Россия

Спасет ли Китай разрушенный российский автопром? Взгляд на ситуацию глазами Bloomberg

На днях западное экономическое агентство Bloomberg выдало материал на тему актуального состояния российского автомобильного рынка. Его название: «Российские магнаты надеются, что Китай спасёт разрушенную автомобильную промышленность». Основных посылов два: после исхода глобальных игроков из РФ местные бизнесмены скупили сборочные заводы, и теперь они ищут способы вернуть производство на прежний уровень. «Китайские автомобили» предлагают ознакомиться со статьёй и комментарием, который по нашей просьбе дал один из её фигурантов.

Прочитано в Bloomberg: выдержки из текста

«Когда международные компании начали покидать Россию, Андрей Павлович (экс-президент дилерского холдинга «Авилон») и Андрей Ольховский (генеральный директор ГК «Автодом») присоединились к волне предпринимателей, стремящихся извлечь выгоду из ситуации, и начали скупать оставшиеся автомобильные заводы. В настоящее время они намерены возобновить производство в стране, которая еще пару лет назад производила около 1,5 млн автомобилей в год и пыталась стать крупнейшим автомобильным рынком Европы.

Компания Павловича «Арт-Финанс», которая приобрела сборочные предприятия Volkswagen AG (Калуга, май 2023-го) и Hyundai Motor (Санкт-Петербург, конец 2023-го), и ГК «Автодом», принадлежащая Ольховскому и купившая российские подразделения Mercedes-Benz Group AG, стали активно искать партнеров. Очевидным решением было бы привлечь китайские компании, но убедить последних в инвестировании проектов без государственных субсидий – дело непростое.

Статья в Bloomberg / скриншот, фотоколлаж

Рассуждая о приобретенных активах «Арт-Финанс» и «Автодом», Сергей Бургазлиев, независимый консультант с более чем 20-летним опытом работы в автопроме, отметил: «У меня ощущение, что они немного переоценили свои возможности. Для китайских автопроизводителей экспорт готовых автомобилей из КНР более выгоден, чем их производство на территории России. Москве нужно будет предоставить особые льготы, чтобы заинтересовать азиатских инвесторов.

***

Вышеуказанные сделки являются ярким примером того, как меняется бизнес-ландшафт в России после ухода иностранных компаний и введения широкомасштабных санкций со стороны западных стран. По мере того, как самые состоятельные миллиардеры остаются не у дел по причине штрафных санкций, некоторые местные предприниматели используют свой шанс, скупая активы по дешёвке.

Хотя сумма, которую Павлович и Ольховский потратили на свои активы, неизвестна, считается, что она ничтожна по сравнению с миллиардами долларов, которые те стоили до известных событий. При этом перспективы их инвестиций остаются неопределенными.

Так может выглядеть бывший завод Nissan после ребрендинга / фотоколлаж

ООО «Арт-Финанс», как материнская компания AGR Automotive Group, в феврале возобновила производство автомобилей Solaris на бывшем петербургском заводе Hyundai, не сообщив, сколько автомобилей будет собрано в 2024 году. ГК «Автодом», со своей стороны, стремится привлечь партнера из Китая для перезапуска подмосковного экс-предприятия Mercedes-Benz, но, по словам Андрея Ольховского, его относительно небольшие производственные мощности затрудняют массовый выпуск автомобилей.

Другие российские автозаводы также постарались возобновить работу. Так, на столичном предприятии, ранее принадлежавшем Renault, возобновлено производство машин под маркой «Москвич» с использованием деталей китайской JAC Motors. Компания «Автотор», собиравшая еще недавно Hyundai и BMW, нынче производит автомобили BAIC и Kaiyi.

Другой момент, что в 2023 году объем производства обоих предприятий составил примерно пятую часть от их полной мощности или даже меньше. Китайские компании используют заводы только для сборки, но не торопятся инвестировать в Россию.

***

На этом фоне уникальным можно считать пример компании Haval, принадлежащей Great Wall Motor. На сегодняшний день это единственный китайский автопроизводитель, у которого есть свой завод в России. Он открылся в 2019 году в результате инвестиций в размере 500 млн долларов и в 2023 году собрал порядка 100 000 автомобилей, заняв почти 11% российского автомобильного рынка по объему продаж. Недавно компания запустила новое предприятие по производству двигателей.

Общий вид на завод Haval, а точнее — сразу на два производства

Другим очевидным бенефициаром является «АвтоВАЗ», поддерживаемый государством. Благодаря постоянным субсидиям в прошлом году было произведено около 374 000 автомобилей Lada — это самое большое количество автомобилей за минувшее десятилетие.

