История китайского автопрома

История китайских автомобилей. Как и почему Haima стала сотрудничать с FAW и Mazda

Бренд Haima планирует вернуться в Россию, а «Китайские автомобили» вспомнили, какой была история этого производителя, что означает его название и при чем тут Ford, Mazda, FAW и даже Chrysler.

О том, как все начиналось

Хайнаньский автомобильный завод (получивший аббревиатуру HAW) был основан в 1989 году правительством провинции Хайнань и местным автоштамповочным заводом (известным под названием HASF). У HASF был опыт производства автокомпонентов, но новой компании потребовалась полная сборочная линия для выпуска автомобилей.
Помощь пришла с неожиданной стороны – от бывшего президента Филиппин Фердинанда Маркоса. В этой стране с 1968 по 1984 год работал принадлежавший Ford завод. А в 1988 году, через 4 года после того, как американский концерн прекратил выпуск машин на Филиппинах, Маркос решил продать это предприятие HASF. Что позволило китайцам получить готовую производственную линию для собственного будущего производства автомобилей. В 1989 году Хайнаньский автоштамповочный завод был переименован в Хайнаньский автомобильный завод.

Ухудшение экономики в Японии к началу 1990-х годов привело к падению продаж автомобилей Mazda, и в этой компании искали способы получения прибыли за пределами родной страны. Начиная с 1990 года Mazda решила сотрудничать с HAW. Это было очень удачным обстоятельством для Хайнаньского автозавода, поскольку до этого он обратился к Ford для настройки купленной сборочной линии, но те отказали. И тут на помощь как раз удачно подоспели японцы, которые полностью организовали производство. Однако центральное правительство было заинтересовано в объединении предприятий HAW и Sanxing (базируется через пролив Цюнчжоу в Чжаньцзяне, что находится в провинции Гуандун). Новое совместное производство по плану должно было выпускать коммерческие автомобили.

Логотип Haima на кроссовере 8s, который привезли в Россию

***

И тут история совершает неожиданный поворот, поскольку начать сотрудничество с HAW внезапно изъявил желание американский Chrysler. Напомним, что он был в деловых отношениях с концерном FAW, базирующимся в той же провинции Хайнань, а модели марки выпускались тем самым Sanxing. Однако китайцы быстро отказались от столь ненадежного партнера, и в итоге на эту роль начал претендовать Mercedes-Benz, но с условием полного разрыва связей с Mazda. Однако в HAW решили сохранить дружбу с Mazda, тем самым идея об объединении с Sanxing канула в лету.

Но вся эта возня с Sanxing привела к тому, что совместное предприятие с Mazda — Hainan Mazda Motor Company (HMC) — было официально создано только в феврале 1992 года. До 1992 года HAW едва выживал, хотя в период с 1991 по 1992 год смог получить приличную прибыль в размере 12 миллионов юаней, выпустив штамповку для шанхайского завода Volkswagen.

***

Но прежде, чем мы дальше продолжим повествования, стоит сначала кратко рассказать о сотрудничестве HAW с компанией Huaxing, базирующейся в Пекине. Huaxing Automobile Group разработал забавный седан на базе Toyota Starlet с передней панелью от Volkswagen Santana. В итоге эту модель производили все партнеры Huaxing Automobile Group в лице HAW, Guizhou Aviation Industry Corp и Xima Auto Works.

Седан Huaxing Toyota Starlet / фото ChinaCarHistory.com

На HAW машина производилась очень недолго под обозначением Hainan HX7080 и ничем особо не помогла заводу.

Седан Hainan HX7080 / фото ChinaCarHistory.com

Haima HMC6470

Но вернемся к основной продукции завода HAW. Первым его автомобилем стал универсал Mazda 929 (Luce) семейства LA4, выпускавшийся мелкосерийно с 1990 года, то есть еще до формирования совместного предприятия с Mazda. В Японии эту модель сняли с производства в 1988 году, поэтому отдавать ее китайцам было не жалко.

