Эксклюзив

От «Рено» к «Линку». Дизайнер Lynk & Co 900 Андрей Басманов дал большое интервью

Шеф-дизайнер Lynk & Co 900 Андрей БАСМАНОВ дал эксклюзивное интервью «Китайским автомобилям». Мы узнали, каким был его путь от студента из Екатеринбурга до автомобильного дизайнера мирового класса. Андрей поделился взглядами на дизайн, а также рассказал о специфике работы в Renault и Lynk & Co.

Андрей Басманов – выпускник екатеринбургского Уральского государственного архитектурно-художественного института. В 2003 году он выиграл международный конкурс Mitsubishi, поработал над проектом автомобиля для президента, а затем долгое время трудился в Renault Group, включая Nissan и корейский RSM (Renault Samsung Motors). С 2022 года Андрей присоединился китайско-шведскому бренду Lynk & Co. Здесь его первым проектом, пошедшим в серию, стал флагманский кроссовер Lynk & Co 900.

Знакомство с автомобильным дизайном

Денис Бобылев: Андрей, начнём с самого начала. С чего началось увлечение автомобилями и дизайном?

Андрей Басманов: На самом деле истории у всех автомобильных дизайнеров примерно одинаковые. Обычно это всё захватывает с детства. В моём случае свою роль сыграли родители. Хотя они были не дизайнерами, а архитекторами, это в значительной степени повлияло на мой интерес к профессии. Дома всегда был доступ к книгам по дизайну, архитектуре и искусству. Но одна книга интересовала меня больше других. Это была книга «Индустриальный дизайн». В ней просто и понятно рассказывалось, как создаются вещи.

ДБ: И всё же вы стали именно автомобильным дизайнером, а не архитектором. Как так вышло?

АБ: Архитектор это, конечно, очень интересно. Но глядя на родителей и их тяжёлый труд, я сомневался, что хочу посвятить этому свою жизнь. В индустриальном дизайне меня привлекала свобода создания самых разных объектов – от ложки до автомобиля.

ДБ: Мы все знаем историю дизайнера Владимира Пирожкова, который успел поработать в Citroen и Toyota, а теперь является одним из самых известных промышленных дизайнеров России. Стремились ли вы повторить его путь?

АБ: На самом деле про Владимира Пирожкова я узнал значительно позже – уже в институте. Владимир провёл несколько лекций с мастер-классом по рисованию маркерами. На тот момент это был настоящий прорыв. Впервые я увидел автодизайнера, о котором читал в журналах. Я тогда еще не знал, что буду работать с Пирожковым в Москве в компании А:Level.

Дипломная работа Андрея Басманова (Видеотелефон) стала лучшим студенческим проектом 2001 по оценке Союза Дизайнеров России

ДБ: Вы учились в Уральском государственном архитектурно-художественном институте в Екатеринбурге по специальности автомобильного дизайнера?

АБ: Все четыре года бакалавриата посвящались основам дизайна. По завершению нам предлагался выбор специализации: автомобильный дизайн, индустриальный дизайн, графический дизайн и фэшн. Я выбрал направление «Индустриальный дизайн», так как по сравнению с московскими «Строгановкой» и МАМИ теория проектирования автомобилей в нашем институте была развита хуже. Конечно, до уровня Англии, Германии и Америки нам тогда было очень далеко.

ДБ: Был ли у вас любимый предмет в институте и как проходило обучение?

АБ: Да, школа была мучением. А в институте была совсем другая ситуация. Я понял, что это моё. Любимые предметы – естественно рисунок, дизайн-проектирование и макетирование.

Один из ранних рисунков Андрея Басманова

ДБ: Давайте вернёмся к автомобильному дизайну. Когда вы начали им серьёзно заниматься?

