Пекинский автосалон 2024 – это просто невероятное количество автомобилей и людей. Обойти и оценить все новинки за день было абсолютно нереально, а с учетом местной специфики организации в распоряжении наших репортёров, приехавших в столицу Китая, оказалось всего несколько часов. Но даже они дали немало впечатлений. Ими и делимся.
Кто-то бегал из павильона в павильон, а кто-то дрался за мерч
Начнем с того, как была организована сама поездка на салон. Это даст читателям лучшее понимание того, как все происходит на самом деле и почему не всегда удается реализовать запланированное, например, съёмку полноценного обзора.
В день открытия выставки выезд из отеля был запланирован на 7 утра. При посадке в автобус нас поторапливали, мол, давайте поскорее, время идёт. Ожидания были такими, что наша группа едва ли первой приедет к открытию салона.
Однако оказалось, что сначала нужно подобрать коллег из другой гостиницы, которая находится всего в паре километров. По приезду к месту назначения всех попросили выйти, чтобы просто… подождать в этом отеле ещё 40 минут. Причем не было даже места присесть, помогли ступеньки лестницы, покрытые ковролином.
Поэтому реальный выезд состоялся в начале девятого, после чего мы попали в пробку. Несмотря на огромный автопарк (более 5 млн единиц), реально масштабных заторов за эти дни в самом Пекине не наблюдалось. Но на подъезде к выставке был большой ажиотаж. И в итоге весь наш путь, включая ожидание у отеля, занял почти четыре часа.
Опытные коллеги заранее сказали, что быстрее будет добраться на метро. Но там была другая проблема. Покупка билета через терминал требовала некий номер id, а сотрудников «подземки» поблизости не было. Лайфхак для таких случаев выяснился позже – если в стеклянной кабинке никого нет, то нужно взять телефонную трубку и сказать, что вам нужен тот самый ticket. После чего подойдёт сотрудник, и выдаст билет до нужной станции. Обратно мы ехали как раз на метро. Поездка от экспоцентра до гостиницы заняла сорок минут и обошлась в шесть юаней. Плюс с высоты самой станции можно было оценить очередь, которая тянется от экспоцентра.
***
От остановки автобуса до павильонов – примерно минут 15 ходьбы. Запомнились баннеры с рекламой различный моделей Hongqi, а вот огромные растяжки на зданиях показывали модели европейских брендов – Volvo, Audi, Mercedes-Benz. На входе вас досматривают, после чего нужно отсканировать заранее сформированный QR-код.
После этого – вы погружаетесь в огромную толпу. Поначалу за головами людей даже не было видно самих машин, настолько плотным оказался траффик. Всего тут было представлено 8 больших залов (Hall E1-E4 и W1-W4) плюс отдельные павильоны автозапчастей, электроники и аксессуаров, а также несколько площадок на улице. Обойти все это за день просто нереально, особенно учитывая то, что хотелось посидеть в новинках и сделать хотя бы минимальное количество фотографий.
Наша группа (в которую вошел Роман Яровой — прим. ред.) летела с брендом Jetour, поэтому первым делом мы пошли на стенд под номером Е209. Здесь началась большая презентация, где на английском рассказывали о достижениях бренда, планах на будущее и самих новинках. Эта часть прошла быстро и четко, а смотреть слайды и видео на таком огромном экране – реально удобно. Напомним, что про новинки от компании Jetour у нас вышел отдельный материал.
После презентации все разбрелись кто куда. Хорошо, что свободного времени дали до самого вечера, ведь некоторые другие российские группы уехали уже в обед. Конечно, больше всего хотелось посмотреть на новинки, особенно те, что потенциально могут добраться до России. Но задача эта – не так проста, как кажется.
Во время презентаций вокруг машин собирается огромная толпа, из-за чего их даже сложно разглядеть. После этого новинки обступают местные журналисты и блогеры, а также девушки в привлекательных нарядах. Задача последних – вести онлайн-трансляции, собирать большую аудиторию в соцсетях и продавать различные товары, например, те же автомобили.
