Производство электромобилей в России может стать приоритетной задачей для иностранных автокомпаний в ближайшее время. Однако кто из них способен быстро приступить к ее решению – пока вопрос. Ответ на него «Китайские автомобили» искали вместе с экспертами и участниками рынка.
Начиная с Zetta
Напомним, правительство РФ намерено поддержать развитие рынка электротранспорта. Одной из важных мер станет предоставление 25-процентных скидок покупателям электрокаров. Правда, не всех, а ценой до 2,5 млн рублей и собранных в России. Поначалу, до конца 2023 года, допускается крупноузловая сборка с использованием импортного аккумулятора. Но постепенно власти намерены субсидировать только покупку машин, локализованных в нашей стране.
Безусловно, такая мера в первую очередь коснется отечественных производителей. В Минпромторге уверены, что уже до конца года в РФ начнется серийное производство компактного электрокара Zetta. Что касается дальнейших планов, то о них подробно писал «Коммерсант» со ссылкой на проект концепции развития электротранспорта:
«Предполагается, что в 2022 году на рынок РФ будет выпущено 3 тыс. отечественных электромобилей от «Моторинвеста». Через год он удвоит производство, а еще столько же обеспечат некие неназываемые производители из категории «прочие». В 2024 году по 5 тыс. электромобилей выпустят КамАЗ и «Автотор» — всего 28 тыс. машин. К 2030 году общий объем производства достигнет 217 тыс. электромобилей»
Что касается КамАЗа, то речь, скорее всего, идет об электрических кроссоверах «Кама-1». Остальные проекты пока непонятны. «Автотор» планирует построить собственную машину «в тесном сотрудничестве с действующими партнерами». А чем займется, например, «Моторинвест», неизвестно. Напомним, этот завод, расположенный в Липецкой области, до середины 2019 года выпускал бензиновые «паркетники» Changan. С тех пор о предприятии ничего слышно не было.
Повторение пройденного
Опрошенные «Китайскими автомобилями» эксперты полагают, что озвученные предложения о субсидиях могут принести эффект.
— Если вспомнить период 20 лет назад, то была схожая ситуация: были большие пошлины для ввоза автомобилей из-за рубежа, то есть было ограничено количество авто, которые можно было ввозить, и были большие преференции для тех производителей, которые наладили сборку в России. Это дало результаты, на сегодняшний день достаточно большое количество производителей локализовали выпуск авто в России: Ford, Hyundai, Kia, Renault, Toyota и т.д. Практически все производители имеют сборочное производство на территории РФ. С этой точки зрения инициатива перспективна. Скидка, которая будет распространятся на локализованные автомобили, привлечёт внимание, — уверен генеральный директор сети Fresh Auto Денис МИГАЛЬ
Пример из прошлого привел и генеральный директор «ГрупАвто Рус» Эдуард АРАМЯН. Он напомнил, что в России есть несколько успешных примеров частных автозаводов («Автотор», «Соллерс» и др.). Они начинали с крупноузловой сборки автомобилей ведущих иностранных марок, а затем перешли к более технологичным процессам.
— Эти и подобные им производители, при наличии у государства воли и финансирования, могут в короткие сроки наладить крупноузловую сборку электромобилей. Большие деньги, вложенные государством в инфраструктуру и производство, наряду с другими возможными преференциями (например, налоговыми льготами или льготным кредитованием), безусловно, привлекут интерес частного бизнеса в эту отрасль, и в ней возможно появление новых игроков. Это могут быть как российские, так и иностранные (в том числе китайские) компании. В России уже есть производственные мощности китайских производителей (например, завод Haval в Тульской области). Они вполне могут и, скорее всего, будут претендовать на свою долю российского рынка электромобилей. В силу того, что в России доля электромобилей микроскопична, потенциал нашего рынка не может не привлекать, — уверен эксперт
Следующий шаг
Действительно, Китай, который всерьез борется за мировое лидерство по производству и продажам электромобилей, вряд ли упустит свой шанс и в России попытаться выйти на первые позиции. Но на данный момент в РФ, напомним, представлен только один автомобиль из КНР – JAC iEV7S. Он, кстати, подходит под условия программы по цене – 2,5 млн рублей. Только собирают его в Казахстане.
Логично, вслед за экспертом, предположить, что стартовые позиции удобнее всех у Haval. Вернее у электрического суббренда Great Wall – Ora. Но в российском представительстве GWM делать широко идущие заявления не спешат.
— Ora — один из брендов концерна Great Wall Motor — сегодня выступает в качестве технологического пионера и одного из лидеров сектора электромобилей в Китае – автомобильном рынке №1 в мире, включая рынок электромобилей. Имея доказанный опыт и успех в сегменте электромобилей на внутреннем рынке в Китае, наша компания рассматривает возможность глобального развития электромобилей как следующий логический шаг. Пока рано говорить о локализации электромобилей GWM в России. Мы проанализируем дальнейшую тенденцию спроса. Мы также считаем, что развитие инфраструктуры зарядных станций имеет ключевое значение для владения автомобилем с полностью электрическим приводом, — сообщили «Китайским автомобилям» в представительстве Haval
Еще один вариант – Chery. Компания уже не раз налаживала выпуск автомобилей в РФ. Да и сейчас ведет переговоры «с рядом автосборочных предприятий». Более того, Денис Мигаль назвал Chery среди брендов, которые «планируют производство» электромобилей в России.
Однако в данном случае в компании и вовсе обошлись без заявлений на тему электрификации.
— Без комментариев, — только и сказали нам в Chery
Не дисконтом единым
Впрочем, эксперты сходятся в том, что для реализации эффективных мер одних лишь скидок для покупателей недостаточно.
— Существующий дефицит полупроводников отрицательно сказывается на локализации производства. В сложившейся ситуации предоставление скидок на электроавтомобили без развития сопутствующей инфраструктуры (зарядные станции) и обновления материально-технической базы российских предприятий, в том числе, за счет инвестиций со стороны иностранных автоконцернов, не позволит существенно увеличить долю электроавтомобилей на дорогах России, — отмечает гендиректор ГК «AвтоDом» Андрей ОЛЬХОВСКИЙ
Напомним, российский рынок электромобилей вырос за 5 месяцев в 7 раз. Однако речь идет лишь о 650 новых электрокарах.
Андрей ПОЛУХИН (@chinamashina)