Зачем китайцам столько автомобильных брендов? Андрей Дорофеев назвал 6 причин

У меня вопрос! Скажите, у вас ещё не кружится голова от количества китайских брендов и суббрендов, появившихся на нашем рынке? Лично у меня уже путаница, какой суббренд чьих собственно будет… брендов.

Но есть плохая новость. Держитесь! Их – китайских автомобильных марок — будет ещё больше. Складывается впечатление, что китайские предприниматели создают дерзкие автомобильные стартапы, все эти кооперации с IT-компаниями и суббренды основных автокорпораций только для одной цели – полностью запутать нас с вами, простых потребителей.

 

На знаковом апрельском автосалоне-2023 в Шанхае презентовались «живьём» несколько новых брендов: DaDao (реплики и вариации пикапов Ford 150) от корпорации JMС, Yangwang (тот самый премиальный внедорожник с крабовой походкой) от BYD, крошки Pony — от FAW. Хотя все могли бы презентоваться и в рамках своих материнских брендов.

Резонно возникает вопрос: «Зачем они создают новые бренды»? Ведь и «старые» — BAIC, BYD, Changan, Chery, DongFeng, Geely и прочие — вроде как уже вполне себе раскручены. Причин тому несколько.

Сменить имидж

Причина номер один – это печальный имидж предыдущих десятилетий, который китайцам надо было менять любой ценой, чтобы остаться на рынке.

Это сейчас Chery, Geely, Great Wall выглядят достойно, стильно и в общем вылечились от «детских болезней» молодого автопрома. А вот 20 лет назад владельцы американских, европейских и японских машин не обращали внимание на чуда-юда на четырёх колёсах из Поднебесной. Несчастные обладатели китайских недомашин выли от низкого качества своих покупок, а дилеры китайских автобрендов безуспешно пытались вытрясти свои расходы по гарантии у производителей.

Дабы изменить отчасти отношение к своему бренду, корпорации ринулись менять стратегии: инвестировать в самое современное производство, создавать не без помощи западных инженеров и дизайнеров более качественные и стильные модели автомобилей и, наконец, презентовать новые бренды и, соответственно, новое позиционирование для них.

Одно из таких позиционирований – это скачок в более дорогой сегмент. Когда-то такой трюк уже проделала японская автомобильная «тройка», создав премиальные Acura, Infinity и Lexus. В первую очередь — для искушенного североамериканского рынка, где японцы 40-50 лет назад считались недоавтомобилями. (Можете себе сейчас такое представить?!). А позже трюк с заходом в премиум сегмент повторили и корейцы — с Genesis.

Теперь же откусить долю премиального пирога замахнулись и китайские суббренды: например, удачно стартовавший у нас Exeed от Chery, номенклатурный Hongqi из Первой Автомобильной Корпорации (FAW), электрические Avatr от Changan и Polestar от Geely, цифровой AITO от кооперации Huawei и бренда Seres, у которого, в свою очередь, торчат уши известного DongFeng. И это далеко не полный список.

Вроде бы не самый премиальный суббренд AION от GAC Motor, а туда же полез – в премиум-сегмент. Cуперкары этой корпорации из Гуанчжоу — Hyper GT и SSR — нацелены маркетологами именно на богатеньких мажоров. Не удивлюсь, если в ближайшее время мы услышим о выводе «горячих тачек» в отдельный суббренд – Hyper – со всеми вытекающими атрибутами.

Разделить и властвовать

Суперсегментирование – это вторая причина создания новых брендов.

Только представьте себе, Great Wall создал электрический суббренд Ora, который уж сильно напоминает по своему дизайну «ваговского» Жука, специально… для девочек с водительскими правами. Брутальным метросексуалам тут не место, как говорится. Вы можете себе представить, как в курилке мужики в перерыве между работой хвастаются, у кого тачка круче – Ballet Cat или White Cat? Вот и я себе слабо представляю себе такую картину.

Павильона бренда Ora на автосалоне в Шанхае

А вот для брутальных и не очень мужчин, пожалуйста, есть у GWM другой суббренд – рамный Tank, который ранее презентовал в Москве Дмитрий Нагиев. Из одного только названия понятно, что машины этой субмарки спозиционированы не для поездок на шопинг девочек-студенток, а скорее для зрелых альфа-самцов.

Наконец, для любителей бездорожья, скорее всего, также зрелых мужчин «Моторы Великой Стены» сочинили свой отдельный суббренд — Poer, который уже представлен на просторах нашей Родины. И это не последний автомобильный trade name, который есть в обойме GWM! «А как же премиальные «электрички»? — воскликнет проницательный автолюбитель. А вот вам ещё одна марка – Wey. И это всё под крышей одного автомобильного концерна, заметьте.

Получить бонусы

Причина создания новых брендов номер три – это игры с правительством Китая, а вернее получение субсидий от государства, местных провинций и муниципалитетов.

В КНР существует чуть-ли не соцсоревнование – у кого «на районе» круче автокорпорация. Ничего не напоминает?

Короче, местные власти заинтересованы, чтобы к ним в город приходили корпорации, приносили инвестиции, создавали рабочие места и в результате увеличивали поступления в местную казну… в обмен на госсубсидии. А вот для того, чтобы иметь какое-то отличие от материнской компании, находящейся в соседней провинции, автокорпорации и придумывают новые бренды для регистрации в чужой вотчине. Ведь субсидии, к примеру, в Чунцине могут сильно отличаться от чиновничьих плюшек в Даляне.

Самую большую плюху от местных властей, кстати, получил, похоже, Илон Маск для своей гигафабрики в Шанхае. Вы в курсе, что Tesla – это единственный западный автомобильный бренд в КНР, которому предоставлены права собирать машины без СП с китайской корпорацией и без создания отдельного китайского бренда, в основе которого бы лежали американские электрокары?