АБ: Примерно со второго курса в институте. Переехав общежитие на Июльской, я вплотную начал изучать автодизайн и все, что с этим связано. Плюс мой брат поступил к этому времени в институт. И там у нас образовалась автомобильная «тусовка». Мы познакомились с парой ребят с других потоков. Я постоянно ходил в библиотеку, читал и сканировал всё, что относится к автомобильному дизайну. В свободное время мы встречались и рисовали, обменивались идеями, рассматривали направления разных школ. В том числе учились рисовать на планшете, потому что в институте тогда так ещё никто не делал.

ДБ: То есть вы сами искали что-то новое отдельно от базового образования?

АБ: Да. Геометричный дизайн, который у нас преподавался, закладывал какую-то базу, но не давал свободу фантазии. Мы были ограничены технологией выполнения макетов и технологией рисования. В те годы всё было очень геометрично и кондово. Поэтому мы стремились именно к стандарту международных школ.

Конкурс Mitsubishi и начало работы

ДБ: А как случилась история с конкурсом Mitsubishi и концептуальным минивэном Shiki? Тогда о громкой победе в международном конкурсе писали многие СМИ.

АБ: На самом деле это была моя вторая попытка в этом конкурсе. В те годы на конкурсы все делали трёхмерные изображения. Я решил выделиться и пойти против тренда трехмерных моделей. Подача была выполнена вручную на планшете Wacom. Работы получились очень графичными – яркие иллюстрации в японском стиле со стилизованными фонами.

Минивэн Shiki, принёсший Андрею Басманову победу на конкурсе Mitsubishi в 2003 году

ДБ: А сколько по времени заняла работа над этим проектом?

АБ: Всё заняло два месяца. Когда ты сидишь и целыми днями рисуешь, довольно быстро понимаешь, что может пойти на конкурс. И мы тогда замотивированы очень хорошо были. Хотели вырваться, смотрели на Владимира Капитонова (в будущем дизайнер GM – прим. ред.), Антона Шаменкова (дизайнер Jeep – прим. ред.), Александра Селипанова (дизайнер Bugatti – прим. ред.), когда они учились в Калифорнии. У нас не было выбора – было лишь понимание и мотивация, что мы тоже должны вырваться на новый уровень.

Андрей Басманов во время работы в студии A:Level

ДБ: А как развивалась ваша автомобильная карьера после конкурса Mitsubishi?

АБ: После победы в конкурсе я ещё два-три года работал в Екатеринбурге в Веб-студии, но уже усиленно рисовал портфолио. Мировая практика такова – у человека, который учился на автомобильный дизайн, уже много материала, так как он всё время посвящают автомобильному дизайну. Делаются макеты. Студенты проходят стажировки. У меня ничего этого не было. Убедить работодателей в том, что у тебя есть потенциал даже с приличным портфолио, поддержкой школы и стажировками – сложная задача. А тут просто парень с рисунками… Поэтому я по ночам, по утрам до работы, по вечерам после работы рисовал портфолио. У меня всё это заняло года два.

Затем я почти каждый день печатал портфолио и пачками рассылал по всем известным компаниям в Европе и Америке. Также я публиковал работы на российском сайте Cardesign.ru. Это был важный момент, потому что все работавшие за границей русскоязычные дизайнеры «тусовались» там. Естественно, в том числе и Владимир Пирожков. Он тогда работал в Toyota.

С поддержкой Пирожкова я связался с московской студией A:Level. Тогда я вписался в амбициозный проект по возрождению марки «Руссо-Балт». Первым их автомобилем было купе на базе Mercedes SL, если помните. Но я работал над представительским автомобилем для президента. Ещё до Aurus была такая идея, и мы совместно с Артёмом Неретиным (в будущем дизайнер Peugeot – прим. ред.) её развивали. Эта работа дала мне определённое видение индустрии и помогла почувствовать себя более уверено.

Карьера в Renault

ДБ: Похоже, у вас был действительно хороший подготовительный период перед работой в крупных компаниях. А как началась работа в них?

