России

Экспортную версию флагманского кроссовера Jaecoo J8 от Chery Group заметили во время дорожных тестов в…

22.02.2024

Бренд DFSK представил в России четыре новых кроссовера. Первые впечатления

На специальном мероприятии для журналистов компания «Моторинвест» показала сразу четыре новинки. Первые две - кроссоверы…

21.02.2024

GAC GS8 ll: 7-местный внедорожник, который смог! 

GAC GS8 II — премиальная модель по уровню дизайна, материалов и технологий. Это неповторимый флагман…

21.02.2024

«Амберавто» и «Амбертраки». Какие модели будут выпускать в Калининграде под «янтарным» брендом

Калининградский завод «Автотор» только что представил свой первый электромобиль под «янтарным» брендом «Амберавто», а источник…

21.02.2024

3,3 секунды до «сотни». Новые подробности о рестайлинге Zeekr 001

Рестайлинг Zeekr 001 готовится к выходу на рынок Китая. В Сети появилась подробная информация об…

21.02.2024

This website uses cookies.