Производство универсалов Haima HMC6470 / фото ChinaCarHistory.com

В Китае машина стала называться Hainan Mazda HMC6470, или Haima HMC6470 (сокращение от Hainan и Mazda). В 1992 году ее сняли с конвейера. Ранние версии оснащались 2-литровым четырехцилиндровым двигателем Nissan MA мощностью в 90 лошадиных сил и 154 Нм крутящего момента. Вскоре серийный выпуск универсалов возобновился и продолжался до 2002 года. Более поздние исполнения имели на вооружении уже 2,2-литровый двигатель Toyota, характеристики которого, к сожалению, обнаружить не удалось. В разное время предлагались три коробки передач: 4- и 5-ступенчатая механические и 3-ступенчатая автоматическая.

Универсал Haima HMC6470 / фото ChinaCarHistory.com

Что забавно, на решетках радиатора устанавливалась надпись HIPOCA. Это сокращение от Hippocampus. Но не спешите удивляться: это не гиппокамп человеческого мозга, отвечающий за память. На самом деле это намек на Морского конька, так как сокращенное название Hainan Mazda – HaiMa с китайского означает «Морской конь».

Логотип Hipoca на автомобилях Haima / фото ChinaCarHistory.com

***

Ранние HMC6470 страдали от плохого качества комплектующих. Всему виной амбиции HAW, который хотел быстро увеличить долю отечественных компонентов до 70%. Местная цепочка поставок запчастей была создана слишком быстро, и поэтому качество деталей, используемых в их автомобилях, варьировалось от «плохо» до «отвратительно». И во многом именно этот факт оказал влияние на дальнейшую судьбу машины, так как центральное правительство запретило ее продавать по всему Китаю. И тогда HAW обратился за помощью к BAW…

Так появился Beijing BJ6470, который, в общем-то, ничем не отличался от оригинала. Автомобиль практически никто не покупал, поскольку кузов универсал не пользовался особой популярностью в Китае. И в итоге Beijing BJ6470 уступил место другому универсалу на базе австралийского Holden Commodore, но об этом в следующий раз.

Универсал Beijing BJ6470 / фото ChinaCarHistory.com

Haima HMC6471

Следующим продуктом стала Mazda 626, которая получила в Китае название Haima HMC6471.

Седан Haima HMC6471 / фото ChinaCarHistory.com

И здесь история полна загадок. Китайские источники считают, что эту модель производили целиком из японских комплектующих, которые поставляли в Поднебесную чуть ли не в качестве контрабанды. Это объясняет почему об этой машине практически нет никакой информации. В том числе непонятно, в какой именно период она производилась. Известно одно – их было очень и очень мало.

Обратите внимание на колесные колпаки, на которых уже красуется знакомый логотип Haima / фото ChinaCarHistory.com

Haima HMC6450

На заре развития китайского автомобильного рынка многие многодетные семьи мечтали иметь у себя во владении полноценный минивэн. Эта мечта частично исполнилась с появлением HMC6450, который являлся клоном первого поколения Mazda MPV и был представлен в 1993 году. Производство осуществлялось с использованием машинокомплектов из Японии. Единственным доступным двигателем был 3,0-литровый V6 Mazda JE мощностью 157 л.с. и 230 Нм момента, который стыковался с 4-ступенчатым «автоматом».

Минивэн Haima HMC6450 / фото ChinaCarHistory.com

Haima HMC6472

Фактически, это та же копия Mazda MPV первого поколения, но рестайлинговая, 1995 года. Изменились бамперы и решетка радиатора, и, в общем-то, все.

Минивэн Haima HMC6472 / фото ChinaCarHistory.com

Mazda HMC6440

Одновременно с HMC6450 в 1993 году из японских комплектующих начали собирать микроавтобус HMC6440 (Mazda Bongo). Он оснащался четырехцилиндровым 2-литровым двигателем Mazda FE мощностью в 86 лошадиных сил и 152 Нм крутящего момента.