АБ: Всё время я продолжал рассылать портфолио по всем мировым компаниям. И в один момент мне повезло получить сразу два реальных предложения – из Франции от Renault и из США от General Motors. Я съездил в оба места.

ДБ: Почему же выбор остановился именно на Франции?

АБ: Оба предложения были очень интересными. Это был просто космос в обоих случаях. Но в Renault мне уже тогда предложили выгодный постоянный контракт при условии сдачи английского языка. А в Америке предлагали контракт на год без гарантий. После успешного теста я был готов ехать в Париж.

Андрей Басманов во время работы над концепт-каром Renault EZ-GO

ДБ: Как начиналась работа в Renault?

АБ: Подготовка документов заняла примерно 2 месяца. Компания предоставила временное жилье и служебную машину на первые 3 месяца. Я начал работать в секретной студии в Париже в районе Bastille. Сразу попал на проект концепт-кара. Немого контекста. Как правило, проекты выдавались всем студиям Renault, включая Барселону, Бухарест, Мумбай и Сан-Паулу. По факту я конкурировал с дизайнерами из разных уголков мира! Это был незабываемый опыт. В добавок я наконец-то встретил тех людей, о которых я читал, смотрел интервью, и которые создавали просто нереальные концепт-кары.

ДБ: То есть, вы начали работу в Renault именно с концепт-каров?

АБ: Да. Дизайн-блок в техноцентре был разделен на несколько студий по направлениям: концептуальное, компактные автомобили, автомобили среднего класса и коммерческий транспорт. Я начал именно с концептуального направления. Старт работы был очень интересным и многое мне дал в плане опыта.

Одним из самых удачных проектов в Renault Андрей Басманов считает серийный кроссовер Austral

ДБ: А как произошёл переход от работы над концепт-карами к серийным автомобилям?

АБ: На самом деле переход произошёл просто и был вызван кризисом 2008 года. У нас объединились студии, студию в Париже закрыли, а производство концепт-каров немного сократилось. Произошла оптимизация ресурсов, поэтому все дизайнеры пересели на мульти-направление. В зависимости от ситуации я работал как над серийными автомобилями, так и над концепт-карами. Задания выдавались всем дизайн студиям- саттелитам.

Со временем мне всё больше стали доверять, а в этой индустрии доверием заручиться довольно сложно. Идёт постоянный контроль качества. И в этой индустрии первые пять лет ты просто работаешь на свою репутацию.

Концепт-кар Alpine Vision Gran Turismo

ДБ: Как вы можете описать работу в Renault?

АБ: Было очень интересно, и было много проектов. К сожалению, многие из них так и не пошли в серию, как это часто бывает. Но были случаи, когда рядом  в «рабочке» стояли сразу три моих полноразмерных макета. На компаниях подобного масштаба всегда много внутренней политики. Но при всем при этом я получил уникальный опыт.

Концепт-кар Renault EZ-GO

ДБ: Какой проект за время работы в Renault вам кажется наиболее удачным и запоминающимся?

АБ: Вообще, концепт-кары – это всегда что-то особенное. Среди них я могу выделить Renault EZ-GO 2018 года. Его было очень интересно делать, да и концепция получилась интересная. Из серийных автомобилей это пикап Renault Alaskan. Не скажу, что это такой супер-проект. Но это был интересный опыт в плане взаимодействия с японскими коллегами, инженерами, японской культурой. Так как машина разрабатывалась в Японии.

Из того, что сейчас можно встретить на дорогах, также могу отметить Renault Austral и Espace. Этими проектами я занимался в Корее.

Андрей Басманов рядом с пикапом Renault Alaskan

ДБ: А почему вы ушли из Renault?

АБ: Renault – это конечно классная компания. Но продвигаться там довольно сложно. Это основная причина. Конечно, я получил незабываемый опыт в том числе, возможность пожить в Японии и Корее. Это было классно. Но каждый раз, когда ты возвращаешься в основную студию во Франции, ты фактически возвращаешься в другую студию. Многое меняется, в том числе в руководящем составе. И тебе приходится заново адаптироваться. Поэтому на определённом этапе я решил двигаться дальше.

