Россия

Попали под раздачу. Ввозить новые электромобили и гибриды из Китая станет сложнее и дороже

Правила ввоза «параллельных» машин в Россию меняются довольно динамично, и на этот раз поправки коснулись новых гибридов и «электричек». Теперь модели, которых нет в перечне разрешенных к параллельному импорту брендов, нужно сертифицировать и получать на них ОТТС. Мнения экспертов и участников рынка разделились: одни говорят о положительном эффекте такого решения, другие же прогнозируют рост цен и возможное появление новых «серых» схем.

Новый порядок

Ранее на гибриды и электромобили действовал упрощенный порядок ввоза. Автомобили получали так называемое «Заключение об оценке единичного транспортного средства» (ЗОЕТС). Схема с оформлением ЗОЕТС, введенная в 2022 году, не предполагает проведения обязательных сертификационных испытаний и получения согласия от правообладателя.

Теперь же, согласно постановлению правительства России от 31 января 2024 года, сертификация гибридов и «электричек» для юридических лиц осуществляется в рамках техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств».

— В рамках этого механизма выдается документ, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям данного регламента — «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС), — сообщили в пресс-службе Минпромторга «Известиям», которые основательно разобрались в этом вопросе

Однако упрощенный порядок ввоза «прикрыли» не для всех. Теперь он распространяется только на бренды, которые прекратили официальные поставки в Россию и указаны в перечне товаров, разрешенных для параллельного импорта. Такой порядок будет действовать до конца 2027 года.

Дольше и дороже

Сертификация с получением ОТТС значительно сложнее и дороже, чем ввоз машин по упрощенному порядку. Требуется обязательное проведение ряда испытаний, включая краш-тесты.

— Это достаточно дорогостоящая и длительная процедура. Кроме того, если прежде при российской сертификации автомобилей признавались европейские протоколы испытаний, то в отношении китайских документов такая схема пока не работает. Соответственно, необходимо проводить полный цикл сертификационных испытаний, — отметил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин

Срок оформления и стоимость ОТТС зависит от разных факторов и может отличаться на порядок.

— В итоге сроки получения ОТТС могут варьироваться от 2,5 до 12 месяцев и стоить от 4 до 15 млн рублей. Процесс получения ЗОЕТС проще и быстрее, занимает порядка 5-15 дней. ЗОЕТС на партию, например, из 100 однотипных автомобилей будет стоить не более 2,5 млн рублей, — отметила руководитель отдела закупок новых автомобилей AGR Automotive Group Анна Русанова

Однако сложности с получением документа могут быть связаны и с другими специфическими моментами. Например, в компании «Борисхоф» отметили, что оформление ОТТС на ту или иную модель возможно только при согласии со стороны китайских владельцев бренда.

— Это долгий переговорный процесс, сопряженный с анализом различных рисков, в том числе как вторичных, так и прямых санкций для китайских компаний, — сообщил директор по развитию коммерческих закупок и оптовых продаж «Борисхоф Россия» Дмитрий Забель.

Положительный эффект и новые риски

Введение более жестких требований сертификации способно привести к росту числа «серых» схем и попыткам импортеров сэкономить деньги при ввозе машин.

Автовоз с гибридными кроссоверами BYD Song Plus на таможне в одной из стран СНГ / фото Drom.ru

Например, для физических лиц схема упрощенного ввоза по-прежнему действует в отношении любых ввезенных из-за границы автомобилей. В таком случае оформляется «Свидетельство о безопасности колесного транспортного средства» (СБКТС). Однако в Минпромторге подчеркивают, что приобретение машин, в том числе электромобилей и гибридов, в официальных дилерских центрах обеспечивает покупателю уверенность в дальнейшем гарантийном и сервисном обслуживании, наличии необходимых запчастей и комплектующих для транспортного средства.

По итогу введение новых требований к ввозу автомобилей должно сделать авторынок более цивилизованным.

— Сейчас ситуация здесь хуже, чем с продажами машин в 90-е годы. Одну и ту же модель ввозят и продают несколько импортеров: русификация, обслуживание, гарантийные обязательства зачастую зависят лишь от желания дилера. В подавляющем большинстве случаев нет ни продуманной маркетинговой стратегии, ни клиентской поддержки, ни других привычных рыночных механизмов, — отметил главный редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов

Некоторые российские компании уже перешли на официальный импорт машин из Китая. Например, компания «МБ РУС» подписала эксклюзивное дистрибьюторское соглашение на поставки в Россию гибридных кроссоверов Аito M5 и M7.

— Автомобили будут поставляться напрямую от завода-изготовителя с оформлением ОТТС. Новые правила не отразятся на ценах предлагаемых нами автомобилей, — отметили в пресс-службе «МБ РУС».

Что будет с ценами

Часть экспертов и участников рынка говорит о том, что новые правила ввоза китайских гибридов и «электричек» не окажут существенного влияния на ассортимент и цены автомобилей.

— Возможно, уменьшится лишь объем ввоза электромобилей и гибридов юридическими лицами. Однако большого влияния на рынок это не окажет, так как по результатам за 2023 год электромобили и гибриды заняли лишь 3% рынка новых автомобилей, — сообщили в пресс-службе ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД)

«Рынок отрегулирует цены на бренды, ввозимые в РФ без оформления ОТТС [импортерами-физлицами], опираясь на множество различных факторов. В том числе на возможность постпродажного обслуживания и доступность запасных частей», — отметил Дмитрий Забель

Однако среди участников рынка есть и другая точка зрения, согласно которой доступность машин будет сокращаться, а цены вырастут.

— Привезти и приобрести популярные китайские электромобили таких брендов, как, например, Zeekr, Avatr, Li, HiPhi, Lotus у надежного поставщика-юрлица (с НДС, корректным таможенным оформлением и т.д.) или в лизинг станет невозможно. Соответственно, такие автомобили постепенно заканчиваются, и можно ожидать, что в дальнейшем будет пропорционально увеличиваться и их стоимость, — констатировал директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх.

Роман ЯРОВОЙ (@rvr50)

Последние тексты

2-литровый турбодизель и полный привод. Sinotruk представит в России пикап Bolden S6

Официальный дистрибьютор бренда VGV, компания «Мотор-Плейс», представит в России пикап Sinotruk Bolden S6. Автомобиль, который…

17.02.2025

От «Рено» к «Линку». Дизайнер Lynk & Co 900 Андрей Басманов дал большое интервью

Шеф-дизайнер Lynk & Co 900 Андрей БАСМАНОВ дал эксклюзивное интервью «Китайским автомобилям». Мы узнали, каким…

17.02.2025

Стали известны еще два автомобиля бренда Tenet. Это тоже кроссоверы Chery

Стали известны ещё два автомобиля нового российского бренда Tenet от ГК «АГР». Ими окажутся кроссоверы…

17.02.2025

Zeekr и Lynk & Co завершили объединение. Раскрыт модельный ряд на 2025 год

Компании Zeekr и Lynk & Co завершили объединение в Китае и раскрыли модельный ряд на…

17.02.2025

Двести верст с «ГАКом». Сергей Мишин протестировал GAC GS8 второго поколения

Протестировал - и был впечатлен его покладистым характером и необычными дизайнерскими и конструктивными особенностями, которые…

16.02.2025

Monjaro стал самым популярным автомобилем Китая. В январе марка Geely обошла Toyota

Кроссовер Geely Monjaro – самый популярный автомобиль Китая в январе 2025 года. В первый месяц…

16.02.2025

This website uses cookies.