Наверняка многие считают, что китайская грузовая автопромышленность создавалась по лекалам советской. Однако в этом важном деле отметилась и Чешская Социалистическая Республика. Об одной такой компании, имеющей связи с Чехией, мы и поговорим.
Фирма Changzheng Auto Works (Changzheng означает «Длинный марш») была основана в 1958 году и в первые годы своего существования занималась производством автозапчастей. Первоначально фирма располагалась в Пекине и именовалась как Beijing Xindu Auto Works. Но в 1970 году переехала в Синтай. Вероятной причиной массового бегства автопроизводителей из Пекина стало ухудшение китайско-советских отношений в конце 1960-х годов. Пекин опасался возможного вторжения СССР и поэтому, используя опыт, полученный из предыдущих вторжений Японии, перевел целые отрасли промышленности во второстепенные города, расположенные в глубине страны, чтобы сохранить производственные мощности.
Достоверно нельзя сказать, когда Changzheng Auto начал производство автомобилей. Некоторые источники позволяют предположить, что выпуск начался буквально с момента рождения в 1958 году, однако даже примерной информации о модельном ряде обнаружить не удалось. Одно известно точно: компания имела тесные связи с чешской Tatra. И фактически вся грузовая продукция Changzheng так или иначе основывалась на узлах и агрегатах легендарной «Татры». Что забавно, официальные отношения между брендами начались только в 1985-м. Как Changzheng копировал чешские машины до этого – загадка. Возможно, имели место неформальные связи.
К середине 90-х компания переехала ближе к центру города Синтай, оставив старые цеха, общежития и офисы без должного обслуживания, в результате чего они просто медленно ветшают.
Но давайте пройдемся по модельному ряду.
Этот грузовик базируется на Tatra 111, однако конструкция кабины несколько отличалась и была больше похожа на советские КрАЗы. По некоторой информации, его производство стартовало в 1958 году, но проверить это не удалось. Под капотом скрывался 12-цилиндровый V-образный атмосферный дизельный двигатель 12V110F объемом в 14,8 литра и мощностью в 170 лошадиных сил (на 10 л.с. слабее, чем у чешского прототипа).
Следующей моделью стал тягач Changzheng XD 980, основывающийся на конструкции Tatra 141. Что важно, и тут китайцы подошли творчески к производству грузовика и видоизменили кабину прототипа. Двигатель, судя по всему, такой же, как и у XD250.
Ближе к началу 1970-х Changzheng заинтересовался достаточно современным грузовиком Tatra 138, который руководство тут же поспешило скопировать. Как водится, облицовка кабины была сделана оригинальной. Под капотом стоял чешский 8-цилиндровый V-образный дизель XD8V120, имеющий объем в 11,7 литров. Отдача – 180 лошадиных сил.
В 1973 году XD 160 было решено модернизировать, а заодно и сменить индекс. Changzheng CZ 160 отличается от XD 160 исключительно кабиной, получившей очень простые квадратные черты. Техническая часть та же. Что забавно, индекс «CZ» обычно использовался для маркировки различных товаров в Чехословакии, что очень иронично.
CZ 161 можно назвать более развитой копией Tatra 138, известной под индексом 148. Если не вдаваться в подробности, то можно сказать, что они разнятся исключительно силовыми установками. Китайский же CZ 161, появившийся в 1974 году, от CZ 160 отличается ощутимо сильнее. В первую очередь, кабина вновь стала напоминать таковую у Tatra, но со слегка измененной облицовкой. Во-вторых, изменился и двигатель. Под капот установили немецкий 8-цилиндровый 12,8-литровый дизель Deutz F8L413F, производство которого освоили на заводе Beinei в КНР. Его отдача составляет 237 «сил», что уже ощутимо больше 212 «лошадей» у оригинальной 148-й.
Однако производство всех вышеназванных машин было отнюдь не крупносерийным. С 1973 года по 1985-й изготовлено всего 1 318 единиц. То есть примерно по сотне в год – смешные показатели. Однако именно 1985-й ознаменовался новым триумфом Changzheng Auto, который наконец-то начал официально сотрудничать с Tatra.
Чешские партнеры полностью передали всю документацию на новейший грузовик Tatra 815 и множество его вариаций. Тот же 1985 год показал существенный рост производства грузовиков Changzheng – целых 167 экземпляров (CZ160 и Tatra 815). В период с 1985 по 1987 год в Синтае было произведено порядка 1 000 T815. Причем примерно половина комплектующих была локализирована. В общей сложности, с 1985 по 1992 год Changzheng выпустил 3 200 T815.
Были и смелые попытки скрестить локализованную компанией China National Heavy Truck Group кабину от Steyr 90 и шасси «Татры». Такой грузовик получил наименование Changzheng CZ1260. Эта кабина использовалась многими китайскими брендами, в том числе и знаменитым Shaanxi.
Но, как говорится, дальше – больше. По мере локализации разных кабин, а в некоторых случаях создания новых, Changzheng пробовал различные «головы» для шасси Tatra. Давайте пройдемся по некоторым из них, ибо освещать все модели со всеми характеристиками просто не имеет смысла.
Но есть и особенные модели, которые не основаны на конструкции машин Tatra.
В 2017 году между Changzheng и Tatra было подписано новое соглашение, в рамках которого китайцам позволили разработать на чешском шасси несколько новинок. Первым можно назвать универсальное шасси CZ 2257SU55. За ним последовали бортовые грузовики CZ 2250SU56 и даже 8-колесные полноприводные самосвалы CZ 2310SU76. Под капотом уже давно не ставятся чешские двигатели, их место заняли китайские силовые агрегаты Weichai серии WP10, чья мощность варьируется от 350 до 400 лошадиных сил.
По всей видимости, сегодня компания живет, но не сказать, что здравствует. Серьезная конкуренция от китайских лидеров рынка фактически не оставляет местечковому производителю успешно развиваться. А если учесть, что и чешская Tatra стала аутсайдером в грузовом бизнесе, то на помощь европейского партнера рассчитывать практически не приходится.
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»
Цена гибридного Tank 500 Hi4-Z раскрыта в Китае одновременно со стартом заказов. Новая модель оснащается…
В ближайшее время в России появится полноразмерный рамный внедорожник BAIC BJ60. Автомобиль станет вторым в…
Точные характеристики электромобиля JuneYao Air от китайской авиакомпании официально раскрыты благодаря выходу на рынок Таиланда.…
В Китае на улице заметили новый кроссовер Chery Fulwin T8, оснащённый гибридной силовой установкой C-DM.…
Кроссовер Xiaomi, который пока что известен под внутризаводским индексом MX11, показал свой салон. Судя по…
Старт продаж обновленного Avatr 11 от Changan и CATL объявили в Китае. Теперь необычному купе-кроссоверу доступна…
This website uses cookies.