Также после пандемии компания претерпела реорганизацию. Тогда в Renault взяли много людей с Peugeot, что раньше в принципе было запрещено. Жиль Видаль возглавил студию Renault и нанял буквально всю свою команду с Peugeot. Это не сильно воодушевило некоторых работников, и дизайнеры стали искать другие возможности.

Переход в Lynk & Co

ДБ: Давайте перейдём к опыту работы в Lynk & Co. Сколько вы уже работаете в компании и в чём специфика работы?

АБ: В Lynk & Co я работаю уже третий год. Дизайн-центр бренда находится в Швеции, в городе Гётеборг. За это время успел поработать над тремя проектами. Один из них пойдет в серию. Это Lynk & Co 900.

Главное отличие – скорость выполнения проектов и адаптация сложных инженерных решений. Нам ставят какие-то нереальные задачи. Но это своеобразный «челлендж», это условие и специфика работы на китайскую компанию. Благодаря этому создать облик автомобиля получается довольно быстро. Как я уже сказал, за три года было три проекта, и это очень быстро.

Другая особенность – скорость принятия решений китайскими «боссами». Идет мониторинг продаж за один-два месяца, а затем принимается решение о продолжении или прекращении производства.

Кроссовер Lynk & Co 900

ДБ: А как разрабатывался Lynk & Co 900 и на какой рынок он ориентирован в большей степени?

АБ: Этот проект разрабатывался с прицелом 100% на китайский рынок. У нас было два основных референса – Li Auto L9 и Range Rover. Как правило, мы стараемся привнести что-то новое в новый продукт и в то же время учесть все пожелания китайской стороны и потребности китайского рынка. Несмотря на то, что дизайн-центр в Швеции, у нас также есть дизайн-директор, который находится в Китае. И он довольно сильно влияет на проект. Мнение наших азиатских коллег всегда учитывается, так как они «заказывают музыку».

В результате Lynk & Co 900 довольно сильно упростили, несмотря на то, что это  флагман компании, самый большой и дорогой автомобиль марки. Нам пришлось потрудиться, чтобы убедить китайских «боссов». Изначально была идея сделать что-то более интересное, отличное от Range Rover. И всё же автомобиль получил множество интересных деталей и самые современные компоненты. Также особенность Lynk & Co 900 – это элемент на передней двери, который мы называем Tech Totem. В него интегрированы все сенсоры и камеры. Также в передней части расположен экран для интерактива с владельцем и пешеходами. В сравнении с европейскими компаниями у нас много инновационных решений, которые применить в Европе было бы очень сложно.

Кроссовер Lynk & Co 900

ДБ: В чём была главная сложность разработки Lynk & Co 900?

АБ: В плане бюджета разработка дизайна Lynk & Co 900 получилась достаточно дорогой. В основном из-за больших ресурсов, связанных с взаимодействием Китая и Европы. Все принимаемые нами решения проходили целую череду инстанций и одобрений. В европейской компании понимание направления и конечного продукта было довольно чётким. А в Китае очень сложные структуры, многоуровневые. Каждое решение нужно согласовать со всеми директорами. Нужно согласовать с директором проекта, директором Lynk & Co и директором Geely. Как правило, у них разные вкусы.

Основная сложность заключалась именно в этом. После того как получены все комментарии, мы обычно вносим необходимые изменения в 3D, фрезеруем в масштабе один к одному, делаем макет с имитацией всех материалов и технологий. И так несколько раз. Это всё трудозатратно.

Особенности дизайна Lynk & Co 900: интерактивный экран в передней части, а также блок датчиков Tech Totem

ДБ: Интересно, что главный дизайнер входящего в Geely Group премиального бренда Zeekr Штефан Зилафф отмечал, что наоборот ценит китайских партнёров за готовность без лишних обсуждений привести в исполнение любую его задумку. Почему в Lynk & Co не так?

