Россия

Попали под раздачу. Ввозить новые электромобили и гибриды из Китая станет сложнее и дороже

Правила ввоза «параллельных» машин в Россию меняются довольно динамично, и на этот раз поправки коснулись новых гибридов и «электричек». Теперь модели, которых нет в перечне разрешенных к параллельному импорту брендов, нужно сертифицировать и получать на них ОТТС. Мнения экспертов и участников рынка разделились: одни говорят о положительном эффекте такого решения, другие же прогнозируют рост цен и возможное появление новых «серых» схем.

Новый порядок

Ранее на гибриды и электромобили действовал упрощенный порядок ввоза. Автомобили получали так называемое «Заключение об оценке единичного транспортного средства» (ЗОЕТС). Схема с оформлением ЗОЕТС, введенная в 2022 году, не предполагает проведения обязательных сертификационных испытаний и получения согласия от правообладателя.

Теперь же, согласно постановлению правительства России от 31 января 2024 года, сертификация гибридов и «электричек» для юридических лиц осуществляется в рамках техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств».

— В рамках этого механизма выдается документ, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям данного регламента — «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС), — сообщили в пресс-службе Минпромторга «Известиям», которые основательно разобрались в этом вопросе

Однако упрощенный порядок ввоза «прикрыли» не для всех. Теперь он распространяется только на бренды, которые прекратили официальные поставки в Россию и указаны в перечне товаров, разрешенных для параллельного импорта. Такой порядок будет действовать до конца 2027 года.

Дольше и дороже

Сертификация с получением ОТТС значительно сложнее и дороже, чем ввоз машин по упрощенному порядку. Требуется обязательное проведение ряда испытаний, включая краш-тесты.

— Это достаточно дорогостоящая и длительная процедура. Кроме того, если прежде при российской сертификации автомобилей признавались европейские протоколы испытаний, то в отношении китайских документов такая схема пока не работает. Соответственно, необходимо проводить полный цикл сертификационных испытаний, — отметил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин

Срок оформления и стоимость ОТТС зависит от разных факторов и может отличаться на порядок.

— В итоге сроки получения ОТТС могут варьироваться от 2,5 до 12 месяцев и стоить от 4 до 15 млн рублей. Процесс получения ЗОЕТС проще и быстрее, занимает порядка 5-15 дней. ЗОЕТС на партию, например, из 100 однотипных автомобилей будет стоить не более 2,5 млн рублей, — отметила руководитель отдела закупок новых автомобилей AGR Automotive Group Анна Русанова

Однако сложности с получением документа могут быть связаны и с другими специфическими моментами. Например, в компании «Борисхоф» отметили, что оформление ОТТС на ту или иную модель возможно только при согласии со стороны китайских владельцев бренда.

— Это долгий переговорный процесс, сопряженный с анализом различных рисков, в том числе как вторичных, так и прямых санкций для китайских компаний, — сообщил директор по развитию коммерческих закупок и оптовых продаж «Борисхоф Россия» Дмитрий Забель.

Положительный эффект и новые риски

Введение более жестких требований сертификации способно привести к росту числа «серых» схем и попыткам импортеров сэкономить деньги при ввозе машин.

Автовоз с гибридными кроссоверами BYD Song Plus на таможне в одной из стран СНГ / фото Drom.ru

Например, для физических лиц схема упрощенного ввоза по-прежнему действует в отношении любых ввезенных из-за границы автомобилей. В таком случае оформляется «Свидетельство о безопасности колесного транспортного средства» (СБКТС). Однако в Минпромторге подчеркивают, что приобретение машин, в том числе электромобилей и гибридов, в официальных дилерских центрах обеспечивает покупателю уверенность в дальнейшем гарантийном и сервисном обслуживании, наличии необходимых запчастей и комплектующих для транспортного средства.

По итогу введение новых требований к ввозу автомобилей должно сделать авторынок более цивилизованным.

— Сейчас ситуация здесь хуже, чем с продажами машин в 90-е годы. Одну и ту же модель ввозят и продают несколько импортеров: русификация, обслуживание, гарантийные обязательства зачастую зависят лишь от желания дилера. В подавляющем большинстве случаев нет ни продуманной маркетинговой стратегии, ни клиентской поддержки, ни других привычных рыночных механизмов, — отметил главный редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов

Некоторые российские компании уже перешли на официальный импорт машин из Китая. Например, компания «МБ РУС» подписала эксклюзивное дистрибьюторское соглашение на поставки в Россию гибридных кроссоверов Аito M5 и M7.

— Автомобили будут поставляться напрямую от завода-изготовителя с оформлением ОТТС. Новые правила не отразятся на ценах предлагаемых нами автомобилей, — отметили в пресс-службе «МБ РУС».

Что будет с ценами

Часть экспертов и участников рынка говорит о том, что новые правила ввоза китайских гибридов и «электричек» не окажут существенного влияния на ассортимент и цены автомобилей.

— Возможно, уменьшится лишь объем ввоза электромобилей и гибридов юридическими лицами. Однако большого влияния на рынок это не окажет, так как по результатам за 2023 год электромобили и гибриды заняли лишь 3% рынка новых автомобилей, — сообщили в пресс-службе ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД)

«Рынок отрегулирует цены на бренды, ввозимые в РФ без оформления ОТТС [импортерами-физлицами], опираясь на множество различных факторов. В том числе на возможность постпродажного обслуживания и доступность запасных частей», — отметил Дмитрий Забель

Однако среди участников рынка есть и другая точка зрения, согласно которой доступность машин будет сокращаться, а цены вырастут.

— Привезти и приобрести популярные китайские электромобили таких брендов, как, например, Zeekr, Avatr, Li, HiPhi, Lotus у надежного поставщика-юрлица (с НДС, корректным таможенным оформлением и т.д.) или в лизинг станет невозможно. Соответственно, такие автомобили постепенно заканчиваются, и можно ожидать, что в дальнейшем будет пропорционально увеличиваться и их стоимость, — констатировал директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх.

Роман ЯРОВОЙ (@rvr50)

Последние тексты

Тестируем официальный Zeekr 001. Важные отличия, впечатления из-за руля и заметки с ЭЗС

Zeekr 001 первого поколения на белорусском рынке далеко не новинка. Поршеподобный шутинг-брейк уже второй год…

25.05.2024

На каких автомобилях ездят в Китае в 2024 году. Топ-100 популярных моделей за первый квартал

Продолжаем разбираться, какие автомобили самые популярные в Китае в 2024 году. Мы уже публиковали рейтинг…

25.05.2024

«Несмотря на передний привод…» Какие преимущества Geely Okavango бросаются в глаза

В Алматы состоялась презентация нового кроссовера Geely Okavango. Мероприятие прошло в конно-спортивном клубе Haragun в…

25.05.2024

Между «Джолионом» и «Дарго». Первый тест-драйв Haval H3

В линейке марки Haval на российском рынке есть Jolion длиной 4,47 м и Dargo длиной…

24.05.2024

Куда течет Volga? Разбираемся, чего ждать от возрожденного бренда: новинки, цены, продажи

Премьера первых моделей бренда Volga в России состоялась 21 мая на выставке ЦИПР-2024 в Нижнем…

24.05.2024

FAW Bestune B70 четвертого поколения уже в Беларуси. Первые «живые» фото и цены

Новый FAW Bestune B70 появился в Беларуси. Разбираемся, чем он отличается от предшественника, как оснащается…

24.05.2024

This website uses cookies.