Дайджест

К чему приведут санкции и как будет развиваться авторынок в РФ. Колонка Алексея Швайкова

Многочисленные санкции меняют автомобильный рынок буквально на глазах.​ Спрогнозировать, как будут развиваться события, невозможно, но некоторые варианты представить получится.

Ограничения США и ЕС уже затронули энергетический, финансовый, транспортный сектор, экспортный контроль, продукцию двойного назначения и визовую политику. Несмотря на заверения властей, процесс импортозамещения продвигается медленно. В текущей ситуации ожидаются дефицит и рост цен.

Финансовые санкции ведут к удорожанию стоимости денег и повышению ставок по кредитам. Это приведет к труднодоступности кредитных программ для большинства граждан. В сложную ситуацию попали и дилеры, учитывая сколько продается автомобилей в кредит и закредитованность самих дилерских центров. Ограничения не пройдут бесследно и для других финансовых продуктов – станут дороже и недоступнее лизинговые программы и зачаточный рынок автомобилей по подписке.

Европейские производители остановили отгрузку в РФ готовых автомобилей дилерам. К ним присоединилась Южная Корея. Каким образом это скажется на поставках автомобилей и какие перспективы у заводов, расположенных на территории России, еще предстоит узнать. Доля импортных комплектующих у собираемых в РФ иномарок составляет 50-80%. На фоне санкционных ограничений и перебоев с поставками деталей, неизбежен рост цен и сокращение модельных рядов ряда концернов.

В перспективе возможно закрытие автозаводов на территории РФ большинства европейских и японских брендов. Концерн VAG и Toyota инвестировали миллиарды долларов в производство своих автомобилей на территории страны. Корейские компании вложили огромное количество средств и времени для захвата 20% рынка новых автомобилей в России. Однако, несмотря на инвестиции, если риски станут слишком высокими – заводы закроются и компании уйдут из страны.

***

Автозаводы в РФ используют широкую номенклатуру деталей, произведенных за границей. «Отечественная» Lada состоит из 10-50% импортных комплектующих (в зависимости от модели). Для продолжения производства понадобятся альтернативные пути доставки деталей машин. Обойтись без поставок из Европы можно с помощью Китая. В этом случае на налаживание логистических цепочек уйдет не один месяц и остаются вопросы по цене и качеству.

На фото: оперативно запустить новые автозаводы — сложнейшая задача

На запуск производства комплектующих внутри страны рассчитывать не приходится. РФ не сможет в короткие сроки наладить производство сложных деталей. Отсутствуют современные станки, кадры, приборы, программное обеспечение. Построить заводы мирового уровня — дело не одного года. Выпускать даже простые по конструкции автомобили и бедные по комплектации – сложная техническая задача, поэтому этот путь еще тяжелее.

Отсюда следует один из возможных вариантов развития событий – увеличение доли рынка китайских автомобилей. Компании из Поднебесной, даже в период нехватки полупроводников, не останавливали поставки машин на российский рынок. За 2021 год бренды из Поднебесной заняли 6,9% российского рынка. А в складывающихся условиях они могут претендовать на треть рынка. Хотя его перспективы внушают все меньше оптимизма.

Еще одним вариантом развития событий видится ввоз подержанных автомобилей из Азии и Европы. Машины из Европы можно ввозить через страны Таможенного союза или из Китая напрямую. Какого качества будут эти автомобили и смогут ли составить конкуренцию новым машинам – на эти вопросы еще предстоит ответить.

***

По какому бы пути не пошло развитие российского автомобильного рынка, ясно одно – цены на машины поднимутся, дилерские наценки в условиях дефицита никуда не денутся, а модельный ряд брендов станет более скудным. В любом случае выигравших в этой ситуации не будет, а заплатит за все потребитель.

Алексей ШВАЙКОВ (@auto_shvaikov), обозреватель «Китайских автомобилей»

Последние тексты

Из кареты в тыкву. Zeekr начал блокировать автомобили за пределами Китая

Бренд Zeekr начал блокировать свои электромобили за пределами Китая. Эту информацию подтвердили представители международного офиса…

26.07.2024

Топ-5 преимуществ нового GEELY ATLAS с полным приводом

В начале июня этого года компания GEELY объявила старт продаж кроссовера GEELY ATLAS нового поколения…

26.07.2024

BYD распродаст восстановленные после взрыва в Узбекистане машины. Официальное заявление

BYD распродаст восстановленные после взрыва в Узбекистане автомобили с уценкой. Правда, в дилерские центры марки…

26.07.2024

Продать подороже. Xiaomi SU7 стал рекордсменом по остаточной стоимости в Китае

Электрический седан Xiaomi SU7 стал рекордсменом по остаточной стоимости на рынке Китая. Оказалось, что из-за…

26.07.2024

В Китае назвали самые качественные бюджетные кроссоверы. GAC GS3 на первом месте

Китайская сеть качества автомобилей назвала самый качественный кроссовер в ценовом сегменте до 100 тысяч юаней…

25.07.2024

В Китае замечен экспортный кроссовер Jetour T1. Он должен приехать в Россию

Во время дорожных испытаний в Китае был замечен экспортный кроссовер Jetour T1. Скорее всего, именно…

25.07.2024

This website uses cookies.