По итогам первого полугодия 2024-го на российском рынке представлено без малого 60 китайских автопроизводителей. На первый взгляд, в стране создана здоровая конкуренция, однако причин для радости немного, и впереди большие перемены. Под таким лейтмотивом в Москве прошла пресс-конференция президента Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Алексея Подщеколдина.
По его словам, добрая половина «китайцев» трудится в России без поддержки дистрибьюторов и официальных шоурумов, продавая при этом сущие крохи.
— Если ежемесячный объем реализации автомобилей всего 100 машин (и даже такой результат многим немосковским ДЦ не снился), о каком дилерском бизнесе может идти речь? – задался вопросом глава РОАД. – Участь таких игроков в ближайшей перспективе одна – закрыться и покинуть российский рынок, как это произошло, например, с Lifan, Haima, Zotye и рядом других. И никакое разнообразие марок тут не поможет
Алексей Подщеколдин привел в пример США с объемом рынка 15 млн автомобилей в год, то есть в 10 раз больше, чем у нас. При этом, отметил он, на американском рынке представлено всего 44 бренда:
— Там нет никаких «китайцев», «французов» и даже родного Plymouth – они просто не выдержали конкуренции. В России скоро будет такая же картина: останутся 10-15 брендов из КНР, и всё. Это те, кто уже закрепился на рынке плюс некоторые марки типа Hongqi, работающие в «премиуме», где свои законы. Те же, кто мало продает в среднем сегменте, неизбежно прогорят, это закон рынка
Эксперт порекомендовал потребителям внимательнее присматриваться к первой «пятнашке» китайских автопроизводителей, в первую очередь, так называемой «большой китайской тройке» — Haval, Chery и Geely. Двое из этих брендов, напомнил руководитель РОАД, имеют в России и в сопредельной Беларуси собственные сборочные производства, что, по его мнению, имеет крайне важное значение.
— К концу 2024 года на нашем авторынке может сформироваться костяк из 15 сильнейших китайских марок, который будет делать погоду в обозримой перспективе, — заявил Алексей Подщеколдин.
Чтобы рынок стал более цивилизованным, на уровне федеральных властей должны быть созданы условия, при которых тем же китайцам было бы выгодно организовывать в России свои сборочные производства – как автомобильные, так и заводы по выпуску автокомплектующих. Это будет оказывать прямое влияние на ценообразование, в том числе в сфере автосервисных операций. «Сегодня запчасти из Китая едут в Россию 30-40 дней, это ненормально», — заметил глава Ассоциации.
Что могло бы заинтересовать китайцев? Например, отмена или возврат утилизационного сбора, те или иные налоговые послабления.
— Заводы здесь нужны в том числе для того, чтобы убрать из конечной стоимости автомобиля такую дорогостоящую позицию, как логистика, — уточнил Алексей Подщеколдин. – Она очень дорого обходится всем нам
Он привел данные, которые свидетельствуют: при формировании стоимости автомобиля с пробегом (например, Jetta VA3) при ввозе на юрлицо доставка обходится в 240 000 рублей. Зачастую цифры и того больше.
Средняя цена китайского автомобиля, по информации руководителя РОАД, сегодня составляет 3,8 млн рублей, притом, что год назад она была 3,4 млн. Чтобы приобрести новую машину за такую сумму, среднему жителю России нужно выложить 41 зарплату, при этом 10 лет назад ситуация была несколько проще – 30 зарплат (по подержанным машинам – 17 и 11 зарплат соответственно).
Суммарная финансовая емкость рынка китайских автомобильных марок, по прогнозам экспертов Ассоциации, составит в 2024 году 4,37 трлн рублей.
— В деньгах рынок практически восстановился по отношению к 2013 году. Автомобильная отрасль – важнейший сектор для всей экономики страны, — заявил Алексей Подщеколдин. – Только в дилерских центрах трудоустроено более 300 000 человек
Таковых же по всей стране 2413 ДЦ только у китайских марок. То есть даже больше, чем было до известных событий 2022 года. В Москве и Московской области, заметил эксперт, сегодня 36 официальных дилеров Chery, и в лучшие годы такого не мог себе позволить и АвтоВАЗ. Но надо ли столько – «большой вопрос».
Алексей Подщеколдин выделил три основные проблемы, которые мешают развиваться отечественному авторынку – высокая ключевая ставка, постоянно плавающий курс рубля и утильсбор. В комплексе эти причины бьют не только по дилерскому сообществу, которое, как отметил эксперт, совсем не заинтересовано в повышении цен на автомобили, но, прежде всего, по конечному потребителю.
— Если, как обещают, ставка Центробанка РФ в ближайшее время вырастет еще больше, будет нанесен сильнейший удар по рынку автокредитования. В настоящее время ставки и без того превышают 20%. Трудно предположить, что будет в перспективе, потому как на сегодня каждый второй автомобиль в России, а то и больше, реализуется именно с привлечением кредитов, — констатировал глава РОАД.
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
24 сентября 2024 года компания GEELY официально представила на российском рынке городской кроссовер CITYRAY. Автомобиль…
Шестиместная версия паркетника Okavango с оригинальной внешностью и названием Exclusive была впервые замечена у китайских…
Бренд JAC представил в России три автомобиля, которые вскоре могут появиться на нашем рынке. Кроме…
Компания Geely начала продажи нового кроссовера Cowboy в Китае. На старте автомобиль с «внедорожным» обвесом…
В рамках закрытой презентации для дилеров компания Chery показала кроссовер T1R на замену Tiggo 8.…
Старт продаж нового лифтбека FAW Bestune B70 в России произойдёт в декабре. Его можно будет…
This website uses cookies.