Дилерский центр Haval в Китае / фото из соцсети
В сентябре горячей темой для обсуждений стал так называемый перегрев китайского рынка автомобилей. На это явление обратило внимание агентство Reuters. По данным китайской ассоциации автодилеров (CADA), менее 30% автокомпаний в КНР смогли выйти на прибыль по итогам первой половины 2025 года. Но насколько критичным оказалось положение дилеров и какие последствия это может за собой повлечь?
Для начала стоит рассказать, почему вообще снижается прибыль автодилеров в Китае. Одной из основных причин стала «ценовая война» между автопроизводителями. Она началась как своего рода соревнование между Tesla и BYD в 2022 году, но в итоге в неё втянулась вся местная индустрия. В результате чего цены на машины резко снизились.
Ярким примером такого противостояния стал кроссовер Voyah Free. Если в 2022 году его гибридная версия стоила в Китае 379,9 тысячи юаней (4,45 млн рублей), то новый Free+ 2025 модельного года стартует от 228,9 тысячи юаней (2,7 млн рублей). Со снижением цен продажи автомобилей увеличивались, но вот выручка сокращалась, увлекая за собой и прибыль.
Дилерский центр Geely в малонаселённом городе Китая / фото из соцсети
В этом году многие бренды, по данным CADA, и вовсе столкнулись с ценовой инверсией. Розничная стоимость реализуемых машин для конечных клиентов оказалась ниже закупочной. В результате 74,4% автодилеров КНР продавали новые машины себе в убыток. При этом у 43,6% разрыв в закупочной и розничной ценах составил 15%.
Вместе с тем, многие компании не успевали за трендом снижения цен на автомобили или отказывались ему следовать. Эта стратегия также оказалась ошибочной, приведя к снижению продаж и росту складских запасов у дилеров. Это увеличило финансовое давление на компании. В качестве примера «жертвы» этой проблемы можно выделить одного из крупнейших дилеров компании BYD в Китае – Qiancheng Holdings. Имея в активе 20 автосалонов BYD, компания прекратила сотрудничество с крупнейшим автопроизводителем Китая в мае 2025 года.
Дилерский центр BYD в Китае / фото из соцсети
Вместе со снижением фактической стоимости автомобилей усилилось давление и на самих автопроизводителей. Они сократили вознаграждение дилеров за достижение базовых целевых показателей. В результате образовался «перекос» между усилиями дилеров и бонусами, которые они получают. Поэтому, если судить по опросу CADA среди 938 дилеров КНР, показатель их удовлетворённости составил 64,7%. Это на 10,9% ниже результата 2024 года и на целых 18% ниже предшествовавшего началу «ценовой войны» 2021-го. Падение этого показателя прочно связано с другим важным фактором – прибылью дилеров.
Опубликованное 18 августа 2025 года исследование CADA указало на то, что только 30,3% автодилеров Китая достигли целевых показателей продаж по итогам первой половины 2025 года. А 29% даже не перешагнули планку в 70% целевого показателя. При этом 52,6% компаний понесли убытки в период с января по июнь 2025 года. 17,5% смогли выйти на нулевые показатели. И только 29,9% автодилеров вели прибыльную деятельность.
Дилерам автомобилей на новых источниках энергии легче выйти на прибыль в Китае / фото из соцсети
Здесь стоит отметить, что под меньшим ударом в 2025 году оказались дилеры брендов, представленных гибридными и электрическими автомобилями. Среди них убыточными были только 34,4%. На прибыль вышли 42,9% таких автосалонов. А 22,7% работали «в ноль». Для сравнения, опять же, приведём 2021 год. Тогда убыточными были только 17,5% дилеров, а прибыльными – 53,8%.
В результате упомянутого фактора ценовой инверсии убыток автодилеров с продажи новых автомобилей продолжает расти. По итогам первого полугодия 2025 он составил 22,3%. В уже не раз упомянутом здесь 2021 году автодилер получал с продажи нового автомобиля в Китае 12,9% валовой прибыли. На данный момент существование автосалонов в Китае обеспечивают послепродажное обслуживание (63,8% валовой прибыли), а также финансовые и страховые продукты (36,2%), в то время как продажи новых машин приносят убытки.
Послепродажное обслуживание остаётся основным источником дохода китайских дилеров / фото из соцсети
Наиболее свежие данные китайской ассоциации дилеров свидетельствуют о том, что совокупный коэффициент запасов автодилеров в августе составил 1,31. Этот показатель увеличился на 12,9% в сравнении с августом 2024 года, перешагнув границы рекомендованного экспертами CADA диапазона. Рост складских запасов вновь увеличивает финансовое давление на автосалоны.
Реакция дилеров на текущие реалии рынка КНР соответствующая. Многие из них стали «сливать» машины фирмам, занимающимся продажей подержанных автомобилей с нулевым пробегом как внутри Китая, так и за его пределами. В данном формате сотрудничества автосалон продаёт машину специализированной компании. Её сотрудники регистрируют авто в Поднебесной, а затем тут же снимают её с учёта и реализуют на внутреннем рынке или отправляют на экспорт в другие страны.
Товарные автомобили компании Changan перед распределением по дилерским центрам / фото AFP
Выгода автосалона тут заключается в выполнении плана продаж и получении бонусов. Но и эта стратегия повлекла за собой негативный эффект. Производители автомобилей продолжили увеличивать целевые показатели продаж, вынуждая дилеров выкупать больше машин. В результате предложение многих автосалонов превзошло фактический спрос даже с учётом низких цен.
Продолжающаяся в Китае «ценовая война» повлекла за собой серьёзные последствия. Хотя объёмы складских запасов у дилеров не достигли критических показателей, они продолжают увеличиваться. Вместе с тем растёт недовольство автосалонов, вынужденных продавать автомобили себе в убыток. Дилерские сети некоторых брендов уже начали постепенно разрушаться, что отражается на финансовом состоянии автопроизводителей.
Экспорт является важным направлением развития многих китайских автопроизводителей / фото ChinaAutoNews
На данный момент в Поднебесной идёт настоящая «гонка на выживание» как среди дилеров, так и между автопроизводителями. Многие компании отказываются от убыточного соперничества на домашнем рынке, предпочитая развивать направление официального экспорта автомобилей. Он приносит прибыль, в несколько раз превышающую аналогичные показатели в Китае. Но вопрос конкуренции между китайскими марками обостряется и за рубежом. Поэтому «убежать» от соперничества никак не выходит.
В результате мы видим, что сейчас автомобильный сектор Поднебесной проходит проверку на прочность. В ближайшие несколько лет определённое количество брендов будет упразднено или совершит слияние с другими марками. Это изменит расстановку сил не только в КНР, но и на глобальном рынке. Кроме того, уже сейчас обострившаяся конкуренция негативно влияет на качество автомобилей, на что несколько лет подряд указывает агентство J.D. Power China.
Денис БОБЫЛЕВ (YouTube)
Известный производитель гибридов и электрокаров Li Auto увольняет сотрудников из-за проблем с автомобилями. Об этом…
Предзаказы на долгожданную новинку – кроссовер CS75 Plus нового поколения – объявил в России бренд…
Бренд JAC объявил о том, что начал собирать в России предзаказы на свою новинку –…
Цены и комплектации обновленного рамного внедорожника Tank 300 объявили в России. Он получил ряд изменений…
Китай ужесточает параллельный экспорт автомобилей, стало известно 14 ноября. В этот день несколько министерств выпустили…
В Китае сфотографировали обновленный гибридный кроссовер Geely Galaxy Starship 7 EM-i, известный за рубежом как…
This website uses cookies.