Chery может «уйти» из страны, но станет только сильнее. Так уже было в Иране

Chery в Иране ушлаChery по-прежнему работает в Иране, хотя официально свернула здесь свою деятельность / фото automobilefarsi

О том, что китайский бренд Chery может уйти из России к 2027 году, в связи с выходом на Гонконгскую биржу и необходимостью соблюдения санкций, мы уже писали. Но что будет дальше? Для более детального понимания ситуации стоит обратить внимание на Иран. В этой ближневосточной стране Chery давно предлагает свои модели только под местными марками.

Иран остается перспективным рынком, на который стремятся выйти крупные игроки. Однако в связи с давним санкционным давлением на страну, активность иностранных компаний в Иране очень затруднена. Примечательно, что с конца 2024 года Chery официально прекратила операции с Ираном (а также Кубой), но формально остается на рынке Исламской Республики.

Подробности о том, как Chery ведет деятельность в Иране в условиях жестких санкций, «Китайским автомобилям» рассказали главные редакторы местных СМИ – информационного агентства Charkhan Мохаммад Саид БАХМАНИ и сайта Khodrobank Мохсен АЛЕТАХА.

Постоянное присутствие и расширение дилерской сети

Главный редактор информационного агентства Charkhan Мохаммад Саид Бахмани иран

Главный редактор информационного агентства Charkhan Мохаммад Саид Бахмани

– Работает ли Chery в Иране под своим оригинальным брендом?

Мохаммад Саид Бахмани: Нет, Chery не работает под своим оригинальным брендом в Иране. Компания выходит на рынок через местные иранские марки и суббренды.

Мохсен Алетаха: Нет, в Иране нет автомобилей под брендом Chery.

Что иранцы думают об иранских брендах MVM, Xtrim, Lucano, Ecoda и Fownix, под которыми продаются Chery, Exeed, Jaecoo и Omoda? Считают ли они их иранскими автомобилями?

Бахмани: Раньше эти бренды были известны как бюджетные или низкокачественные. Сегодня они воспринимаются как более современные и конкурентоспособные, хотя и несколько уступают другим мировым брендам. Однако иранцы понимают, что это не иранские, а китайские модели, переименованные для местного рынка.

Алетаха: На самом деле, между этими брендами и импортными автомобилями разных ценовых диапазонов существует сильная конкуренция. Однако в прошлом году в Иране было продано более 140 000 автомобилей этих брендов, что является весьма высоким показателем. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, объёмом производства и предложения на иранском рынке, а также большим количеством дилерских центров и активной рекламой.

Khodro Bank Мохсен Алетаха

Главный редактор иранского издания Khodrobank Мохсен Алетаха

– Производятся ли модели Chery в Иране с высокой степенью локализации или же они выпускаются отверточным методом?

Бахмани: В основном ведется CKD-сборка с низкой долей компонентов местного производства.

Алетаха: Это зависит от автомобиля и производителя. В настоящее время в Иране производятся автомобили в среднем с 50% локализацией, в то время как некоторые модели имеют лишь около 20% локализации.

– Каковы показатели продаж всех вышеупомянутых брендов? Какие модели Chery в конечном итоге оказались популярнее?

Бахмани: Точных данных о продажах нет, но более бюджетные модели, как правило, продаются лучше.

Алетаха: Chery, безусловно, является одним из самых продаваемых китайских брендов на иранском рынке, главным образом потому, что его дистрибьютор работает в Иране уже много лет и даже под санкциями не ушёл с рынка. Напротив, компания всеми возможными способами пыталась продолжить производство своих моделей. Это постоянное присутствие, наряду с расширением дилерской сети в период отсутствия других брендов в Иране, сделало Chery одним из самых продаваемых брендов в стране. Впрочем, сейчас на первые роли выходит JAC.

Вернуться обратно стало бы непростой задачей

кроссовер mvm x77 на базе chery tiggo 7 exeed lx сбоку спереди белый иран

В кроссовере MVM X77 непросто узнать Exeed LX / фото Sebghat Azad

Интересуются ли иранцы китайским автомобильным рынком?

