История китайского автопрома

История китайских автомобилей: от СССР до стран Запада. Как в КНР появился первый грузовик

Сегодня автор и ведущий нашей исторической рубрики Андрей ТРУБИН предлагает познакомиться с рождением китайского грузового транспорта. И в частности, с появлением модели Jiefang CA10, которой Китай обязан Советскому Союзу.

После победы в гражданской войне в Китае Мао Цзэдун подписал ряд соглашений со своим главным союзником — Советским Союзом. При этом уровень взаимопомощи был настолько высок, что вскоре в Китае был открыт первый крупный завод First Automobile Works. Первый камень строящегося завода в городе Чанчунь заложил сам Мао. После чего дата 13 июля 1956 года стала считаться днем рождения завода FAW.

В этом же году был налажен выпуск первого серийного автомобиля новой Китайской Народной Республики. Им стала копия советского грузовика ЗИС-150. Советская сторона предоставила техническую документацию, а также производственное оборудование. 3,5-тонный китайский грузовик получил наименование Jiefang CA10 (Цзефань – в переводе с китайского «Освобождение»). Он почти не имел отличий от советского собрата. Принципиальная разница была исключительно в промежуточной опоре кардана, тогда как у советского прототипа кардан цельный.

На фото Wikipedia.org: прототип Jiefang CA10 – ЗИС-150.

Jiefang CA10 выпускался с копией советского двигателя ЗИС-120, который устанавливался на ЗИС-150. Этот 6-цилиндровый рядный агрегат объемом 5,5 литра выдавал 95 лошадиных сил. Весьма надёжные агрегаты и общая живучесть конструкции позволили производить китайский грузовик до 1983 года, после чего его сменила модернизированная версия.

Давайте ради удобства читателей приведем самые известные вариации этого грузовика.

* Jiefang CA10 (1956-1983) — базовая модель с двигателем мощностью 95 л.с. К 1983 году двигатель форсировался два раза, развив при первой модернизации 100, а при второй 110 лошадиных сил.

На фото carnewschina.com: Jiefang CA10.

* Jiefang CA30 (1958-1979) — трехосный полноприводный грузовик. Копия советского ЗИС-151 оснащалась аналогичными стандартной модели двигателями.

На фото car.at.ua Jiefang CA30…

…и его советский прототип ЗИС-151. Обратите внимание, что у советского грузовика брусья капота вертикальные, а у китайского — горизонтальные. Также последний имел более современные внедорожные шины.

* Jiefang CA15 (1983-1986) — последняя модернизация стандартной модели. Основное изменение — это очередная форсировка двигателя до 115 лошадиных сил. Кстати, среди автоисториков есть мнение, что стоял вновь разработанный китайский двигатель.

На фото autowp.ru: Jiefang CA15.

Основным заказчиком этих грузовиков, естественно, была армия, и только по остаточному принципу они распределялись в автохозяйства. Отдельно стоит отметить, что в армию шли не только полноприводные СА30, но и заднеприводные СА10, так как армия ощущала острую нехватку грузовиков.

На фото carnewschina.com: надпись Jiefang на капоте грузовика.

На фото carnewschina.com: надпись на борту капота грузовика First Automobile Works.

Очень интересным эпизодом в жизни этого грузовика являлся 1957 год, когда один иорданский бизнесмен приобрел три Jiefang. Это, пусть и с натяжкой, можно назвать выходом этого грузовика на экспорт. Однако о полноценном экспорте в Сети практически ничего не сказано. Создаётся впечатление, что грузовик использовался исключительно внутри Китая. Однако смею предположить, что грузовик, разошедшийся тиражом в 1,2 млн экземпляров, просто не мог не идти на экспорт. Самым очевидным покупателем автору видится Народная Республика Албания, которая в середине 50-х рассорилась с СССР и, напротив, улучшила отношения с Китаем. Они плодотворно сотрудничали следующие 30 лет. Вторым потенциальным экспортным рынком, естественно, могла стать КНДР — в силу духовной и территориальной близости.

Впрочем, ничто не вечно. И в конце концов модернизированный вариант СА10, известный под индексом СА15, стал основой для принципиально нового поколения грузовиков Jiefang. Они вскоре получили индекс СА141 и пошли в массовое производство в 1987 году.

В заключение стоит отметить, что история этого грузовика завершилась в 1986 году, в то время, как его советский прототип – модернизация старого ЗиС-151 (трехосная модификация ЗИС-150) под индексом ЗИЛ-157 – продержался на конвейере аж до 1994 года. Это, пожалуй, является исключительным случаем в мировой практике.

На фото: дальнейшее развитие идей CA10 — китайский грузовик Jiefang CA141.

На фото Wikipedia.org: советский ЗИЛ-157 — одна из производных старых ЗИСов, который на удивление пережил своих китайских собратьев.

Андрей ТРУБИН (vk.com)

Последние тексты

Из кареты в тыкву. Zeekr начал блокировать автомобили за пределами Китая

Бренд Zeekr начал блокировать свои электромобили за пределами Китая. Эту информацию подтвердили представители международного офиса…

26.07.2024

Топ-5 преимуществ нового GEELY ATLAS с полным приводом

В начале июня этого года компания GEELY объявила старт продаж кроссовера GEELY ATLAS нового поколения…

26.07.2024

BYD распродаст восстановленные после взрыва в Узбекистане машины. Официальное заявление

BYD распродаст восстановленные после взрыва в Узбекистане автомобили с уценкой. Правда, в дилерские центры марки…

26.07.2024

Продать подороже. Xiaomi SU7 стал рекордсменом по остаточной стоимости в Китае

Электрический седан Xiaomi SU7 стал рекордсменом по остаточной стоимости на рынке Китая. Оказалось, что из-за…

26.07.2024

В Китае назвали самые качественные бюджетные кроссоверы. GAC GS3 на первом месте

Китайская сеть качества автомобилей назвала самый качественный кроссовер в ценовом сегменте до 100 тысяч юаней…

25.07.2024

В Китае замечен экспортный кроссовер Jetour T1. Он должен приехать в Россию

Во время дорожных испытаний в Китае был замечен экспортный кроссовер Jetour T1. Скорее всего, именно…

25.07.2024

This website uses cookies.