АБ: Zeekr и Lynk & Co – это разные компании, несмотря на то что находятся в одном здании. Раньше это была одна команда, но потом марка Zeekr выделилась из Lynk & Co. Это заметно как по логотипу, так и по первым автомобилям бренда Zeekr – изначально они разрабатывались именно как Lynk & Co.

А если говорить о Штефане Зилаффе, как предполагает его позиция, он не сильно погружён во всю так называемую «операционку». Он тезисно даёт задачи и как гуру с огромным опытом, в основном, только ключевые направления развития дизайна. Поэтому алгоритм работы в Zeekr на самом деле не отличается от Lynk & Co.

Кроссовер Lynk & Co 900

ДБ: Если не секрет, над какими сейчас автомобилями ведётся работа в Lynk & Co?

АБ: Я не могу раскрывать подробную информацию. Но если уделить немного времени на анализ рынка, можно выделить тренды, которым, к сожалению, следуют все компании. При этом неважно, что разрабатывается – седан, хэтчбек, спорткар. Они все наделяются агрессивными внедорожными чертами. Потребителю такое направление нравится. В плане конкретных новых проектов я ничего сказать не могу. Но могу намекнуть, что в зависимости от успеха Lynk & Co 900 будет принято решение о продолжении этой линейки. Если модель будет популярной, то в будущем будет выпущен более компактный автомобиль на той же платформе.

ДБ: А что вы думаете по поводу дизайна новых автомобилей Zeekr? Сейчас они ушли от стилистики Lynk & Co.

АБ: С точки зрения дизайна они смотрятся оригинально и очень минималистично. Но об их успехе можно будет судить только по продажам. Тут стоит понимать, что многие высокотехнологичные детали, которые получают автомобили, будут устанавливать примерно на 10% покупаемых в максимальной комплектации машин. Такой процент машин и будет ездить с этими экранами (Zeekr Stargate – прим. ред.). Страховые компании  в Китае не берутся страховать их в случае повреждения.

Общие вопросы

ДБ: Что вы думаете об автомобильном дизайне других китайских компаний? Какие бренды можете выделить? Но Lynk & Co называть нельзя.

АБ: Очень много классных машин среди китайских брендов – большое разнообразие и все очень качественные. Уровень Китая поднялся сильно. Если говорить про любимые автомобили, то Changan довольно неплохой. Я в Китае довольно часто бываю и отмечаю Xiaomi, Geely, GAC и Avatr. Уникальные вещи у них действительно есть.

Машины высокотехнологичные и качественные в плане дизайна. Но проблема в том, что крутой дизайн не продаётся. Автомобиль в первую очередь создаётся для того, чтобы продаваться. И, несмотря на то, что у Avatr, например, очень классный дизайн, бренд испытывает трудности с продажами. Публика не понимает этих фишек. У BYD довольно-таки «среднечковые» машины, но продаются очень хорошо всегда. Поэтому наша задача – найти ключи к потребителю.

Автомобили Avatr обладают хорошим дизайном, по мнению Андрея Басманова

ДБ: А что вы скажете про европейский дизайн, куда он движется?

АБ: Сейчас очень много ограничений в плане безопасности, что влечёт за собой внедрение всё большего количества гаджетов и технологий. Они занимают место, их нужно куда-то «запаковать». Капот должен быть выше, чтобы принимать на себя удар. Всё время появляются ограничения, которые «спускают свыше». И дизайнерам приходится работать с этим. Электрификация тоже не лучшим образом сказывается на внешнем облике некоторых европейских брендов.

ДБ: Многие ваши коллеги из мира автомобильного дизайна также находят время и ресурс для развития в других сферах. В частности, дизайн яхт и бытовой техники. Есть ли у вас подобные амбиции?

