Мировые моторшоу вымерли практически полностью еще в ковид. Те же, что выжили, сейчас являют собой достаточно жалкое зрелище. Ни шоу, ни размаха. А вот китайские выставки цветут и крепнут.
Год назад я писал о трендах по мотивам автосалона в Пекине. Нынешний Шанхай явил миру новые тенденции.
Большие кроссоверы
На дорогах китайских мегаполисов тесно, но вот с парковкой нет таких проблем, как в Японии и старых европейских городах. Поэтому пока машины из Поднебесной смело растут в габаритах.

Новый кроссовер Changan Deepal S09 в павильоне шанхайской выставки / фото Autohome
Начальная модель бренда Avatr, седан 06, в длину насчитывает без малого 4,9 метра. А кроссоверов, у которых от бампера до бампера больше 5 метров, на салоне дебютировало с десяток. Lynk & Co 900, Zeekr 9X, Deepal S09, Aito M8, Jetour G700 и G900 – и это я еще не всех вспомнил. Кто по «серым», кто по официальным каналам, но многие из них появятся на наших дорогах. И составят компанию ставшим привычными полноразмерникам Li и Tank.

Кроссовер Aito M8 в павильоне шанхайской выставки / фото Autohome
Такими темпами через пару-тройку лет китайские флагманы вымахают до 5,5 метра.
Универсалы
Кажется, в Китае полюбили еще и универсалы. Даже в Европе, где «сараи» исторически очень любят, они теряют популярность и, как следствие, постепенно вымываются из линеек производителей. Тут же наоборот.

Гибридный универсал BYD Seal 06 DM-i Travel Edition на выставке в Шанхае 2025 / фото Autohome
Ora Lightning Cat Travel Edition – милый электрический универсал в ретростиле. BYD Seal 06 DM-i Travel Edition – гибрид классического дизайна. Zeekr 007 GT – мощный спортивный шутинг-брейк. Опять же, список неполный. Отрадно, если практичный тип кузова обретет «вторую молодость» благодаря китайским маркам.

Универсал Ora Lightning Cat Travel Edition на выставке в Шанхае 2025 / фото из соцсети
Лидары
Системы активной безопасности работают с использованием стереокамер на ветровом стекле и/или радаров. Второй вариант работает лучше, он более «всепогодный». Зато камера дешевле. Сейчас многие китайские бренды используют только ее. И надо сказать, что научились неплохо прописывать алгоритмы: адаптивный круиз-контроль на камере стал вполне неплох.

Внедорожник Jetour Zongheng G900 Ultimate — еще в статусе концепта, но лидар ему уже установили / фото Autohome
Но еще есть лазерный радар — лидар. До последнего времени его применяли сравнительно редко из-за дороговизны. Теперь же он «пошел в народ». Машины с ним легко узнать: почти все используют идентичное решение – отдельный модуль-нашлепку на крыше. Выглядит не слишком эстетично, зато шансов повредить в ДТП минимум. В отличие от радара, который ставится сразу за решеткой радиатора или бампером.
Быстрые зарядки

BYD представила зарядку Megawatt Ultra-Fast Charging System
Китай – основной рынок для электромобилей. Но и здесь, кажется, поняли, что раздали им слишком щедрые авансы. Всё больше появляется последовательных гибридов, которые практичнее в повседневной эксплуатации.
Однако в «зеленой» теме я бы выделил не это, а появление сверхмощных зарядных терминалов. Последние разработки способны выдавать мегаватт энергии. Это означает, что 100-киловаттная батарея в теории может полностью зарядиться за считанные минуты. Конечно, с их применением всё непросто. Главный вопрос – в подводе соответствующих электросетей. Да и принимать столь мощный поток сегодня способны единичные модели. И всё же тренд задан. Производители и разработчики понимают, что «электричкам» не стать по-настоящему удобными, пока зарядка занимает в разы больше времени, чем заправка топливом на АЗС.
Моторы Great Wall

Двигатель V8 от GWM в павильоне Шанхайского автосалона 2025 / фото Дениса Бобылева
Мир стремится перейти на электричество – а Great Wall удивляет новыми разработками ДВС. Трёхлитровая «турбошестерка» у концерна уже есть и знакома нам по моделям Tank. В Шанхае показали ее старшего брата: агрегат V8 имеет уже четыре литра рабочего объема. Отдача топовых версий может уйти хорошо за 500 сил. Мотор появится на топовых Танках, но вряд ли по своему статусу окажется на Хавейлах.

Двигатель V8 от GWM в павильоне Шанхайского автосалона 2025 / фото Дениса Бобылева
Компания работает не только по автомобильному направлению. Первый мотоцикл Great Wall по пафосу готов затмить самые дорогие туристические модели мира. Достаточно сказать, что у него оппозитная «восьмерка» объемом два литра. Если по рабочему объему на байках есть моторы и покрупнее, то по количеству цилиндров «китаец» рекордсмен.
Интерес к своим

Porsche Taycan на автосалоне в Шанхае 2025 / фото Андрея Иванова
А вот от чего стало действительно грустно. На стендах мировых брендов в Шанхае было заметно меньше народу, чем на китайских. Дело не только в патриотизме: свои разработки в КНР уже стали интереснее по всем статьям. В экспозиции Porsche была ретроспектива поколений 911-го, у Тойоты – седанов Century. На стенде Mini тоже красовалась классическая модель.
Мне увиделась в этом попытка оправдания самих себя: мол, дела у нас сейчас не очень, зато мы с историей. Надеюсь, кризис мирового автопрома – явление временное. Не хотелось бы, чтобы китайцы всё подмяли под себя на всех рынках.
Кирилл МИЛЕШКИН, Шанхай
Ранее в этом блоге:
- Неужели китайцы пишут технические характеристики авто от балды? Взгляд Кирилла Милешкина
- Старые бренды вернутся — заживем по-старому или нет? Мнение Кирилла Милешкина
- Бесконечное множество Китая: хорошо или плохо? Взгляд Кирилла Милешкина
В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на au*********@**il.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.
Оставьте комментарий