Освоить технологии

Кстати, про СП. Обязательства китайской стороны в рамках СП с западными брендами – это четвёртая причина появления суббрендов.

К примеру, у той же Jianling Motor Co., известной нам по среднетоннажным грузовичкам JMC (копий коммерческих машин Isuzu), на китайском рынке есть свой внедорожный бренд JIM – это клоны пикапа Isuzu D-Max и внедорожника MUX. А вот реплики минивэна Ford Transit и пикапа Ford Ranger компания из Нанкина собирает в Китае и продаёт уже под своим брендом JMC, по договорённости с американцами, разумеется. Собственно, и недавняя презентация пикапов DaDao (копий нового Ford F150) – это тоже договорённость c компанией из «большой тройки», которая обязана следовать правилам правительства Китая.

На фото: фрагмент презентации пикапов JMC Dadao

В рамках этих правил западным корпорациям предоставляют права на производство и продажу своей техники на просторах Поднебесной — только в случае, если параллельно в рамках СП будет создан и китайский автобренд, который сможет использовать западные технологии для машин с новым шильдиком. Вот вам и успешный путь транзита технологий и роста бизнеса. Для всех участников такой кооперации – это безусловно ситуация Win-Win.

Удовлетворить амбиции

Причина номер пять – это личные амбиции предпринимателей и топ-менеджеров автокорпораций.

Если вы посмотрите презентации пожалуй самых ярких из свежих брендов – Nio, XPeng, Li Auto, HiPhi – то обратите внимание, что среди их отцов-основателей присутствуют менеджеры, которые уже успели отметиться в автоконцернах первого уровня. Но в рамках больших неповоротливых корпораций им по какой-то причине стало тесно. И, чтобы расправить свои крылья, эти птицы высокого полёта сбиваются в креативные предпринимательские стайки, собирают единомышленников для выпуска своего креативного автомобильного пара, привлекают прямых инвесторов, а затем выходят на публичный рынок заимствования денег для скорейшей раскрутки своего проекта, бренда, а значит и продаж в конечном итоге.

Кто-нибудь из вас следит за тикерами BYD, Nio, Li, XPeng на фондовым рынке? Последний месяц эти компании «летят в космос» на фоне роста продаж своих электрокаров, кстати.

Раскинуть сети

И наконец, заключительная и моя любимая версия размножения китайских брендов – это банальное увеличение своей сети продаж для большого концерна.

Да-да, это не опечатка. Разделение покупателей по доходу, половому признаку и пр. и развод по новым суббрендам – это всего лишь коварный ход восточных маркетологов для сокрытия истинной цели – увеличения своей дилерской сети за счёт появления новых марок.

Ведь зачастую все бренды одной крупной корпорации создаются в одном научно-техническом центре, производятся (собираются) на одном и том же заводе и дистрибутируются через одних и тех же импортёров. Всё отличие этих суббрендов — по сути, разные шильдики да визуальная идентификация на стенах дилерских центров.

Такими будут автосалоны Omoda и Jaecoo / официальный рендер

Но для публики, конечно, стратеги корпораций создают целые легенды о новых автомобильных марках, что это, дескать, совсем не то, что основной материнский бренд, а совсем новая технология, новые фичи, новое слово в автомобильном дизайне и т.п.

И вот, в одном квартале города открылся уже не один дилерский центр китайской корпорации, а целых три или четыре, которые продают как бы машины разных брендов. А на самом деле… На самом деле, одна китайская корпорация имеет на выходе больше продавцов своих машин на 1 квадратный километр, чем любой западный автоконцерн, за счёт «вывода» на рынок своих новых марионеток через отдельную торговую сеть. Больше продавцов, которые ещё и конкурируют между собой – это больше продаж для Карабаса Барабаса. А публика пусть думает, что Пьеро, Мальвина и Арлекин живут своей индивидуальной и самостоятельной жизнью и радуют глаз зрителя на сцене своими стильными нарядами от итальянских автоателье. Хотя все они сделаны на одной кукольной — ой! —  автомобильной фабрике…

***

Вполне возможно, что у вас, дорогих читателей, найдётся ещё пара-тройка аргументов, зачем китайские автокорпорации креативят новые бренды на фундаменте своих материнских компаний. Было бы интересно услышать о них в комментариях к этой статье.

Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии

 

Ранее в этом блоге:

В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram+79009260175.

Последние тексты

«Москвич» перешел на производство по полному циклу. Как изменятся автомобили бренда

Автомобильный завод «Москвич» перешел на производство машин по технологии полного цикла, которая включает сварку и…

13.05.2024

Проверка слуха. Li Auto выйдет на рынок Узбекистана?

В китайских медиа внезапно появились фотографии с церемонии подписания 12 апреля некого договора между компанией…

13.05.2024

Самый доступный Avatr. Минпром КНР раскрыл характеристики нового кроссовера с индексом 07

Кроссовер Avatr 07 станет уже третьей моделью премиального китайского бренда, созданного компаниями Changan, Huawei и…

13.05.2024

У Voyah появится более доступный кроссовер. Первые официальные фото и подробности

Министерство промышленности Китая раскрыло внешность и характеристики нового компактного кроссовера Voyah Zhiyin. Автомобиль ранее имел…

13.05.2024

Флагманский «Леопард». Минпром Китая расрыл характеристики кроссовера Fang Cheng Bao 8

Министерство промышленности Китая в очередной раз выложило информацию о перспективных автомобилях Поднебесной, среди которых оказался…

13.05.2024

В стиле Uni. Changan CS75 Plus нового поколения представили в Китае

Китайский минпром раскрыл внешность и характеристики кроссовера Changan CS75 Plus нового поколения. Это – уже…

13.05.2024

This website uses cookies.