АБ: Мне всегда был интересен интерьерный дизайн. Я непродолжительное время работал в этой области до переезда в Европу. Кроме того, в Европе много проблем с интерьером. У меня много вопросов к тому, как спроектированы жилые здания в Европе.

BMW 1 Серии в кузове F20

ДБ: А есть ли у вас личный автомобиль? Если да, что за модель?

АБ:  Автомобиль сейчас находится во Франции. Это BMW 1 Серии 2012 года выпуска в кузове F20. Это классическая BMW с длинным капотом. Машина хорошая, несмотря на то, что ей больше десяти лет. Она выполняет свою функцию, и там есть всё что нужно.

ДБ: В вашем становлении в сфере дизайна большую роль сыграли родители. Планируете ли вы привлекать своих детей к этой сфере?

АБ: Моему ребёнку 13 лет. Это сложный, переходный возраст. Он знает, чем я занимаюсь. Я ему регулярно показываю, что мы делаем. Но особого интереса у него пока нет. Хотя он интересуется автомобилями. Но станет ли он автомобильным дизайнером – я думаю, вряд ли. Конечно, если у него возникнет интерес, я буду готов поделиться с ним всем своим опытом и дать знания, которые помогут на начальном этапе. Но пока у него свои представления.

ДБ: Вы работали во многих странах: Швеции, Франции, Корее, Японии. Какая из них понравилась больше всего?

АБ: Это, конечно же, Япония. Но с оговоркой. Мы там жили почти три года всей семьёй, и это был экспат. Это означает, что компания платит за всё. Когда на таких условиях ты туда едешь, и всё включено, ты можешь расслабиться, и получать удовольствие от проживания и работы. Кроме того, Япония именно такая, какой ты представляешь её до приезда туда. Атмосфера, чистота, еда, антураж. Япония – самое яркое впечатление. Очутившись там, ты понимаешь, что это – другая планета. Три года там пролетели очень быстро.

ДБ: Вы были в большом количестве стран. Удалось ли вам выучить языки помимо русского и английского?

АБ: В работе я в основном использую английский язык. Но длительная жизнь во Франции дала мне возможность выучить французский язык. Я не носитель, но все вопросы, которые у меня возникают, могу решить на французском языке. Сейчас у меня много коллег-французов. В частности, на Lynk & Co работают. Знание языка помогает в работе. Японский выучить не получилось, но я понимаю основные фразы.

Денис БОБЫЛЕВ (YouTube)

Последние тексты

Гибридный Tank 700 Hi4-Z заметили в Китае. У него 972 л.с.

Гибридный внедорожник Tank 700 Hi4-Z от Great Wall Motor заметили в Китае во время тестов.…

21.02.2025

Скидки до 4,3 млн рублей. Hongqi снизила цены на весь модельный ряд в России

Премиальный бренд Hongqi сообщил о том, что пересмотрел цены на модельный ряд в России. Корректировка…

21.02.2025

В Калуге показали первые кроссоверы Tenet. Что известно об этой марке и ее автомобилях

В России появился новый автомобильный бренд Tenet, модели которого уже начали в опытном порядке выпускать…

21.02.2025

В России появится автомобильный бренд Esteo. ОТТС получили уже три его модели

В России появится автомобильный бренд Esteo. Бывший завод Mercedes-Benz завершил сертификацию трёх автомобилей новой марки,…

21.02.2025

Два двигателя и три комплектации. Сколько стоит обновленный Great Wall Poer в России

Компания GWM анонсировала цены и комплектации на обновленный рамный пикап Great Wall Poer. Модель впервые…

20.02.2025

GAC раскрыл оснащение кроссовера GS8 GX Traveller. Почему эта версия станет самой дорогой

Китайский бренд GAC раскрыл подробности об оснащении спецверсии GS8 GX Traveller для российского рынка. Такой…

20.02.2025

This website uses cookies.