Колонки Романа Рассудкова

Ждать уже нечего. Роман Рассудков – о том, с чем столкнутся автобренды при возвращении в Россию

2025 год начался с резкого падения продаж новых автомобилей в России. Для меня на это есть очевидные причины – повышение утильсбора и запретительные кредитные ставки. Но многие эксперты называют еще одну – уверенность покупателей в том, что в связи с улучшением геополитической ситуации так называемые традиционные бренды из Америки, Европы, Японии и Кореи вернутся на российский рынок.

Мол, я не хочу покупать «китайца» и лучше еще поезжу на своем не самом свежем «европейце», «японце», «корейце», а потом куплю такого же, но нового, вместо того, чтобы купить новый китайский автомобиль уже сейчас.

Простите, у меня для таких «ждунов» плохие новости.

Но сначала я сделаю признание. Скоро будет уже 10 лет, как я впервые сел за руль современного электромобиля. Это была Tesla, опробовать которую удалось в одной из европейских стран. Я был поражен этой машиной, но… старые добрые бензиновые автомобили в одночасье не разлюбил. И я люблю именно европейские бензиновые автомобили. Например, BMW. То есть я признаю, что старая, немецкая школа автомобилестроения – до сих пор на высоте и выпускает отличные машины.

Однако бизнес есть бизнес. И тем, кто надеется продать много BMW в России сразу после снятия санкций, я не позавидую.

***

Давайте посмотрим на ситуацию трезво. Сейчас речь пока идет только о том, чтобы перестать стрелять, и соглашения даже по этому пункту полностью не достигнуто. Далее должно быть какое-то соглашение о долгосрочном мире, которое устроит все стороны. Когда оно будет достигнуто? Думаю, это займет месяцы.

Только в случае его достижения, начнутся переговоры о снятии с России санкций. Я не эксперт в политике, но тоже смотрю новости и понимаю, что это займет время. И только потом начнется бизнес, в котором я уже что-то понимаю.

Дилеры, вынужденные сменить Skoda на Chery, могут захотеть вернуть свои потери / фото Алексея Богачева

Уход иностранных брендов из России был связан с тем, что все потеряли деньги. Потеряли деньги иностранные компании, которые вложились в российский рынок, а потом ушли. Потеряли деньги российские дилеры. И потеряли деньги российские автовладельцы, которых в одночасье лишили гарантии и дилерской поддержки.

Все захотят компенсаций. Иностранные компании – чтобы им компенсировали инвестиции и упущенную прибыль. Дилеры – чтобы им выплатили неустойки по разорванным контрактам. Автовладельцы – чтобы им компенсировали затраты за ремонт во время гарантийного срока, за который они платили сами.

Если установится стабильность, то рано или поздно все договорятся. Но сколько это займет? Мне не так уж и мало лет, и я помню, что между крушением Железного Занавеса и до прихода иностранных автокомпаний официальным путем в Россию прошло 15-20 лет. Занавес рухнул в конце 1980-х. А автобренды пришли в середине 2000-х – до этого иномарки поставляли почти исключительно «серые» дилеры.

Пройти через эту проходную в Калуге Volkswagen уже вряд ли сможет

Так что официального возвращения BMW, Volkswagen, Toyota, Hyundai я бы не ждал в ближайшие годы, даже если сильные мира сего сумеют о чем-то договориться. «Серые» поставки, конечно, будут, они есть и сейчас. Но не официальные.

***

Теперь давайте поговорим о ценах. Почему некоторые думают, что после возвращения «традиционных» автобрендов цены на их машины станут сильно ниже, чем сейчас, в салонах «серых» дилеров? Издержки снизятся не на много. Рост цен, который наблюдается с начала 2022 года, связан далеко не только с санкциями, но и с другими факторами. Я убежден, официальные Volkswagen или Toyota будут стоить примерно так же, как они стоят и сейчас в «серых» автосалонах.

Чтобы снизить цену, потребуется перезапустить локальное производство. Но как, если эти автозаводы уже перешли на выпуск китайских моделей? Нужен будет или обратный выкуп производств у китайцев, а это деньги, или строительство новых заводов, а это тоже деньги.

Внедорожники M-Hero I EVR и Mercedes-Benz Gelandewagen не сопоставимы по цене / фото Романа Ярового

Что мы имеем в итоге. В самом благоприятном случае, а я на него надеюсь, «традиционные» бренды вернутся через несколько лет, а их машины продолжат стоить заметно дороже китайских. Чтобы сравнять разницу в цене с китайскими машинами европейцам или японцам понадобятся огромные инвестиции и 15-20 лет.

***

А теперь представьте, чего может достигнуть китайский автопром за эти 15-20 лет, если продолжит развиваться теми же темпами, что и сейчас. Через 15-20 лет Chery, Geely, Great Wall будут компаниями с 35-45-летней историей, то есть весьма уважаемыми автопроизводителями. К этому времени на заводах в Китае сменится поколение инженеров, технологов, управляющих.

Уже сейчас китайцы делают очень достойные автомобили. К моменту возвращения «традиционных» брендов в Россию китайские машины будут восприниматься как минимум не хуже. И я уверен, что они будут к тому же дешевле.

Я вижу только одну опасность для китайского автопрома. И это не европейцы, японцы, американцы или корейцы. Это… Индия. Если что, пара российских доменов, которые можно перевести как «Индийские автомобили», уже заняты.

Роман РАССУДКОВ, основатель компании Rucars

Ранее в этой рубрике:

В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на au*********@ma**.ru.

Последние тексты

Неужели китайцы пишут технические характеристики авто от балды? Взгляд Кирилла Милешкина

Технические характеристики – то, на что смотрят при выборе машины все без исключения. Каждый на…

30.03.2025

За счет чего Haval F7 поднялся на ступеньку выше после обновления. Тест-драйв Сергея Мишина

Обновленный кроссовер Haval F7 подрос настолько, что наконец-то перестал «толкаться» в одной размерности с Haval…

30.03.2025

Почему седан Evolute i-Pro можно назвать идеальным электромобилем. Взгляд Егора Васильева

Современные электрические авто лично для меня являются огромной загадкой. Почему? Да потому, что, в большинстве…

30.03.2025

Долгожданный «автомат», «запаска» и новые опции. Наш тест-драйв Jetour T2 в версии Discovery

Компания Jetour вывела на российский рынок ещё одну новинку, которая создана во многом благодаря запросам…

29.03.2025

«Китайский» бренд АвтоВАЗа, кроссоверы GAC, еще один Geely. Все новинки марта в России

В марте в России начались продажи электрического кроссовера Geely EX5, двух «паркетников» и седана GAC,…

29.03.2025

Dongfeng Fengon ix5 – практичный автомобиль для семьи. Что он предлагает

Dongfeng Fengon ix5 – это не только один из самых доступных купе-кроссоверов на рынке России.…

28.03.2025

This website uses cookies.