Рейтинги

Топ-10 китайских автобрендов, которые рванут вперед на российском рынке. Мнение Андрея Дорофеева

Согласитесь, всегда относительно несложно рассуждать об итогах года, наметившихся трендах и произошедших событиях. И совсем другая история – пробовать составлять прогноз на будущее. Даже если это самое ближайшее будущее – Год Зелёного Деревянного Дракона, который наступает 10 февраля.

Дракон, как известно, персонаж мифический, занимающий особое место в китайском фольклоре, и обещает подкинуть нам немало сюрпризов. Поговорим в этой статье о тех китайских автомобильных брендах, которые способны стать настоящим сюрпризом для всего российского рынка уже в ближайшие месяцы.

В этот раз ваш покорный слуга составил шорт-лист из тех производителей, которые могут серьёзно повлиять на конъюнктуру нашего авторынка, а для кого-то и вовсе стать «чёрным лебедем». Итак, начнём.

Ай, да «Айто»! Ой, «Вэй»!

Прошлой весной мне лично посчастливилось познакомиться с премиальными гибридами Aito в шоуруме, который разместился в аутлете электроники Huawei в крупном торговом центре китайского города Нанчанг. Кроссовер Aito M7 настолько понравился, что самому захотелось владеть таким красавцем. Есть в нём что-то от аристократичного Range Rover. Не даром этот холёный красавец стал автомобилем 2023 года в КНР.

Гибридный кроссовер Aito M7

А прошлой осенью четырёхколёсные гаджеты «Хуавея» появились официально и в Москве. Правда пока две модели – M5 и M7. Хотя в Поднебесной уже продаётся и новейший флагман M9 (уверен, и его скоро привезут к нам). И появились красавцы AITO не в магазинах бытовой техники типа «М-Видео» или «Технопарка», а у классического дистрибьютора премиум-машин – АО «МБ Рус», ранее известного как AO «Мерседес-Бенц PУC», со всей прилагающейся инфраструктурой (включая сборочную площадку в подмосковном Есипово – не этих ли «китайцев», кстати, планируют собирать на бывшем заводе MB?) и силой розничных продаж его акционера – ГК «Автодом».

Для Aito, безусловно, это большое преимущество иметь в российских партнёрах такого авторитетного игрока, как бывшие мерседесовцы. И, если китайцы будут оказывать надлежащую поддержку русскому импортёру: переведут панель приборов на русский язык, подключат все цифровые функции автомобиля и для российских пользователей, обучат местных сервисмэнов и продавцов, как это делал офис MB, и будут осуществлять надлежащее гарантийное обслуживание, то на пьедестале премиальных «электричек» и гибридов в РФ неминуемо произойдут перестановки в пользу этого игрока. Ибо и розничные цены кроссоверов Aito вполне конкурентные для этого сегмента (от 5,3 до 7,5 млн рублей), и качество надлежащее, и дизайн симпатичный, и набор опций достойный.

***

В этот же ценовой коридор метит и ещё один премиальный бренд. Ранее я писал о том, что в фарватере материнских брендов на наш рынок начнут приходить их суббренды как с ДВС, так и на электромоторах, и с гибридными силовыми установками. Топ-менеджеры Great Wall Motor, посмотрев на статистику продаж в России (а вернее, на успех «параллельно» ввозимых гибридов Lixiang – в 2023 г. было продано почти 5 000 штук!), решили, что рынок более чем готов для гибридных моделей премиального сегмента, и приняли решение официально выводить на наши просторы свой уже пятый по счёту суббренд (если я правильно сосчитал – после флагманского Haval, вполне яркого старта внедорожников Tank, эксцентричных Orа и пикапов Poer) – премиальные кроссоверы Wey.

А вдруг прокатит? И, в отличие от супернишевых Ora, у Wey больше шансов на успех в РФ, так как рынок премиальных «электричек» и гибридов в России уже вскрыли для них другие китайские «ледоколы» — не только Lixiang, но и Voyah, Hongqi, Zeekr. Ведь следом за пионерами всегда легче идти последователям по протоптанной дорожке.

Гибридный кроссовер Wey 05 / Coffee 01

На фоне отсутствия в нашей стране официального представительства Zeekr и Lixiang, а также невнятного продвижения офисом Hongqi своих «премиалок», Voyah, отгрузивший клиентам более 4 тысяч электрокроссоверов Free и электровэнов Dream, выглядит чуть ли не единственным официальным конкурентом Wey в России. Из преимуществ у суббренда Wey перед своими конкурентами – это полноценное представительство производителя, крупнейшая дилерская сеть в РФ, отлаженная на Haval инфраструктура послепродажного обслуживания и.. сборочный заводик в Тульской области, использование которого может позволить «Мотору Великой Стены» поиграть розничными ценами на понижение, чтобы добиться роста продаж уже в текущем году.