Бахмани: Да, они активно следят за развитием китайского автомобильного рынка.

Алетаха: Раньше наблюдалось значительное сопротивление китайским брендам. Однако с появлением более известных моделей, таких как Haval, BYD и Changan, такое восприятие меняется.

– Могут ли иранские журналисты указывать происхождение китайских моделей, продаваемых под иранскими брендами, или они всегда должны указывать, что это иранские автомобили?

Бахмани: Ограничений нет. Журналисты открыто заявляют, что эти автомобили изначально являются китайскими моделями, переименованными для иранского рынка.

Алетаха: Этот вопрос во многом зависит от компании-дистрибьютора. Приведу пример. Например, у нас есть автомобиль под названием Lamari Eama, который по сути является Dongfeng T5 Evo, и компания-дистрибьютор не возражает против упоминания оригинального названия автомобиля. Однако в случае с брендом Chery ситуация иная: компания-дистрибьютор обычно просит нас вообще не упоминать Chery.

логотип Fownix Иран

Нетрудно догадаться, почему для логотипа иранского бренда Fownix выбрали именно такую форму / фото Khodrobank

– Как вы думаете, были бы китайские автомобили популярнее в Иране, если бы продавались под своими брендами?

Бахмани: Не думаю, что это имело бы большое значение, поскольку всем известно, что использование местных брендов в основном связано с санкциями.

Алетаха: На мой взгляд, если они будут продаваться под своим оригинальным брендом, это, безусловно, положительно скажется на их продажах.

– А если бы Chery решила вновь работать в Иране под своим брендом, как бы прошла такая трансформация?

Бахмани: На мой взгляд, это не имело бы большого значения.

Алетаха: Думаю, это будет очень сложно, поскольку новые бренды регистрировались и рекламировались годами, и многие дилерские центры по всей стране перешли на эти марки. По моему мнению, это будет совсем непростая задача. Возможно, в течение года удастся вернуться к материнскому бренду.

автомобили из Китая санкции

Реалии иранского авторынка таковы, что кроссовер Chery (слева) здесь представлен под маркой Fownix, а родственный Jetour — под брендом Bahman / фото khodrobank.com

Что дальше

Российское представительство Chery уже опровергло заявления о возможном уходе с рынка. Дело в том, что Россия обеспечивает компании ощутимую долю выручки. В 2023-м показатель составил 17,7%, а в 2024-м – уже 25,5%.

Впрочем, если взять опыт Ирана, то Chery в любом случае никуда не уйдет и будет продолжать присутствовать на рынке под различными марками. Напомним, уже сейчас помимо Tenet модели компании продаются под названием Xcite. Более того, альтернативные названия заготовлены и для суббрендов концерна (Exeed, Jaecoo, Jetour, Omoda). Речь идет о марках Esteo, Jeland, Votour и Onives.

Андрей ТРУБИН (@chinamashina)

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

1 Comment on "Chery может «уйти» из страны, но станет только сильнее. Так уже было в Иране"

  1. Для России сила бренда, пожалуй, даже более важна, чем в иных западных странах. Чери и её суббренды имеют хорошие продажи в основном благодаря очень большим скидкам и привлекательным кредитным программам. У самой же Чери репутация «ржавеющего корыта» и самого «дешёвского дешмана». Покупатели Чери — это люди, которые либо всё прекрасно понимают и покупают эти автомобили как одни из самых доступных в каждом классе вариантов, либо те, кто очень далёк от понимания автопрома вообще. В плане репутации и силы бренда в более выгодных позициях находятся Джили и Хавал, а также Чанган. Наибольших же высот в восприятии бренда среди российских автолюбителей достигли Лисян, Зикр и Воя. Вывод оригинальных брендов Чери из РФ естественно ударит по продажам. Стоит ли выход на Гоконгскую биржу потери значительной части выручки на российском рынке? Чего именно хочет Чери от IPO? Как это поможет компании там, где она традиционно сильна — в РФ, Азии и Латинской Америке? Неужели грезит рынком ЕС или вообще США? В своём ли уме руководство компании?

Вы можете прокомментировать этот текст

Your email address will not be published.


*