Эксклюзив

История китайских автомобилей. Как появилась Chery и какой Amulet принес ей удачу

В прошлых выпусках нашей исторической рубрики мы уже рассматривали рождение одной из крупнейших китайских автокомпаний — Geely. Сегодня же хотим затронуть другого крупного игрока, который очень давно известен в нашей стране.

История Chery Automobile Co. началась в 1997 году, когда мэрия города Уху, что в провинции Аньхой, задумала появление серьёзного промышленного производства, дабы создать новые рабочие места и вывести престиж города на новый уровень. И вскоре британское отделение Ford продало правительству города Уху конвейер и другое оборудование для производства уже немолодого двигателя Ford 1.6 CVH, который в КНР получил индекс SQR480.

Однако правительство не удовлетворил тот факт, что их город будет выпускать только ДВС. Да и акционеры в лице мэрии, властей провинции, да и некоторых частников были недовольны одним только производством двигателей. Требовался автомобиль!

Заводская легенда гласит, что пришедшие на совещание в мэрию руководители завода попросили дать разрешение на производство машин, и им был дан ответ: «Ки рюи», что дословно обозначает «Великое благословение». Коллектив завода решил, что это выражение должно стать названием нового бренда. Тогда же было решено транслитерировать фразу английскими буквами. Сразу отметим, что в китайском автопроме того времени — это очень редкое явление. Большинство брендов предпочитало не считаться с мировой общественностью и называло свои бренды на китайском языке, тем самым фактически закрывая самим себе путь для экспорта.

Но вернёмся к названию нового бренда. У китайских филологов в итоге получилось незвучное Qirui. Естественно, это не понравилось маркетологам, и было решено слегка переиначить имя, дабы оно звучало красивее. И вскоре на суд коллектива представили новое наименование – Cheery. Да, именно с двумя Е. Однако далее ситуация приобрела комичный масштаб. Поскольку китайцы не были сильны в английской орфографии, то в официальных документах вскоре были допущены ошибки, и таким образом бренд стал привычной нам «Вишенкой» с одной Е. Правительству и другим акционерам это даже понравилось. Поэтому слово Chery и стало официальным названием, под которым бренд существует и по сей день.

На фото: первоначальный вариант эмблемы бренда Chery.

***

А теперь рассмотрим первый автомобиль бренда, появившийся в 1999 году. И тут читателю будет сложно разобраться во всех названиях. Модель получила заводской индекс А11 и название Fengyun, но при этом в Китае также использовались названия Fulwin и Windcloud.

По сути, A11 представляет собой SEAT Toledo первого поколения — модель, которая была построена испанским филиалом группы Volkswagen и выпускалась с 1991 по 1998 год. Машина базировалась на платформе Volkswagen Group A2. Это та же «тележка», которую FAW-VW Automobile использует для своей успешной модели FAW-VW Jetta. Производство Windcloud действительно зависело от тайных сделок с теми же поставщиками запчастей, что работали с FAW-VW. Вскоре Volkswagen начал готовить судебное разбирательство, однако последующее финансовое урегулирование вне суда позволило немцам воздержаться от запланированного судебного процесса. Все ловкие и успешные переговоры были работой инженера Инь Тунъяо, который до Chery трудился в китайском совместном предприятии FAW-Volkswagen.

Приобретение чертежей Toledo осуществлялось тайно, несмотря на то, что SEAT являлась дочерней компанией Volkswagen. Видимо, на тот момент руководство испанского бренда не считалось с «немецким центром» и не осведомляло главу концерна о сторонних сделках. А в качестве двигателя стоял тот самый, уже упомянутый древний агрегат Ford. Это 4-цилиндровый 1,6-литровый силовой агрегат мощностью 94 л.с. Позднее мотор был заменен современными бразильским двигателем Tritec и собственной разработкой Chery — Acteco.

На фото wikipedia.org: седан Chery A11.

Однако все складывалось не слишком хорошо. Главной проблемой стало китайское законодательство, которое ограничивало выход на рынок новых игроков. Поэтому в течение почти двух лет Chery официально производила только «автокомпоненты». Да и крупный заказ на поставку для нужд городской администрации и работы в таксопарках по всей провинции Аньхой не слишком спасал ситуацию.

Разрешение на продажу автомобилей по всей стране Chery получила в 2001 году. Тогда 20% акций Chery Automobile были переданы компании SAIC. Такое решение стало тем самым «особым благословением», о котором заявлено в китайском названии компании. Именно этот шаг позволил марке выйти на весь китайский рынок. Однако вскоре SAIC продала свою долю акций из-за возросшего напряжения между Chery и другим партнером — General Motors. В этом же, 2001 году, бренд начал поставлять автомобили в Сирию. Именно там появилось знакомое отечественным автолюбителям название — Amulet. Chery стал крупнейшим китайским экспортером легковых автомобилей с 2003 года, а в 2011-м экспортировал около 25% от общего объема производства.

На фото: седан Chery A11.

Chery A11 под разными названиями производился до 2006 года. Однако ещё в 2003-м был представлен Chery A15, который представлял собой рестайлинг А11. И именно эта модель попала на рынок РФ под названием Amulet.

На фото: седан Chery A15, являющийся рестайлингом Chery A11 и известный нашим автомобилистам как Chery Amulet.

P.S. 

А упомянутый ранее инженер Инь Тунъяо не напрасно проявил чудеса дипломатии в корпоративном споре с Volkswagen. Сейчас этот уважаемый в Китае человек и возглавляет компанию Chery. Во главе с ним она закрепилась в статусе самого успешного экспортера на китайском авторынке.

Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»

Последние тексты

Кроссовер Dongfeng Fengon ix5. Конкурент для Chery Tiggo 4 и Belgee X50?

Кроссовер Chery Tiggo 4 часто сравнивают с Belgee X50 на базе Geely Coolray. Но у…

18.02.2025

В Беларуси появились седаны Chery Arrizo 6. Их можно назвать бюджетными

Официальный дистрибьютор Chery в Беларуси начал продажи новой для местного рынка модели - седана Arrizo…

18.02.2025

BYD и Wuling в погоне за «Теслой». Названы 7 самых популярных в 2024 году электромобилей мира

В Европе, и особенно в Германии, продажи электромобилей и подключаемых гибридов в 2024 году пусть…

18.02.2025

8 лет гарантии и пробег больше, чем у Lixiang. В России стартовали продажи гибридов Rox 01

Концерн Sinomach Auto объявил старт продаж премиальных автомобилей Rox 01 в России. Гибридные кроссоверы представлены…

18.02.2025

Полноприводный X7 и обновленный X3 Pro. Какие новинки готовит для России марка Kaiyi

В 2025 году марка Kaiyi готовит для России сразу две новинки: полноприводный вариант кроссовера X7,…

18.02.2025

Стала известна первая модель Changan на автозаводе Astana Motors. Это кроссовер CS55 Plus

Стала известна первая модель Changan, которую начнут производить на заводе AMMKZ компании Astana Motors в…

18.02.2025

This website uses cookies.