Что скажете? Достаточно у Wey аргументов, чтобы растолкать локтями пионеров китайского автопремиума, которые уже освоились в России? А если я добавлю, что на своём родном рынке Wey представлен ещё и компактным кроссовером с чисто бензиновым мотором, а также полноприводным гибридным минивэном, которые московский офис GWM в теории также может привезти для расширения своего присутствия в РФ?! Вот и я о том же. Возможно, у Wey перспектива продаж даже ещё интереснее, чем у Aito.

Как бы то ни было, но оба эти премиум новичка однозначно не останутся незамеченными в сводной статистике регистраций электронных паспортов ТС. По моей оценке, российские дилеры и Aito, и Wey способны будут продать в 2024 г. от 3 до 5 тысяч машин каждого бренда, если в нашей стране не произойдёт никаких форс-мажоров.

«ГАК» сейчас спою

Кстати, о премиальных минивэнах. Первым китайским брендом, который привёз в Россию стильный бизнесвэн был GAC Motor в ковидном 2020-м. А вот спустя 4 года автомобильная корпорация из Гуанчжоу грозится выкатить на суд искушённой российской публики свежайшую вариацию MPV на тему Toyota Alphard – премиальный 7-местный M8.

Минивэн GAC M8 нового поколения / фото из базы минпрома КНР

Однако, ни в 2020-м, ни тем более в 2024-м, когда в России можно купить минивэны и Voyah (Dream), и Zeekr (009), и FAW (Bestune M9), и Hongqi (HQ9), одним минивэном эту войну не выиграть. Тем более, что на весь сегмент в 2023 г. пришлось всего 5400 проданных MPV (чуть более 0,5% рынка). Но вот ранее московский офис GAC Motor пообещал значительно освежить свой модельный ряд и привезти в наши пенаты, помимо своего «Альфарда», стильные кроссоверы Emqoo и GS3 нового поколения. С таким набором уже можно пойти и в атаку – атаку на лидеров российского авторынка.

В продолжение гибридной темы, к этой компании моделей я бы на месте китайских менеджеров рискнул добавить ещё новейший внедорожный подключаемый гидрид GS8 (в КНР его продают как модель ES9), так, чтобы Lixiang, Voyah, Aito и Wey не расслаблялись, а также вывел седан Empow – это отличная замена Toyota Camry и Kia Optima, кстати. Но даже без лифтбека и гибрида ES9 модельный ряд GAC Motor будет достойно выглядеть в 2024 г. на фоне других китайских конкурентов. А если вдруг ещё и начнёт собирать свои бестселлеры на российских автозаводах (ранее наши СМИ сообщали о том, что GAC Motor активно присматривается к сборочным площадкам — под Петербургом и в Калуге), то весь этот комплекс мер позволит этой автомобильной марке зайти в топ-10 брендов на российском рынке.

***

Напомню, что ранее компания «Автомаркетолог» публиковала прогнозы продаж китайских автомобилей на 2024 г, в соответствии с которыми менеджеры GAC Motor запланировали отгрузить клиентам в России целых 20 000 машин. При этом в ушедшем году ГАКи едва дотянули до 3000 штук. Т.е., если верить этому прогнозу, то продажи южан должны будут взлететь примерно в 7 раз. Реально ли это? Более чем. Главное – чтобы китайцы сами не наступили себе на хвост. Посмотрите на успех недешевого Exeed (продано 42 000 шт. в 2023 г.), угловатых «Танков» (продано 13 000 шт. всего двух моделей) или той же дерзкой Omoda, взявшей Россию фактически с одной удачной моделью —  42 000 проданных кроссоверов. А чем GAC хуже?

Планы по производству и экспорту китайских автомобилей в России в 2024 году / презентация компании «Автомаркетолог»

Ведь помимо бензинового модельного ряда у корпорации из Гуанчжоу есть ещё и выделенный в отдельное подразделение электрический суббренд Aion, который пока не касался официально земли русской, но параллельно некоторые модели уже начали появляться у дорожных «бета-тестеров» в наших городах. Для рынка КНР корпорация из Гуанчжоу производит очень приличные кроссоверы Ayon Y и Aion LX, седан Aion S, который является де-факто одним из лидеров продаж в сегменте электротакси, и даже суперкары Hyper (правда, маловероятно, что их будут импортировать по официальным каналам, и, кстати, они выделили Hyper в отдельный суббренд суперкаров).

