В Китае обнародовали итоги конкурса «Автомобиль года», который традиционно проводится в рамках престижной премии Xuanyuan Award. Она вручалась в юбилейный десятый раз. И в отличие от двух предыдущих лет жюри смогло назвать единственного победителя. Почти единогласно. Главный приз ушел компании Li Auto за ее новый кроссовер L9.
Кто и как выбирал китайский автомобиль 2023 года
Редакция «Китайских автомобилей» всегда с нетерпением ожидает оглашения итогов Xuanyuan Award — в Поднебесной эту премию называют автомобильным Оскаром. В этом году ждать пришлось дольше – церемонии мешала пресловутая пандемия. Но едва власти КНР стали ослаблять строжайшие ограничения – мероприятие назначили и провели. Что символично – в том самом Ухане, с которого вся коронавирусная история и началась.
В этом году в конкурсе участвовали 86 новых моделей, представленных за последний год 46 брендами. В финальный этап вышли 36 машин, которые эксперты протестировали на испытательном полигоне в течение 10 дней. Ну а в итоге отобрали 18 автомобилей, между которыми и распределили итоговые оценки. Причем в открытую, а не анонимно. Кстати, особенность премии в том, что абсолютно все члены ее жюри должны согласиться с общим решением. В противном случае приходится проводить повторные голосования. В прошлые годы так и случалось. Из-за чего и в 2021-м, и в 2020-м главный приз делили между двумя моделями. Но на этот раз консенсус был достигнут сходу. Премию Xuanyuan Award, а с ней и титул «Автомобиль года» в Китае, получил гибридный Li L9.
Этот кроссовер, по общему мнению, дает владельцам комфортный опыт эксплуатации и вождения. Кроме того, здесь практический каждый член экипажа получает равные возможности в плане мультимедийности и интерактива, что нечасто бывает даже в самых современных машинах. Ну и, как признало жюри, L9 производит прекрасное впечатление как в деталях, так и в целом. Чего не скажешь о его конкурентах по нынешней премии.
Главные факты о Li L9 — победителе Xuanyuan Award
Напомним, кроссовер Li (Ideal) L9 — большой автомобиль с длиной кузова 5218 мм, шириной 1998 мм и высотой 1800 мм. Колесная база — 3105 мм.
Он имеет последовательную гибридную установку с полным приводом. В её составе четырехцилиндровый турбированный двигатель L2E15M на 1,5 литра мощностью 154 л.с, который нужен для зарядки тягового аккумулятора. Для вращения колес используются два электромотора, расположенных на передней и задней осях. Максимальная мощность — 177 л.с и 272 л.с. соответственно. Суммарная отдача всей системы составляет 449 л.с. и 620 Нм.
Автомобиль оснащён тяговой батареей с ёмкостью 44,5 кВт∙ч. По данным производителя, на чистом электричестве её хватает на 215 км пробега, а в гибридном варианте заявлена максимальная дальность в 1315 км.
Ну и разумеется, автомобиль оборудован самыми современными «умными» системами — искусственного интеллекта и автономного вождения.
Какие еще модели вошли в число лучших в Китае
В топ-10 Xuanyuan Award вошли также кроссоверы AITO M7, Avatr 11, Feifan R7 (cуббренд SAIC), Xpeng G9 и smart #1, седаны Changan Deepal SL03 и Nio ET5, шутинг-брейк Zeekr 001 и минивэн Voyah Dreamer. Как известно, некоторые из этих автомобилей уже можно приобрести в России. Ну а последний MPV обещают поставлять официально в 2023 году.
Интересно, что в этом году были добавлены новые номинации. Так, вместо приза за лучший дизайн организаторы вручили два – за интерьер и экстерьер. Победителями назвали Nio ET5 и Avatr 11 соответственно. Специальную награду за самый интеллектуальный автомобиль получил ArcFox Alpha S в версии HI, созданной суббрендом BAIC Group вместе с Huawei. Экспортной моделью номер 1 стал хэтчбек MG Mulan. А за лучшие динамические характеристики отметили IM L7 от компании Zhiji Auto, созданной совместно SAIC и Alibaba.
Очевидна тенденция – в топ-10 вошли только электрические и только китайские автомобили. А вот в восьмерке номинантов, оставшихся в шаге от призов, были машины и с ДВС, и глобальных производителей. Приведем этот список полностью: кроссоверы Aion LX Plus, Geely Xingyue (Monjaro) L Hi-P, Jetour Dasheng и Nissan Ariya, седаны Hongqi H5, Mercedes-Benz EQE и Nio ET7 и лифтбек Changan Uni-V.
Что показала премия Xuanyuan Award 2023
Организаторы Xuanyuan Award отметили, что атмосфера их работы в этом году была особенной. И не только потому что они готовились вручить юбилейную по счету премию.
— Нам было нелегко, но процесс рассмотрения премии в этом году был очень приятным, потому что мы испытывали весьма хорошие продукты. Спустя десять лет очень приятно обнаружить, что премия Xuanyuan стала свидетельством непрерывного развития и роста автомобильной промышленности Китая, процесса перехода нашего автопрома от преследования лидеров к постепенному лидерству. Целью Xuanyuan Award с самого начала является «Содействие качественному и конкурентоспособному развитию китайского автопрома, и наши усилия достигли определенных результатов, — прокомментировали церемонию в директорате премии
Кстати, для определения лучших автомобилей китайцы традиционно включают в жюри не только местных журналистов, но и автоэкспертов из разных стран мира. Одним из ветеранов премии и ее сооснователем является норвежец Трулс Торстенсен, возглавляющий консалтинговую компанию EFS Consulting Vienna.
— Мы хотели учредить Xuanyuan Award, чтобы попытаться найти определенный баланс на автомобильном рынке, монополизированном Западом, и скромно надеялись, что Китай тоже сможет производить конкурентоспособную продукцию. Но на самом деле, за последние 10 лет некоторые локальные автомобили превзошли продукцию известных западных производителей, в том числе в технологическом плане. Правда, с точки зрения экспорта, контроля над затратами и прибыльности китайским автокомпаниям еще нужно много времени для работы, — констатировал Трулс Торстенсен
Лучшие автомобили Китая последних лет по версии Xuanyuan Award
2019 — Nio ES6
2020 – Hongqi H9 и Xpeng P9
2021 – GAC Empow и HiPhi X
Михаил НАДЕЖДИН (@chinamashina)