История китайского автопрома

История китайских автомобилей: от СССР до стран Запада. Как «Варшава» стала «Шанхаем»

В первом выпуске нашей исторической рубрики ее постоянный автор и ведущий Андрей ТРУБИН рассказывал о первенце огромной корпорации BAIC. Пришло время познакомить читателей и с тем, как начинала другая могущественная компания — SAIC.

SAIC — Shanghai Automobile Industry Corporation — один из крупнейших автомобильных гигантов Китая, и в противовес BAIC, активно работающему с немцами, он сотрудничает с британцами. В конечном счёте это привело к покупке корпорацией ряда весьма известных британских брендов. Но сейчас не об этом. В данном случае нас интересует одна вещь — у корпорации BAIC существует собственный материнский бренд Beijing. А вот их конкуренты из SAIC, по сути, такового не имеют, выступая таким образом не как автопроизводитель, а как держатель чужих брендов. Однако это не совсем так. И вот я плавно подвёл вас к теме сегодняшней статьи — автомобилям под названием Shanghai. Это и есть тот самый материнский бренд огромной корпорации SAIC, правда, ныне не существующий.

Для удобства читателей мы разобьём этот выпуск на две части, чтобы более детально, а не поверхностно пройтись по всем модификациям фактически единственной серийной модели Shanghai, а именно SH760. И в первой части затронем разработку этой модели и ее первый фейслифтинг.

Китаю требовался автомобиль, который по рангу был ниже Hongqi, но при этом выше разного рода внедорожников. Эта машина была призвана возить низших членов коммунистической партии. После такого техзадания от партии будущий Шанхайский автомобиль стали называть автомобилем среднего звена.

История Шанхайского седана начинается, как и у многих китайских авто, в 1958 году. В этот год был представлен первый прототип, который носил название Phenghuang («Феникс»).

На фото ChinaCarHistory.com: первый прототип Phenghuang.

Первый опытный образец «Феникса» был фактически основан на польской Warszawa, созданной на заводе FSO в 1957 году. А этот автомобиль, в свою очередь, являлся копией советской «Победы» ГАЗ-М20. Двигатель машина получила от Нанкинского автомобильного завода — 2,1-литровый 4-цилиндровый бензиновый мотор NJ050. Этот агрегат выдавал 50 л.с. и стыковался с 3-ступенчатой механической коробкой передач. Двигатель, как и у «Варшавы», представлял собой лицензионную копию мотора от «Победы», поэтому проблем по внедрению агрегатов в конструкцию не возникло.

На фото ChinaCarHistory.com: Warszawa – донор агрегатов для Phenghuang.

Внешний же вид скопировали с американского автомобиля Plymouth Savoy 1955 года.

На фото ChinaCarHistory.com: Plymouth Savoy – донор дизайна для Phenghuang.

В январе 1959 года выпустили второй прототип Phenghuang, на этот раз с двойными фарами. Предполагается, что автомобиль оснащали двигателем V8 мощностью 150 л.с., который позволял развивать максимальную скорость 120 км/ч. Поверить в то, что там стоял такой мотор, достаточно тяжело, так как родословная этого агрегата не совсем понятна, а по характеристикам он не подходит ни под советские, ни под американские двигатели. Поэтому больше верится в предположения других автоисториков, считавших, что у него стоял новый рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель Nanjing объемом 3,5 литра. Он носил индекс CN070 и развивал мощность в 70 л.с. Этот мотор устанавливался на китайские копии советских грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63 и, соответственно, сам являлся лицензионной копией советского двигателя с индексом ГАЗ-51.

На фото ChinaCarHistory.com: второй прототип Phenghuang.

В ноябре 1959 года появился третий прототип на основе «Феникса». Его называли Jiaotong. Здесь уже прослеживаются черты будущей серийной продукции. По технике этого автомобиля четкой ясности нет, так как источники путаются и норовят присвоить ему V8. Но по размерам он вряд ли смог бы влезть в такое подкапотное пространство. Связано это в первую очередь с тем, что прототипы до сих пор были основаны на конструкции советской «Победы».

На фото ChinaCarHistory.com: третий прототип Jiaotong Phenghuang.

Это изменилось с финальным прототипом Phenghuang, поскольку он был основан на Mercedes-Benz W180 220. Этот финальный прототип в целом был полностью похож на предыдущий Jiaotong. Но при этом имел новые эмблемы и решетку радиатора.

На фото ChinaCarHistory.com: финальный прототип Phenghuang.