На фото: это первый электромобиль GAC, который мы смогли протестировать в России / фото Алексей Швайкова

Если всё-таки топ-менеджмент GAC Motor принял окончательное решение повернуться лицом к российскому рынку, то электрические модели Aion могут приехать в ближайшее время уже в официальном статусе через московского дистрибьютора и немного подвинуть и Evolute, и Moskvitch, а также всех прочих «параллельных электричек». Всё-таки рынок электромобилей в России растёт семимильными шагами, и все китайские автопроизводители внимательно следят за развитием ситуации с электромобильностью у нас, а некоторые не прочь и поучаствовать в этом хайпе на ранней стадии.

А ну-ка, песню нам пропой, «Восточный Ветер»

Если с EV у корпорации DongFeng всё более-менее удачно складывается в РФ – суббренд Voyah (и Evolute иже с ним) в топе российских продаж электрокаров, то вот с продажами ДВСных машин у «Восточного Ветра» ни в прошлой жизни, ни после начала СВО не задавалось. За весь бурный 2023 г. в России было зарегистрировано менее 700 новых легковушек DongFeng, что сложно назвать успехом для массового бренда. Может, дело в его названии? Да вроде нет. Дело в менеджменте. Видимо, китайские менеджеры расписались в своей беспомощности, посмотрели на то, как лихо справляются с выводом на рынок новых марок их русские партнёры, и решили отдать всё на откуп компании «Моторинвест» — официальному дистрибьютору Evolute, Voyah, M-Hero и теперь ещё и DongFeng.

Седан Dongfeng Aeolus Shine Max

Результатом объявленной в прошлом году помолвки корпорации DongFeng и «Моторинвеста» стало появление на российском рынке приличного модельного ряда, за который не стыдно продавцам: помимо стильного седана Aeolus Shine Max, доступного кроссовера 580 и дизельного пикапа DF, дистрибьютор приступил к продвижению молодёжного кросс-купе DFSK iX5 и 7-местного кроссовера DFSK iX7. При этом сборку последние двух моделей компания запускает не на своём родном сборочном заводе в Липецке, а на конвейере «Автотора» в Калининграде. И это только начало, ибо прошлой осенью DongFeng и «Моторинвест» пообещали стремительно увеличить модельный ряд – привезти восемь новейших моделей.

Фактически русско-китайский дуэт взялся вывести на рынок линейки двух отдельных суббрендов «Восточного Ветра»: Aeolus и DFSK. Так, в семействе Aeolus должны появиться три кроссовера: AX7, Mage и Huge. А у DFSK к имеющимся двум добавятся ещё парочка кроссоверов 500-й и 600-й. «Куда им столько кроссоверов в одном лукошке?» – справедливо спросите вы. «Не знаю, куда», — отвечу вам искренне я. Налицо откровенный потребительский каннибализм в ближайшем будущем. Но не стоит искать логики там, где её не может быть. Таково решение менеджеров DFM и «Моторинвеста», а правильное оно или нет, мы увидим очень скоро. В любом случае с десятком разных моделей им грозит наконец-таки освоится в топ-10 российского рынка. Озвученная цель этого тандема на 2024 г. — 30 000 проданных легковушек всех трёх брендов, DongFeng, DFSK и Aeolus.

Балтийский берег – волны и туман

Возвращаясь к Калиниграду, хотелось бы отметить одну историю. Когда-то, до кризиса 2008 г., в нашу страну поставляли самые разные китайские грузовики, среди которых был и такой бренд – JMC. После введения в нашей стране экологического стандарта «Евро-4» импорт грузовиков корпорации Jiangling Motors остановился, но на дорогах России время от времени и сейчас можно заметить этих «ветеранов». И вот, бренд JMC предпринял вторую попытку войти на наш рынок уже с местным индустриальным партнёром.

