«Китайские автомобили» уже публиковали самые разные мнения о прошедшем Шанхайском автосалоне, а теперь мы предложили поделиться впечатлениями о выставке нашим иностранным коллегам.
Главный редактор иранского информационного агентства Charkhan Мохаммад Саид БАХМАНИ посетил Auto Shanghai 2025 и в этой статье, написанной для нашего сайта, рассказал, какие тренды ему удалось отметить по итогам поездки.

Главный редактор информационного агентства Charkhan Мохаммад Саид Бахмани
Общая атмосфера
Шанхайский международный автосалон 2025 года — одно из самых значимых автомобильных событий в мире – в очередной раз продемонстрировал, что Китай становится не только крупнейшим авторынком, но и растущим технологическим центром в сфере мобильности будущего. Заметное присутствие китайских брендов наряду с международными компаниями, уделяющими особое внимание инновациям, электромобилям, искусственному интеллекту, автономному вождению и экотехнологиям, позволило составить чёткое представление о будущем автомобильной промышленности.

Шанхайская выставка 2025 показала каким будет будущее, в том числе самое недалекое / фото Сергея Захарова
Auto Shanghai 2025 впечатлил меня своим ультрасовременным дизайном, огромными выставочными залами и тщательной организацией, задавая новые стандарты для промышленных выставок. В отличие от предыдущих выставок, на которых в основном демонстрировались концепт-кары и автомобили класса люкс, в этом году акцент был сделан на доступных инновациях — автомобилях, которые должны появиться на дорогах в ближайшие пару лет.
Примечательно, что количество западных брендов заметно сократилось на фоне уверенной демонстрации китайских брендов. Надо признать, такие компании, как BYD, Nio, Xpeng, Geely, Li Auto и другие развивающиеся игроки, преуспели не только в дизайне, но и в технологиях, опередив мировых конкурентов.
Доминирование электромобилей
Пожалуй, самой яркой особенностью выставки было пристальное внимание к электромобилям. Транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания были представлены на редких стендах. Многие бренды объявили о прекращении выпуска новых моделей с бензиновыми двигателями, что свидетельствует о решимости Китая возглавить энергетическую революцию в сфере транспорта.

Купе Denza Z на Шанхайском автосалоне 2025 / фото Дениса Бобылева
Компания BYD представила новые модели серий Denza и Fang Сheng Bao – они будут конкурировать с Tesla, предлагая больше функций по более низким ценам. Бренд Zeekr от Geely представил великолепное воплощение европейского дизайна и точной инженерии. Компания Nio продемонстрировала сверхбыстрые зарядные устройства и сменные тяговые батареи, посулив будущее без проблем, связанных с аккумуляторами.
Искусственный интеллект и автономное вождение
Еще одним важным моментом стала повсеместная интеграция интеллектуальных технологий в транспортные средства. Почти все крупные бренды представили полуавтономные и полностью автономные системы вождения, в том числе, в готовых к производству автомобилях.

Концепт-кар BYD Ocean-S на автосалоне в Шанхае / фото из соцсети
Компании типа Nio, Huawei и Baidu использовали передовые программные платформы, такие как HarmonyOS и Apollo, демонстрируя, что в будущем автомобили будут служить не только средством передвижения, но и мобильными центрами обработки данных. Эти транспортные средства могут обучаться на основе поведения водителя, настраивать интерьер в зависимости от настроения и интеллектуально взаимодействовать с другими транспортными средствами.
Эволюция дизайна: от подражания к отличиям

Минивэн Zeekr Mix на автосалоне в Шанхае 2025 / фото Дениса Бобылева
В предыдущие годы дизайн китайских автомобилей часто вдохновлялся западными брендами. Однако такие бренды, как Avatr, Aito и Zeekr, теперь разработали свои уникальные языки дизайна. Минималистичный стиль в сочетании с плавными линиями и аэродинамичными кузовами придаёт этим автомобилям футуристический вид.
Кроме того, широкое использование экологичных материалов, интерьеры из переработанной кожи и несколько дисплеев стали стандартом для китайских автомобилей.
Международные бренды: отстают или адаптируются?
Европейские бренды, такие как BMW, Mercedes-Benz и Audi, а также японские бренды, в частности, Toyota и Honda, стали менее заметными участниками автосалона по сравнению с предыдущими годами. Их основная стратегия заключалась в презентации электрических или концептуальных моделей, чтобы продемонстрировать, что они по-прежнему в деле и по-прежнему конкурентоспособны.