Несмотря на рост продаж автомобилей в 2023 году, Ассоциация европейского бизнеса АЕБ заявила, что потребуется время, чтобы перезапустить все простаивающие заводы. Правительство создает новый автомобильный кластер для оживления местного производства, но, по оценкам Банка России, процесс возобновления производства в полном объеме, скорее всего, продлится до 2027 года.

Дальнейший рост производства легковых автомобилей в России будет связан с развитием отечественного автопрома и увеличением объемов местной контрактной сборки брендов из дружественных стран, — заключает в своем материале корреспондент Bloomberg. — Тем не менее, риск вторичных санкций в отношении иностранных компаний и относительно небольшой объем российского автомобильного рынка могут сильно ограничить его расширение».

Как подобрать правильного партнёра?

«Китайские автомобили» попросили прокомментировать статью Андрея ОЛЬХОВСКОГО, генерального директора ГК «Автодом», чьё имя в ней активно фигурирует.

Гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский прокомментировал статью Bloomberg, в которой фигурирует его имя

— Китайские партнёры, безусловно, проецируют свои принципы для работы на российском рынке — это касается не только производственных активов, но и классической дистрибуции, — заявил наш респондент. — Основные препятствия при вхождении в индустриальный бизнес в России – это их менталитет, который не всегда соответствует российскому. При этом отечественные предприниматели будут учиться у китайцев производить автомобили и, безусловно, достаточно скоро появится действительно российский продукт

Наглядным примером здесь, по словам Андрей Ольховского, может стать сам Китай: «Когда-то китайское правительство привлекало преференциями европейских и американских производителей, а потом появились качественные китайские автомобили. В области технологий электромобильности китайцы обогнали европейцев примерно на 3-4 года. И теперь европейские компании пытаются войти в состав ряда китайских производителей для трансферта этих самых технологий».

— 2023-й прошёл под знаком китайских автомобилей – они активно импортировали в течение года, — отметил гендиректор Группы компаний. — Запуск индустриального бизнеса – не такой быстрый процесс, как дистрибуция или ритейл, тем более локализация. Китайцы готовы локализовывать компоненты, но для этого нужно производить и продавать в России гораздо больше автомобилей, нежели сейчас. До сих пор китайские компании присматривались к производственным мощностям в России и, скорее всего, в 2024-м можно будет увидеть ряд совместных проектов. В течение 2024-2025 гг. все площадки будут заняты совместными проектами или контрактной сборкой китайских автомобилей

По словам Андрея Ольховского, ГК «Автодом» в настоящее время рассматривает разные варианты сотрудничества с китайскими производителями. «Нам, безусловно, необходим индустриальный партнер, который будет провайдером в этом бизнесе. Основные трудности в возможных кооперациях – это небольшая производственная мощность нашего завода, на которой трудно создать рентабельный проект на автомобилях масс-сегмента. При этом премиального сектора у китайских производителей практически нет, кроме, конечно же, «электричек». Поэтому наша основная задача – подобрать партнёра, который поможет запустить производство с наиболее эффективными и низкими затратами на сборку».

Владимир ПЕТРОВ (@chinamashina)

Последние тексты

Обновлённый кроссовер Aito M5 от Huawei вышел на рынок. В России модель будут продавать под брендом Seres

На Пекинском автосалоне компания Huawei представила обновлённую версию кроссовера Aito M5. Автомобиль стал доступен к…

02.05.2024

6 новых трендов, подмеченных на Пекинском автосалоне. Колонка Кирилла Милешкина

Автосалон – прекрасное место для оценки трендов автоиндустрии. Тем более, что сейчас из масштабных выставок…

02.05.2024

Обновлённый Chery Tiggo 7 оценили в 900 тысяч рублей. Но только в Китае

Обновлённый кроссовер Chery Tiggo 7 2024 модельного года вышел на рынок Китая. Он получил переработанную…

02.05.2024

Новый автобренд выходит на рынок России. Он составит конкуренцию Li Auto

Конкурент Li Auto под именем Rox Motor официально выходит на рынок России. Эту информацию выяснили…

02.05.2024

10 заметных премьер Пекинского автосалона. Среди них нет ни одного кроссовера

28-й автосалон в Пекине, который проходит в Китае с 25 апреля по 4 мая, стал…

01.05.2024

Что сделали с новым поколением флагмана? Первый обзор Haval H9

Несомненно, одной из главных премьер Пекинского автосалона стало новое поколение Haval H9. Причем новинка важна и…

01.05.2024

This website uses cookies.