Поэтому, чтобы хоть как-то сфотографировать машину или попасть в салон, нужно ждать. Помимо разных моделей Jetour, мне удалось познакомиться с новым Haval H9, гибридным Tank 700, кроссоверами Chery Tiggo 8 и Tiggo 9, а также посидеть в шаттле от Exeed.
Кажется, что это совсем немного, но за пять-шесть часов «пробежки» по залам получилось именно так. Конечно, удалось походить по разным павильонам, в том числе от европейских или японских брендов. И надо признать, их новинки зачастую выглядят не так интересно, как китайские. Более того, некоторые производители уже начинают использовать китайскую начинку в своих моделях, например, как в новой Mazda EZ-6.
***
Плюс нужно закладывать время на то, чтобы подзарядить смартфон или другую технику, а также подкрепиться самому. Само собой, недостатка в количестве кафе на территории салона не наблюдается. А местные девушки аппетитно уминают лапшу прямо за столиками между павильонами. Но мы пообедали в специальной зоне отдыха на нашем стенде Jetour. Предлагалась большая порция риса с мясом, сэндвичи из местного «Макдоналдса», небольшие десерты и разнообразные напитки.
Причем вход в подобные зоны у большинства брендов, как правило, свободный. Поэтому вот вам лайфхак, как дополнительно не тратиться на еду – попробуйте пройтись по этим зонам отдыха. Тут же найдутся и розетки, хотя они не всегда оснащены европейскими разъемами. Если у вас есть переходник на китайскую вилку, лучше заранее взять его с собой.
После обеда – ещё одна презентация на стенде Jetour и пробежка по другим павильонам. На некоторых более-менее свободных стендах вас даже зазывают и предлагают присесть в салон новинки. К примеру, такие активные ребята водились около нового минивэна JAC. Однако чуть раньше, во время презентации концептуального спорткара, на этом же стенде было просто не протолкнуться.
Коллеги рассказывали и про другой повод для толкотни – при раздаче фирменного мерча на одном из стендов люди чуть ли не подрались. Настолько хотелось оставить себе частичку Пекинского автошоу.
Роман ЯРОВОЙ (@rvr50)
Коллеги бросались на новинки, как муравьи на сахар
Начну, пожалуй, с ожиданий. Думал, все будет менее пафосно и более спокойно. То есть, если не прямо сейчас, то минут через 10 можно будет подойти к новинке и всю ее осмотреть. Но нет, к некоторым машинам выстраивались огромные очереди, причем настолько большие, что попасть на стенд можно было бы только к вечеру. Такую картину я наблюдал возле Xiaomi SU7. «Сушка» пользовалась спросом у местных журналистов и блогеров, и это странно, ведь машина уже продается. Пока мы ехали обратно в отель, по пути попались минимум три таких автомобиля, а еще один стоял в торговом центре. То есть, новинка не такая уж и новинка, но ажиотаж вызвала огромный.
На других стендах было очень много моделей, доступ к которым был запрещен в принципе. Фотографии и видео делать можно, но подходить близко и переступать за ограждение нельзя. В какой-то момент ограждения убирались и доступ к машинам открывали. А ты уже ушел в другой корпус, и эту информацию узнаешь от своих коллег. Ну и есть очень важный языковой и национальный барьер, потому что местные СМИ, вероятно, могли попасть даже к огороженным экземплярам без лишних слов.
Масштаб происходящего, конечно, поразил. Но китайские братья никак не поймут, что запускать в один день на автосалон представителей СМИ и дилеров — не лучшая затея. В итоге к некоторым автомобилям невозможно было подойти в течение нескольких часов. Это как положить на землю кусочек сахара, а потом смотреть, как обильно его облепляют муравьи. Но такой ажиотаж понятен: видеть в числе первых в мире глобальные новинки, которые только через полгода-год смогут прийти в твою страну — это круто.
По задумке, наша группа должна была провести на этом автосалоне целый день, но в итоге вышло лишь часа три, из которых два заняли попытки пробиться и посмотреть на то, что привезли сюда концерны, а еще час ушел на ожидание и просмотр презентации Chery Tiggo 9 с Omoda E5.
Это был мой первый автосалон, и, надеюсь, в следующем году я смогу снова посетить мероприятие и удастся увидеть чуть больше новинок, чем было сейчас.