Первый пикап JMC Vigus на заводе «Автотор»

Как, возможно, помнят многие читатели, в прошлом августе команда «Автотора» презентовала комтранс из трёх машин JMC, включая дизельный пикап Vigus. Не то, чтобы это прям сильная заявка JMC и «Автотора» на медаль, но помимо пикапа у JMC есть в обойме очень приличные дизельные и бензиновые внедорожники и пикапы JIM (результат кооперации с Ford и Isuzu), а также легковые «электрички» JMEV, созданные в сотрудничестве уже с корпорацией Renault. И если «Автотору» удастся расширить модельный ряд JMC за счёт качественных моделей из обоймы Jiangling Motors Corporation (либо под самим брендом JMC, либо под российским зонтичным брендом Amber, о котором производитель заявил совсем недавно), то результаты продаж по итогам 2024 г. смогут удивить всех. Ну, а как вы прекрасно понимаете, в интересах «Автотора» как производственной компании могут быть только какие-то значимые проекты, продажи которых измеряются тысячами единиц.

Осталось только дождаться, когда рассеется туман вокруг бренда JMC и Amber.

***

Ещё одним таким брендом, собираемым на площадках «Автотора», который может «выстрелить» в 2024 г., является SWM — китайские паркетники с итальянской историей. Собственно, итальянского в них ничего уже не осталось, кроме разве что самого названия. А вот всё остальное — чисто китайский новодел.

Кроссовер SWM G05 Pro / фото Романа Ярового

Изначально продвигать этот бренд в России планировал известный московский дилерский холдинг ГК «Обухов». Но либо обуховцы переоценили свои возможности в качестве дистрибьютора и решили сконцентрироваться исключительно на дилерском бизнесе, либо недооценили сам бренд. И в результате развивать продажи вместе с производством в Калининграде приняли на себя обязательства смелые балтийцы. Не стоит обращать внимание на то, что в 2023 г. было зарегистрировано в ГИБДД всего 35 автомобилей этого бренда. Калининградцы ещё толком не приступали к продвижению этого итало-китайского бренда. Но планы на этот год у «Автотора» большие: и дилерскую сеть развить, и продажи показать – целых 15 000 штук, если верить информации «Автомаркетолога».

Чем же они будут крыть? Модельный ряд у SWM откровенно скудноватый, поэтому в первую очередь крыть, конечно же, будут ценой. Сейчас стоимость двух моделей G01 и G05 колеблются у дилеров в диапазоне 2,1-2,6 млн рублей – это одни из самых доступных китайских кроссоверов в России. И на фоне регулярно дорожающих конкурентов это предложение вполне может сыграть на руку этому новому бренду. А если калининградцы ещё рискнут и привезут гибридную модель Big Tiger Edi, который проезжает 1000 км на одной заправке/зарядке, то вообще смогут «порвать» рынок. Ибо позиционируется это «Большой Тигр» китайцами как самый доступный гибридный кроссовер в КНР. 5-местную версию можно приобрести в Китае всего за 99 900 юаней (примерно 1 300 000 рублей). Цена – просто огонь! Вот бы нам тут такие машины да по таким же ценам…

По меже бежит «эмжэ»

Пришествие другого бренда из КНР с европейскими корнями, который способен стать победителем негласного конкурса – «автомобильный сюрприз-2024» – началось в России несколько месяцев назад. Речь про Morris Garages, известного во всём мире как MG. Я давно ожидал, когда же этот некогда легендарный британский бренд, ставший китайским в 2005 г., наконец-таки заявится в Матушку Россию. И вот, как выяснилось совсем недавно, на Урале появился официальный импортёр MG с уже действующей сетью дилеров – от Петербурга до Красноярска.

Седан MG5

С моей точки зрения, данный игрок обречён на успех на нашем рынке по нескольким причинам. Несмотря на то, что «Гаражи Морриса» ранее, в прошлой жизни, и не достигали особых успехов в продажах в России, сам по себе бренд известный, с историей, причём глобальной. В этом году британо-китайскому MG исполняется – внимание – 100 лет! Искренние поздравления! Во-вторых, легенду бритавтопрома вовремя спасла от исчезновения с мировой карты автопроизводителей первая корпорация Поднебесной – шанхайская SAIC, которая значительно освежила модельный ряд джентльмена MG. И в-третьих, российский дистрибьютор сразу зашёл с козырей, выложив на столе самый убойный модельный микс для российских потребителей – машин европейского качества исключительно с ДВС: базового седана MG5, «заряженного» лифтбэка MG6 и двух кроссоверов – MG HS и MG ZS. А параллельные импортёры и вовсе предлагают сейчас модельный ряд MG на выбор аж из 12 моделей из Китая, включая электрические и гибридный кроссоверы, пикапы и минивэн Maxus. Посмотрев на эти машинки с картинки, самому захотелось протестировать их в боевом режиме.

