Китайцы смогли сформировать новую концепцию мобильности. Взгляд Егора Васильева

Hongqi His концепт шанхай шанхайский автосалон 2025 сбоку спередиТаким видят недалекое будущее китайского автопрома в Hongqi / фото «Авто.ру»

Шанхайский автосалон продемонстрировал миру очень важный момент. Автопром по-прежнему жив! И это не может не радовать. Правда, в его развитии присутствуют любопытные мутации, о которых стоит поговорить.

баннер Telegram Только новости телеграм саморекламабаннер телеграм Только видео самореклама

***

Прежде всего, пока не заметен тренд на снижение важности электрической мобильности. Хотя мир уже столкнулся с тем, что электромобили далеко не всегда оказываются и экологически чистыми и даже дешевыми с точки зрения эксплуатационных расходов. И связано это не столько с кризисом в сфере электроэнергетики, сколько с тем, что для полноценного существования электрокаров нужна благоприятная среда обитания. И если в самом Китае, уже живущем практически в следующем столетии, проблем с этим нет, то весь остальной мир просто не готов к массовому переходу на электричество. Причины могут быть совершенно разные. И экономические, и политические, и связанные с климатом, и даже с размером государства. Всё-таки пока электротранспорт не способен к комфортным забегам на большие расстояния.

Егор Васильев

Китай – это особенный мир, и там электромобили ощущают себя вполне комфортно. Но, несмотря на очевидные плюсы электромобилей для автопроизводителей (производство электрокаров банально дешевле), автомобили с традиционными двигателями внутреннего сгорания по-прежнему стоят на повестке дня. И, конечно, наблюдается существенный рост интереса к созданию гибридных авто. А поскольку схемы параллельных или последовательно-параллельных гибридов довольно сложны и дороги, то китайские товарищи представляют много модификаций, построенных по схеме последовательного гибрида. По сути, это чистые электромобили, но с собственной мобильной электростанцией, которая вырабатывает ровно столько электричества, сколько необходимо здесь и сейчас.

Вообще, такая технология позволяет устранить огромное количество технических проблем глобального характера, связанных с генерацией, передачей и накоплением электроэнергии.

***

Еще одним любопытным трендом стало то, что в китайском понимании автомобиль перестает быть просто транспортным средством. Речь идет уже о продвинутом гаджете, который, помимо традиционных транспортных возможностей, является инструментом для доступа к качественно новому функционалу, базирующимся на облачных технологиях и возможностях искусственного интеллекта.

Roewe Pearl концепт седан сбоку спереди Шанхайский автосалон Шанхай 2025

Презентация концептуального седана Roewe Pearl на Шанхайском автосалоне / фото Autohome

Причем, благодаря практически неограниченным возможностям облачных систем, AI и автомобиля, последний превращается в нечто большее. Машина не просто умеет адекватно реагировать на дорожную ситуацию и действия водителя — она имеет возможность практически полноценного диалога с теми, кто находится внутри нее. Причем — по вопросам, которые могут вообще не касаться вождения.

Автомобиль превращается в разумный объект, который в состоянии поддержать беседу, обеспечить контакт с элементами «умного дома» и даже проконтролировать состояние водителя. Он превращается в умный концентратор интеллектуальных устройств современного, насыщенного технологиями мира, по сути, становясь местом сосредоточения сил продвинутых технологий, превращая виртуальные информационные потоки в реальные и комфортные объекты.

***

Концептуальный спорт-купе JAC Define-S сбоку спереди шанхай шанхайская автовыставка 2025

Концептуальное спорт-купе JAC Define-S на выставке в Шанхае

При этом не стоит забывать о том, что всё-таки любой современный автомобиль должен не просто уверенно перемещаться в пространстве. Он должен это делать так, чтобы у водителя не возникало претензий к поведению авто на дороге.

И здесь, конечно, китайцы пошли по пути наименьшего сопротивления. А точнее, по пути, который им понятен лучше всего. Они не пытаются создавать платформы с выдающимися характеристиками управляемости. Упор делается на безопасность и комфорт. А прекрасная управляемость достигается за счёт того, что в систему управления авто очень глубоко интегрированы современные ассистенты активной безопасности.

И там, где конструкция платформы начинает вызывать вопросы или создавать сложности, в дело вступает управляющая электроника, которая, благодаря своим уже просто невероятным возможностям, устраняет любые проблемы, гася их в зародыше.