Сергей ЗАХАРОВ (ЗахароV)
Были любые модели, кроме красивых девушек
В отличие от коллег для меня это был далеко не первый визит на китайский автосалон. Но с предыдущего посещения прошло ни много ни мало четыре года, а потому вполне можно сказать, что и я посмотрел на происходящее свежим взглядом.
Пекин — одна из последних в мире классических автовыставок, где акцент сделан на самих автомобилях, а не каких-то связанных с ними ноу-хау, активностях или конференциях. Абсолютно понятно, что если бы перед китайцами стояла задача переформатировать шоу, они бы легко с ней справились. Даже прошлогодний местечковый Technology Day на одном из заводов Chery в Уху был куда более интерактивным, «живым», динамичным. Но в Пекине все оказалось как встарь — обставленные машинами павильоны, утомительные презентации с длинными речами топ-менеджеров и толпы с телефонами наперевес.
***
Впрочем, нет. Отличия от прежних выставок были. Так, на стендах почти не осталось девушек модельной внешности. В угоду современным веяниям их заменили на женщин в строгих костюмах либо дополнили стендистами-мужчинами. А в некоторых павильонах и вовсе не было никого, кроме типичных охранников, следивших за порядком.
Узнать что-то о машинах журналистам было попросту не у кого. Эта проблема на прежних автосалонах легко решалась электронными табло, стоявшими рядом с новинками. На экранах, выбрав английский язык, можно было выяснить о модели хотя бы ее технические характеристики. В Пекине же не нашлось ничего информативнее табличек с названиями на самих машинах.
Во-вторых, сам салон стал компактнее. Все машины размещались в восьми залах, пусть и довольно крупных, но на прежних выставках бывало и 12 отдельных помещений, причем на разных этажах. Говорит ли это об угасании интереса местных производителей к подобным форматам? Вряд ли. Слышать о том, что какая-то китайская автокомпания посчитала автовыставку неинтересной или неэффективной, не приходилось. Ну а иностранным концернам — хотят они того или нет — придется подстраиваться. Хотя… Tesla участвовать в автошоу не стала. И это было правильным решением. Иначе детище Илона Маска неизбежно оказалось бы объектом насмешек. В Сети появились бы тысячи роликов, сравнивавших очередь в три вилюшки в павильон Xiaomi с ситуацией на стенде «Теслы».
***
К слову, о необъяснимом интересе к Xiaomi SU7 на автосалоне. Коллеги удивились. Дескать, зачем было выстаивать длинные очереди, если эти машины уже ездят по пекинским улицам. Но не бегать же иностранным журналистам по китайской столице в поиске припаркованной «Сушки». Да и редакторы, подписчики и читатели ждут иного контента. Такая же ситуация и с блогерами, которых — и это еще одно отличие Пекинского автосалона 2024 от выставки, скажем, 2020 года — стало в разы больше.
Есть ощущение, что прежняя схема работы моторшоу — «два дня для прессы, два дня для профессионалов отрасли и шесть дней для всех» — себя изжила. Нужны отдельные дни для блогеров и стримеров, готовых облепить машину и полчаса-час без умолку описывать ее дизайн или неспешно листать меню медиасистемы. Собственно, из-за этой братии (хотя юных девиц среди стримеров даже больше) к иным автомобилям в первый день салона было не подойти. И не только к Xiaomi.
Ну и напоследок одно наблюдение. Прогуливаясь по одному из павильонов, едва не столкнулся с председателем автокомпании Chery Инь Тунъюэ. Он спокойно шел куда-то по своим делам, ловко лавируя в людском потоке. А спустя час довелось наблюдать совсем другую картину. Некоего мужчину в модном пиджаке обступило десятка два репортеров и блогеров, и в их кольце он перемещался от стенда к стенду, улыбаясь то в одну фотокамеру, то в другую. Потом узнал, что это был глава марки Nio Ли Бинь, появление которого вызвало невероятный ажиотаж.
Пожалуй, это как нельзя лучше характеризует сегодняшний китайский авторынок.
Андрей ПОЛУХИН (@chinamashina)