Однако, вернёмся к бизнесу MG в РФ. Если трейдерам MG получится в 2024 г. удержать цены на конкурентном уровне, то игроки других китайских брендов из топа российских продаж будут нервно поёживаться (или съёживаться) от напора новичка-старичка MG, ибо атаковать SAIC будет сегмент mass market. В прогнозах продаж на этот год ни у «Автомаркетолога», ни у «Автостата» машин MG не было, но от себя замечу, что официальный дистрибьютор намерен отгрузить на наш рынок около 5 000 штук из 8-9 разных моделей в 2024 г. Совсем неплохо для стартапа, не правда ли?

Эпилог

Ваш покорный слуга перечислил суммарно 9 брендов, которые способны наделать шуму в наступающем году Зелёного Деревянного Дракона. И на этом можно было бы остановиться. Но… есть и десятый сюрприз, способный стать бомбой, и о котором пока молчат все СМИ страны. Видимо режим информационной тишины в компании, о которой пойдёт сейчас речь, успешно сдерживает эту новость.

Вы внимательно следите за тем, как один за другим появляются суббренды у китайских лидеров в России? У рекордсмена — Chery Automobile —  я насчитал уже шесть автомобильных марок: Exeed, Omoda, Jaecoo, Jetour, а также Kaiyi и Exlantix. У Great Wall Motor их ненамного меньше: Haval, Tank, Ora, Wey, Poer — целых пять. И даже Changan пытается тестировать наш рынок разными суббрендами своей «конюшни» – Avatr, Deepal, Uni. И только Geely Auto будто намеренно прячет яркие бренды из своего ожерелья. А там есть чем похвастаться: Zeekr, Lotus, Lynk & Co, Smart, Geometry и пр. До этого года фактически в России были официально представлены только материнский бренд — сам Geely, а также возрождённый Livan (х-Lifan). И вот вам новость.

Логотип бренда Proton на кроссовере X50 R3 20th Anniversary Edition / фото Paultan

Как мне стало известно из достоверного источника, Geely готовит-таки к официальному выходу на наш рынок некий суббренд. Из всего перечня автомобильных марок, которыми владеет холдинг из Ханчжоу, если я правильно понимаю, им может оказаться наш старый знакомый — национальный малазийский автопроизводитель корпорация Proton, которая также стала китайской в 2017 г., правда только наполовину. Но всё же. Да-да, тот самый Proton, который пытался освоить наш рынок в нулевых со своим седаном со странным для русского уха названием. Вы удивитесь, но этот азиатский производитель жив и здоров, бодр и весел, и штампует около 150 000 машин в год из 8 разных моделей, и некоторые выглядят вполне прилично как для своего внутреннего рынка, так и для десятка экспортных рынков, включая Австралию, ЮАР и Пакистан.

С бюджетными седаном и кроссоверами Proton сможет войти в святую святых российского авторынка – территорию Lada. Вот тогда мы сможем увидеть, что такое настоящий рыночный баттл. Но это, как говорится, не точно… 🙂

Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии

 

 

Ранее в этом блоге:

В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram+79009260175.

Последние тексты

Возрождение ЗАЗа. Каким мог бы стать новый «Запорожец»

В рунете прогремело громкое заявление: председатель Законодательного собрания Запорожской области Виктор Емельяненко заявил, что в…

25.01.2025

Фокус с «ручкой». Как мы искали у дилеров седан BAIC U5 Plus дешевле 1,5 млн рублей

Городской седан BAIC U5 Plus претендует на звание одного из самых доступных китайских автомобилей. Во…

25.01.2025

Проверка на прочность. Как кроссовер Chery Tiggo 9 справился с боковым ударом

Компания Chery провела боковой краш-тест своего кроссовера Tiggo 9 по стандартам Euro NCAP. Испытания продемонстрировали…

25.01.2025

«Клон» Li L9, доступный Avatr и экономичный CS55 Plus. Раскрыты все планы Changan на 2025 год

Планы Changan на 2025 год раскрыли в Китае. Компания выведет на рынок семь новинок под…

24.01.2025

«Загадкой остается лишь одно». Changan показал скандальное ДТП с CS55 Plus и краш-тест его кресел

Российское представительство Changan нашло кроссовер CS55 Plus, в котором после ДТП якобы было деформировано переднее…

24.01.2025

В России появится китайский автомобиль с пожизненной гарантией. В Avatr раскрыли ее условия

В России появится первый китайский автомобиль с пожизненной гарантией. Им станет электрический купе-кроссовер Avatr 11.…

24.01.2025

This website uses cookies.