Наконец, летом 1959 года была выпущена серийная версия седана Phenghuang. Автомобиль выглядел очень похожим на будущий Shanghai SH760. Но между этими машинами были некоторые ключевые отличия, а именно эмблема Phenghuang на капоте. Также у «Феникса» есть водосточный желоб, проходящий над ветровым стеклом.

На фото ChinaCarHistory.com: серийная версия Phenghuang.

На фото Wikipedia.org: Mercedes-Benz W180 220, который стал дизайнерской основой для серийной версии «Феникса» и «Шанхая» SH760. Обратите внимание, что средняя часть автомобиля перекочевала на китайские авто почти без изменений.

Также некоторые версии Феникса были выпущены без эмблемы Phenghuang на капоте. Количество произведенных «Фениксов» разнится от источника к источнику. Но в любом случае цифры не впечатляющие: одни указывают цифру в 22 экземпляра, а другие в 77.

В декабре 1964 года имя «Феникс» было решено предать забвению. Бессмертная птица оказалась вполне смертной, и вскоре машине было дано вполне земное название Shanghai. Также наконец-то добавился индекс модели — SH760. Первая партия машин в 50 экземпляров была выпущена в 1964 году. За 10 лет производства модели произвели порядка 3800 единиц, что весьма немного. Однако по меркам китайского автопрома того времени — это весьма внушительное количество. SH760 (как, возможно, и «Феникс») был оснащен 2,2-литровым рядным бензиновым двигателем, известным как Jinfeng 680Q. Это была копия весьма надёжного мотора Mercedes-Benz M180. Агрегат выдавал 90 лошадиных сил и крутящий момент в 166 Ньютон на метр. Вместе с двигателем работала четырехступенчатая механическая коробка передач.

На фото ChinaCarHistory.com: внешний вид автомобиля Shanghai SH760.

SH760 производился до 1974 года, когда его заменили на SH760A — по сути, глубокий рестайлинг существующей модели. Машина получила новые фары и фонари, немного скорректированные крылья и иную решетку радиатора. К сожалению, по технике изменений не произошло, автомобиль также продолжал оснащаться двигателем Jinfeng 680Q на 90 лошадиных сил и 4-ступенчатой «механикой». Производство модели продолжалось до 1989 года, когда ее заменили на рестайлинговый SH7221 (подробнее о поздних рестайлингах мы расскажем во второй части).

Интересный момент — специально для этого авто в 1983 году разработали автомобильный кондиционер. Однако некоторые данные позволяют сделать вывод, что в действительности его начали устанавливать только в 1988-м, и лишь на последующей модели SH760B. За время производства с 1974 по 1989 год было произведено порядка 49 000 автомобилей, что делают эту модификацию самой массовой среди всего семейства SH760.

На фото ChinaCarHistory.com: внешний вид автомобиля Shanghai SH760A.

На этом мы закончим первую часть об истории этого весьма примечательного и важного автомобиля для китайской автоиндустрии. Не пропустите наши следующие публикации!

Андрей ТРУБИН (vk.com)

Последние тексты

Кроссовер для бездорожья. Лимитированная версия Jetour Traveler JMK вышла на рынок Китая

Компания Jetour объявила о начале поставок ограниченного издания кроссовера Jetour Traveler JMK, которое называется Silver…

25.06.2024

Самые доступные кроссоверы Hongqi появляются у дилеров. Первое фото

Дилеры в России начали получать кроссоверы Hongqi HS3. Старт продаж самой доступной модели марки ожидается…

25.06.2024

Минус 890 тысяч рублей. Объявлена новая цена Forthing T5 EVO российской сборки

В России объявлена новая цена кроссовера Forthing T5 EVO российской сборки. Он резко подешевел на…

25.06.2024

Выдержал проверку? Zeekr 001 разобрали после 320 тысяч км пробега

Электрический лифтбек Zeekr 001 от компании Geely разобрали после 3 лет активной эксплуатации. Его пробег…

25.06.2024

Пекин и Брюссель хотят договориться о пошлинах. Но европейцев призывают «показать зубы»

Худой мир лучше доброй ссоры. Брюссель и Пекин хотят договориться друг с другом в самом…

24.06.2024

Дизельные пикапы JAC T9 с «автоматом» появились в Беларуси. Первые впечатления

Официальный дистрибьютор JAC доставил в Беларусь первые товарные экземпляры дизельного JAC T9 c АКПП. Как…

24.06.2024

This website uses cookies.