Микроавтобус Haima HMC6440 / фото ChinaCarHistory.com

Haima HMC6430

HMC6430 был основан на седьмом поколении (BG) Mazda Familia/323. Мелкосерийное производство началось в 1994 году, и автомобиль сразу же получил высокую оценку за качество сборки, превосходящее все другие продукты HMC, в частности, легендарный HMC6470. Это произошло потому, что HMC6430 собирали на более современном оборудовании. Правда, выпускался он только с «младшим» моторчиком Mazda B3 объемом 1,3 литра, который выдавал мощность в 76 лошадиных сил и крутящий момент в 101 Нм.

Производство седана Haima HMC6430 / фото ChinaCarHistory.com

Седан Haima HMC6430 / фото ChinaCarHistory.com

В 1993 году Hainan Auto Works создал филиал завода в прибрежном городе Бэйхай провинции Гуанси, известный как Hainan Auto Works Beihai Branch. Насколько нам известно, они выпустили только один автомобиль – GH7160, основанный на HMC6430.

Седан Haima GH7160 / фото ChinaCarHistory.com

Период работы в составе FAW

Несмотря на наличие большого модельного ряда HMC испытывал трудности и всегда был на грани банкротства, поскольку мог продавать автомобили только в своей родной провинции Хайнань. Спасение наконец пришло в 1997 году, когда First Auto Works (FAW) и правительство Хайнаня достигли соглашения, по которому FAW полностью купил HMC и создал новую компанию – FAW Hainan Auto Works. В 1998 году все юридические процессы были завершены, и HMC стал частью крупной корпорации. FAW и Hainan также должны были разработать и выпустить минивэн на базе платформы FAW-Hongqi CA7220, но в итоге этим планам так и не суждено было сбыться.

Строго говоря, FAW за всю историю так и не оказала HMC никакой помощи или финансовой поддержки. Но сделка означала получение долгожданного доступа к рынку всего Китая. Правда, хайнаньцам разрешили продавать только две модели – HMC6470 и HMC6430, который был переименован в CA7130/7160 в 1999 году. Тогда же HMC6470 стал доступен с 2,2-литровым двигателем Toyota. Также в это время доля местных запчастей для HMC6470 достигла 85%. В 2000 году CA7130 стал доступен с 1,3-литровым бензиновым двигателем Toyota 8A мощностью в 79 «сил».

Седан Haima CA7130 / фото ChinaCarHistory.com

Haima Premacy

В 2001 году Mazda Premacy начала сходить с конвейера на Хайнане под китайским брендом. Единственным двигателем для этого автомобиля был 1,8-литровый 4-цилиндровый бензиновый агрегат HM483Q мощностью 122 л.с. и крутящим моментом в 160 Нм, который стыковался с 5-ступенчатой «механикой» или 4-ступенчатой АКПП.

Хэтчбек Haima Premacy / фото ChinaCarHistory.com

Haima Family

В 2002 году 8-е поколение Mazda Familia начало сходить с конвейера Haima под названием Family. Силовая установка и КПП были ровно такими же, как и у Premacy.

Седан Haima Family / фото ChinaCarHistory.com

***

В 2004 году между FAW, правительством Хайнаня и Hainan Automobile Group была заключена новая сделка, в соответствии с которой FAW и Hainan Auto Group получили по 49% акций, в то время как правительство Хайнаня получит только 2 процента. Целью этой реструктуризации было объединение всех ресурсов хайнаньского автомобильного производства и укрепление отношений с Mazda. Новая компания получила название FAW Haima Automobile Company. Однако на самом деле это было началом начала конца для партнерства между Hainan и Mazda.

В 2005 году FAW и Mazda подписали лицензионное соглашение, которое позволило FAW производить продукцию Mazda, начиная с Mazda 6 на отдельном заводе. Они буквально украли у Haima возможность заниматься тем, чем там занималась всю свою историю – выпуском лицензионных копий Mazda. Но компромисс был найден – было решено делать собственные модели, пародирующие Mazda, и на старых японских агрегатах. Первой такой ласточкой стала Haima Family 2 поколения в 2006 году.

Седан Haima Family 2 / фото ChinaCarHistory.com

Впрочем, оригинальная Family никуда не делась, а только изменила название на Haima Happin.

