Рейтинги

Особый случай. Почему российский авторынок поверг американского эксперта в шок

Авторитетный американский автоаналитик Гленн Мерсер одну из последних публикаций в своем блоге посвятил феномену китайских брендов в РФ. Информации, на первый взгляд, немного, но обращает на себя внимание удивление эксперта тем взрывом китайских продаж, который произошел на российском рынке.

«Такое мы наблюдаем редко»

Среди прочего Гленн Мерсер напомнил о том, что два года назад российский рынок покинули ведущие мировые автопроизводители. Этим не преминули воспользоваться китайские компании, стремительно восполнившие возникший пробел.

Автоэксперт Гленн Мерсер / фото Wardsauto

По словам автоаналитика, то, что произошло в плане замещения, не может не впечатлять. «Всего за пару лет или около того доля «китайцев» в России выросла примерно в 15 раз, — заявил американец. — Мы редко наблюдаем такие резкие колебания на автомобильных рынках, так что этот случай действительно особый»

В своем блоге Гленн Мерсер привел график, на котором видны поступательные движения китайских марок на российском рынке за несколько последних лет. На нем отчетливо видно, что в период с 2010 по 2013 годы доля машин из Поднебесной в нашей стране была ничто малой и ежегодно увеличивалась на 0,3-0,7%, не более того (с 1,2 до 2,7%). Затем и вовсе наступила пора снижения: в 2014-м доля упала до 2,5%, годом позже – до 1,7%. С 2016 по 2019 годы – период стагнации (1,9-1,8%).

Рост доли китайских автомобилей на российском рынке

Некоторое оживление произошло в 2020 году (до 2,7%) и закрепилось в 2021-м (5,6%). «Ловлю себя на мысли, что в памяти не сохранилось, что мало-мальски приличную долю китайцы сумели достичь только в 2021 году, когда удвоили её к 2020-му, а до этого приросли в 1,5 раза 2020/2019», — в унисон Гленну Мерсеру заметил российский аналитик Александр Усольцев

2022-й по отношению к 2021-му также отметился двукратным (чуть больше) ростом доли «китайцев» (13,6%), однако то, что произошло в прошлом году (38,9%), действительно способно удивить, и не только американца Гленна Мерсера. Причем, сейчас никто уже не сомневается, что в текущем году цифра окажется еще выше.

Помог онлайн

Динамика числа представленных в России марок и моделей / инфографика «Автостат»

По мнению Александра Усольцева, рост прошлогодних продаж китайских автомобилей в нашей стране отчасти обусловлен успехом формата онлайн. «Широкий выход маркетплейсов на рынок продаж новых автомобилей ранее был невозможен, поскольку «европейцы»/«японцы»/«корейцы» имели качественно иное отношение к дилерской сети. Китайцам тогда просто статистически не хватало доли и должного имиджа для доверия к покупке в формате полного онлайн. Теперь, вроде, и выбора уже нет».

Тот же «Сберавто», по словам аналитика, в начале 2022 года, когда доля китайцев была ещё в районе 5-6%, объявлял о «стратегическом партнёрстве, в рамках которого клиенты «СберАвто» получают возможность приобрести новые внедорожники Exeed по цене от дистрибутора, без переплат и дополнительных услуг». «Думаю, что просто был неудачный тайминг», — отметил Александр Усольцев.

Экспорт бензиновых машин все равно больше

Экспортные поставки китайских автомобилей растут год от года

Комментируя ситуацию на мировом рынке в целом, Гленн Мерсер не мог обойти вниманием проблемы во взаимоотношениях КНР и Евросоюза, связанные, в частности, с желанием «старосветских» чиновников повысить пошлины на ввоз китайских электромобилей.

— Мы все читали об избыточных мощностях по производству электромобилей в Поднебесной, волне китайского экспорта электромобилей, тарифных барьерах, призванных заблокировать китайский экспорт электромобилей в Европу и США, невероятных темпах обновления китайских моделей электромобилей и т.д. Все это важно, и основной упор на том, что эти электромобили будут представлять собой серьезную проблему для западных автокомпаний, является точным. Однако есть одно небольшое уточнение: бОльшая часть китайских легковых автомобилей, отправляемых на экспорт, работает не на электричестве, а на бензине, — заявил Гленн Мерсер

«Мы настолько поглощены стремительным переходом на электромобильность (которую я никоим образом не оспариваю), что склонны упускать из виду данные, указывающие на другое направление, — продолжил аналитик. — По крайней мере, сейчас китайский экспорт легковых автомобилей состоит преимущественно из машин с ДВС, и их доля растет быстрее, чем доля электромобилей».

Одним из факторов, стимулирующих китайский экспорт бензиновых машин, по мнению Гленна Мерсера, является как раз таки российский авторынок, поглощающий автомобили из Китая в немыслимых количествах. «Россия в настоящее время представлена преимущественно автомобилями с ДВС», — уточнил эксперт.

Другой движущей силой, по мнению американца, является относительный избыток производственных мощностей в самом Китае: по мере роста внутреннего спроса на электромобили все больше и больше мощностей по выпуску машин с ДВС простаивают. Таким образом, идет активный поиск экспортных рынков для поддержания работы сборочных заводов.

Китай является крупнейшим экспортером автомобилей в мире, и большинство из них — бензиновые / Getty Images

Гленн Мерсер напоминает также о том, что за пределами Северной Америки и ЕС спрос на бензиновые автомобили остается по-прежнему высоким: «В таких странах, как Колумбия, Коста-Рика или Южная Африка, проникновение электромобилей в 2023 году, по данным EIA, составило менее 2%, поэтому бОльшая часть китайского экспорта машин с ДВС направляется в эти и подобные им страны».

Россия, как все мы хорошо знаем, также пока не сильна спросом на «зеленые» модели. По информации «Автостата», доля электромобилей на рынке новых машин с апреля по май 2024-го снизилась с 1,6% до 0,9%.

Владимир ПЕТРОВ (@chinamashina)

Последние тексты

Начнут с кроссоверов. В России появится новая марка электромобилей Neta

В России появится бренд электромобилей под названием Neta. Об этом сообщил вице-президент Hozon Auto, компании-производителя…

04.07.2024

Новый Changan CS75 Plus был замечен в Китае. Первые фото «живого» кроссовера

В Китае был замечен новый кроссовер Changan CS75 Plus четвёртого поколения. Кузов автомобиля стал более…

04.07.2024

Теперь без ретро. Новое поколение Haval H9 получит второй вариант дизайна

Новое поколение Haval H9 ещё только готовится к выходу на рынок, но уже получило второй…

03.07.2024

Xpeng начала принимать заказы на «бюджетный» MONA M03. Он оказался лифтбеком

В Китае провели онлайн-презентацию нового электрокара от компании Xpeng - MONA M03. Продажи должны начаться…

03.07.2024

В России до конца года. Новинки Haval, Tank и Wey рассекретили в Чечне до премьеры

Новые модели входящих в состав GWM брендов Haval, Tank и Wey показали главе Чеченской Республики…

03.07.2024

Li Auto открыл центр технического обслуживания в Казахстане. Пока без продажи машин

Китайский премиальный бренд Li Auto (Lixiang) открыл официальный центр технического обслуживания в Казахстане, в Алматы.…

03.07.2024

This website uses cookies.