Три новинки Volkswagen на Шанхайском автосалоне: созданы в Китае и для Китая
Примечательно, что многие из этих брендов представили плоды сотрудничества с китайскими компаниями или использовали местные платформы. Например, Volkswagen представил полностью электрическую модель, созданную в партнерстве с Xpeng и адаптированную для китайского рынка. Аналогичным образом Renault с помощью Dongfeng разработала экономичные автомобили специально для местных потребителей.
Новые технологии, которые формируют авторынок
Выставка Shanghai 2025 была не просто демонстрацией продукции, а площадкой для презентации основополагающих технологий, формирующих будущее автомобилестроения. Ключевые инновации включали твердотельные аккумуляторы, «умные» и беспроводные зарядные сети, транспортные средства на базе Интернета вещей (IoT) и платформы для совместного использования автомобилей и совместного владения ими.

BYD представила зарядку Megawatt Ultra-Fast Charging System
Такие компании, как CATL и Huawei, сыграли ключевую роль в этих областях, фактически превратив автомобильную промышленность Китая в высокотехнологичный сектор.
Куда движется китайский автопром
Ещё несколько лет назад китайские автомобили в основном продавались на внутреннем рынке. Теперь такие бренды, как BYD, Chery и Great Wall, активно расширяют свое присутствие в Европе, Южной Америке, на Ближнем Востоке и даже в Африке. Экспорт китайских электромобилей стремительно растёт.
К 2030 году Китай станет не только крупнейшим производителем электромобилей, но и основным экспортёром автомобильных платформ и связанных с ними технологий. Многие страны, стремящиеся к экологичному транспорту, скорее всего, будут полагаться на китайские технологии.

Кроссовер Chery Tiggo 9L в павильоне Шанхайского автосалона 2025 / фото Дениса Бобылева
Но путь, по которому идет автомобильная промышленность Китая, не лишён препятствий. Это, среди прочего, и сильная внутренняя конкуренция, и геополитическое давление, и проблемы с экспортом и вопросы, связанные с поиском сырья для аккумуляторов. Тем не менее, активная государственная поддержка транспортных средств на новых источниках энергии, инвестиции в инфраструктуру зарядки и стремительный рост технологической экосистемы создают многообещающие перспективы.
Новый эпицентр автомобильных инноваций
Шанхайский автосалон 2025 года наглядно продемонстрировал, что мировой автомобильный рынок претерпевает глубокие изменения, а Китай не просто догоняет, но и во многом опережает другие страны.

Мохаммад Саид Бахмани на стенде Mercedes-Benz на автосалоне в Шанхае 2025
В то время как западные бренды по-прежнему обладают престижем и наследием, китайские автопроизводители стремительно сокращают разрыв благодаря конкурентоспособным ценам, передовым технологиям и быстро внедряемым инновациям.
От электрических внедорожников с запасом хода более 900 км до полностью интегрированных интеллектуальных кабин и автономных систем вождения – будущее, представленное в Шанхае, больше не является далёкой мечтой. Оно уже наступает на улицах Китая, а вскоре это произойдёт и во всём остальном мире.
Шанхайская выставка 2025 года была не просто автосалоном. Она стала заявлением Китая о своих намерениях. И его можно сформулировать примерно так: будущее за автомобилями электрическими, «умными» и китайскими.
Мохаммад Саид БАХМАНИ, главный редактор иранского информационного агентства Charkhan — специально для «Китайских автомобилей»
Оставьте комментарий