Седан Haima Happin / фото ChinaCarHistory.com

В 2007 году Haima обновила оригинальный Premacy и переименована во Freema.

Хэтчбек Haima Freema / фото ChinaCarHistory.com

В том же 2007 году появились клоны Mazda 3 в кузове седан и хэтчбек. Они получили весьма «оригинальное» название Haima 3.

Седан Haima 3

Хэтчбек Haima 3

***

В 2009 году Haima представит свой последний автомобиль, который так или иначе основывается на моделях Mazda. Это Haima 2. Попробуйте самостоятельно угадать, с какой модели японского бренда скопирована эта машина.

Хэтчбек Haima 2

Впрочем, некоторую схожесть с Mazda Tribute имеет и дебютировавший в 2010-м оригинальный кроссовер Haima 7, но здесь уже прослеживаются оригинальная дизайнерская школа бренда.

Кроссовер Haima 7

Впоследствии компания модернизировала существующие модели и выпускала оригинальные. Подробно останавливаться на ни них не имеет смысла. Зато очень даже важно рассказать о трудной судьбе Haima.

Дело в том, что продажи автомобилей бренда неуклонно падают вот уже который год, а финансовой помощи от FAW фактически не поступало. Единственным спасением стало партнерство со стартапом XPeng, который выпускал свои электрокроссоверы G3 на мощностях Haima. Теперь же Xpeng построил свое предприятие и более не нуждается в услугах Haima. Как назло, государственный концерн FAW 21 июля 2021 года объявил о том, что передаст все акции этого бренда в собственность провинциальной компании Hainan Development Holdings. Так печально оборвалось 23-летнее партнерство между Haima и FAW.

Что дальше?

Но в Haima не унывают. Актуальный модельный ряд состоит из электрического компакта Haima Aishang EV, минивэна 7X, вседорожника 8S и гибридного кроссовера 6P. К ним скоро присоединится электрический минивэн Haima 7X-E, на который в компании возлагают большие надежды. Связано это с тем, что бензиновый Haima 7X, на базе которого и сделан электромобиль, — фактически единственный автомобиль бренда, который относительно сносно продается (за прошлый год реализовано 6 595 единиц).

Электрический минивэн Haima 7X-E / фото Bitauto

Учитывая новую моду и большой спрос на электрические минивэны, Haima 7X-E действительно может стать палочкой-выручалочкой. А мы пожелаем удачи этому автопроизводителю, в том числе и в России, и отправимся дальше в дебри китайского автопрома.

Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»

Share
Опубликовано:
Редакция сайта
Темы: Haima

Последние тексты

Белорусский дебют Voyah Free 318. Новая батарея, экономичные электродвигатели, иные цены

Импортер Voyah в Беларуси представил публике новую версию своего популярного полноприводного кроссовера – Free 318.…

22.11.2024

Стал лучше и почти не подорожал. Старт продаж нового Jetour X70 объявили в Казахстане

Старт продаж нового Jetour X70 объявили в Казахстане. Кроссовер получил пакет обогревов, 7-местный салон, 1,5-литровый…

22.11.2024

В России назвали цены на обновленный Omoda C5. Полный привод стал доступнее

В России назвали цены обновленного кроссовера Omoda C5. После рестайлинга модель подорожала, её стартовая цена…

22.11.2024

5 причин сделать выбор в пользу Belgee X70

Бренд Belgee продолжает завоевывать внимание российских автомобилистов. Изначально на наш рынок вышел городской кроссовер Belgee…

22.11.2024

Потому что, потому что мы… пикапы. Колонка Андрея Дорофеева

Речь сейчас пойдёт об узком, но крайне важном для нашей страны автомобильном сегменте - пикапах.…

22.11.2024

Гибридный Tiggo 7 C-DM с внешностью Range Rover появился у дилеров в Китае. Цены и оснащение

У официальных дилеров Chery в Китае появился гибридный кроссовер Tiggo 7 C-DM с дизайном в…

22.11.2024

This website uses cookies.