Концепт-кар BYD Ocean-S сбоку спереди Шанхай шанхайский автосалон 2025

Концепт-кар BYD Ocean-S на автосалоне в Шанхае / фото из соцсети

***

Не стоит забывать и о том, что принципы взаимодействия с авто в современном мире довольно активно меняются. Ведь мы всё больше заинтересованы в реальной, классической управляемости автомобиля. А она требует от водителя не только очень хороших навыков – сам процесс вождения начинает превращаться в работу.

Китайцы же на протяжении своей небольшой автомобильной истории решили превратить автомобиль прежде всего в комфортное и высокоавтоматизированное средство передвижения. А благодаря огромному внутреннему рынку смогли распространить своё представление о мобильности и на весь остальной мир. Причем, что тоже интересно, премиальность автомобиля уже вроде бы как не особо и зависит от его габаритных размеров и технических характеристик. Абсолютно все автомобили имеют премиальный дизайн и просто роскошное оснащение внутри. Количество мониторов и прочих опций комфорта стало ограничиваться исключительно размерами салона.

кроссовер Lynk & Co 900 интерьер в Шанхае 2025

Интерьер кроссовера Lynk & Co 900 в павильоне Шанхайской выставки 2025 / фото Autohome

Вычислительные возможности бортовых систем и открытая архитектура платформы позволяют получать доступ к любому элементу и узлу автомобиля. В результате мы получаем всякие, пока что экзотические для отечественного потребителя режимы. Типа «дискотека», при котором машина задействует светотехнику в соответствии с проигрываемой мелодией. Или режим курения (когда автомобиль так перестраивает климат-контроль и степень открытия люков и стекол, чтобы дым от сигарет сразу покидал салон), режим отдыха и тому подобное.

Про автоматическую парковку и выезд с нее я уже не говорю. Благодаря продвинутым возможностям управления трансмиссией, особенно если речь идет об электромобилях, машина может вращаться на месте, разворачиваться там, где испытает проблемы даже велосипедист, или выезжать с парковки по голосовой команде к водителю, который вообще находится снаружи.

Концепт-кар Chery QQ Qurio сбоку в Шанхае на шанхайском автосалоне 2025

Концепт-кар Chery QQ Qurio на автосалоне в Шанхае 2025 / фото Autohome

Так чем же современный автомобиль отличается от живого существа? Да уже почти ничем. У него есть интеллект, есть искусственное зрение, есть возможность самостоятельно перемещаться в пространстве и даже эволюционировать (правда, пока за счет обновления программного обеспечения).

***

В общем, по сути, весь китайский автопром незаметно перемещается в премиальный сегмент. И делается это совсем не потому, что альтруизм и эго разработчиков не позволяют им создавать простые конструкции. Всё проще и приземлённее.

Концептуальный седан GAC Aion Earth сбоку спереди шанхай шанхайский автосалон 2025

Концептуальный седан GAC Aion Earth показали на автосалоне в Шанхае 2025

Использование относительно дешевых информационных технологий позволяет китайскому автопрому обоснованно поднимать цену на свои автомобили, делая их производство более рентабельным. Попутно еще и вытесняя своих европейских и прочих конкурентов, которые продолжают использовать дорогие платформы, заточенные на «старорежимную» управляемость и пресловутое удовольствие от самого процесса вождения. При этом отставая от китайских конкурентов в главном – в вычислительной мощности бортовых систем автомобиля и в доступности глобальных информационных сервисов и функций. Которые, судя по всему, в глазах современного поколения водителей и стали основным достоинством любой современной конструкции, способной к перемещению в пространстве.

Так что, благодаря грандиозным финансовым ресурсам и огромным объемам продаж, китайцы сумели сформировать новую концепцию мобильности, которая пришлась по душе большей части планеты.

***

Председатель правления Porsche AG Оливер Блюм на автосалоне в Шанхае

Председатель правления Porsche AG Оливер Блюм на автосалоне в Шанхае

Кстати, на Шанхайском автосалоне я некоторое время постоял рядом со стендом компании Porsche, которая представила на нём новый GT3. И с удивлением заметил, что практически никто не испытывал пиетета и даже интереса при взгляде на этот легендарный автомобиль. Молодые потребители равнодушно проходили мимо, и только один человек с явным уважением прикоснулся к рулю этой легенды. Правда, это был пожилой европеец.

Что ж. Пришло время новых машин. И, справедливости ради, они и удобны, и красивы.

Егор ВАСИЛЬЕВ (@chinamashina)

Ранее в этой рубрике:
баннер Telegram саморекламабаннер Вконтакте саморекламабаннер Яндекс Дзен саморекламабаннер Ютуб YouTube самореклама

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Оставьте комментарий

Вы можете прокомментировать этот текст

Your email address will not be published.


*