Чем удивил Tank 300: часть 2. Теперь на грунте

Tank 300 бездорожье по песку

Продолжаем исследовать возможности Tank 300. Напомню, что на асфальте машина понравилась. Настолько, что возникло сомнение – будет ли она столь же хороша на грунтовке. Потому выезжаем в пампасы.

мишин и машины рубрика

Вынужденный ликбез по крутилкам…

Чем круче внедорожник, тем сложнее реализовать его потенциал. Чтобы правильно пользоваться такой машиной, придется выяснить, что и когда следует включать и, самое главное, выключать, чтобы не повредить трансмиссию. Потому прежде, чем съехать с асфальта, следует разобраться в крутилках и кнопках, ведающих внедорожными возможностями Tank 300. Расположены они на горизонтальной поверхности консоли.

Tank 300 салон интерьер центральный тоннель как включать режимы кнопка

Шайба, управляющая режимами трансмиссии для различных дорожных условий

Колесико в левой части позволяет перемещаться между режимами движения, именуемыми «глина» (а также глубокий снег и песок — по факту эта настройка отключает антипробуксовочную систему), «камни» (возможно вывешивание одного из ведущих колес, потому подразумевается блокировка заднего дифференциала), «горная дорога» (ограничено проскальзывание колес по скользким камням) и «неровная дорога» (без комментариев и уточнений). Однако сюрприз в том, что все эти режимы доступны лишь при включенном полном приводе.

Tank 300 салон интерьер центральный тоннель селектор управление приводом полный привод

Шайба для перемещения между задним и полным приводом, а также пониженной передачей

Колесико справа позволяет перемещаться между вариантами 2H (задний привод), 4H (жестко подключенный полный привод) и 4L (жестко подключенный полный привод вкупе с пониженным рядом раздаточной коробки, производитель именует его режимом максимальной тяги). Перед переключением этих положений требуется остановить автомобиль и обязательно перевести джойстик коробки в нейтраль. Жестко подключаемый полный привод запрещено использовать на дорогах с высоким коэффициентом сцепления, то бишь на асфальте и на бетонке.

…а теперь по кнопкам

Их «всего» семь, не считая «ручника» и «автохолда» (для пробок), удерживающего неподвижную машину на тормозах, когда коробка переключена в драйв.

Tank 300 салон интерьер центральный тоннель селектор управление

Блок управления внедорожными возможностями расположен в прямой досягаемости водителя

В левом ряду ближе к крутилке находится кнопка «снежный режим» для скользких поверхностей. Функционирует лишь в 4H и подразумевает трогание со второй передачи, чтобы предупредить буксование колес.

Чуть ближе к водителю находится кнопка, ведающая «экспертным» режимом для продвинутых водителей. Функционирует он при включенном полном приводе и позволяет использовать предустановки «эко», «норма» и «спорт».

В правом ряду впереди всех включение-выключение камер обзора.

За ним кнопка внедорожного круиз-контроля, позволяющего двигаться очень медленно на постоянной скорости. Третья включает «танковый разворот» на грунте с низкими сцепными свойствами, подтормаживает одно из задних колес, уменьшая таким образом диаметр разворота.

С помощью четвертой можно заблокировать передний межколесный дифференциал, функционирует только в режиме 4L. Почему? Очень уж опасное средство повышения проходимости. При заблокированном переднем дифференциале автомобиль практически не слушается руля, а едет лишь прямо. Потому рекомендуется только для вызволения застрявшего автомобиля. Блокировка отключится автоматически при достижении скорости в 40 км/ч.

Самая близкая к водителю подразумевает наиболее частое использование. Это блокировка заднего дифференциала. Доступна для любых режимов движения, даже заднеприводного. Как и передняя, отключится при достижении 40 км/ч, поскольку на большей скорости может спровоцировать занос автомобиля.

На грунтовке без спешки

Теперь, когда мы находимся во всеоружии, можно и в пампасы направиться. Понятно, что все это очень сложно запомнить с первого раза. Увы, такова особенность жестко подключаемого полного привода. Самый простой конструктив порождает наиболее сложное его использование. Но это не беда, летчикам управлять самолетами наверняка сложнее.

Tank 300 сколько можно буксировать

На левой табличке указано, что допустимая полная масса автомобиля – 2552 кг, а автопоезда – 5052 кг. То есть максимальная масса буксируемого прицепа – 2,5 тонны

По грунтовке машина катится мягче, чем по асфальту. Но только до тех пор, пока ты не попал на короткую волну, крупные выбоины или «стиральную доску». Здесь плотные амортизаторы, призванные обеспечить управляемость на хороших дорогах, поворачиваются к тебе спиной.

Машина воспринимается очень жесткой, «козлит» на неровностях, требуя снизить скорость. На гребенке зудит пол впереди и сзади, зуд передается и на подушку заднего сиденья. Не спасают даже относительно высокопрофильные «65-е» шины. Вот она – оборотная сторона медали за примерную управляемость на асфальте. Так что, по грунтовке Tank 300 лучше не гнать, а перейти с галопа на неспешный шаг.

По песку

Tank 300 на бездорожье подвеска песок

Незначительное буксование колес (примерно 15 %) в любых условиях обеспечивает максимальную тягу

На рыхлом песке машина буксует, требуя включить, как минимум, заднюю блокировку. Хотя полный привод (пока 4Н) придает ей уверенности. Но на совсем сухом песке тяги не хватает. Приходится переходить на нижний ряд раздатки (4L) и блокировать дифференциал заднего моста. Но самое интересное и показательное упражнение – попытка взять песчаный подъем.

 

Первый подход. Тяги при трогании на горизонтальном участке с избытком. Судя по скорости движения передаточное отношение нижнего ряда раздатки близко к трем к одному. Но при попытке разогнаться колеса буксуют, антипробуксовочная система «душит» двигатель, и машина не едет.

 

Второй подход. Ситуацию улучшает отключение антипробуксовочной системы либо включение режима «глина» (он же «песок»), который по факту делает то же самое. Машина становится живее и начинает вползать на подъем. Однако оборотистый мотор заставляет колеса буксовать, а нажатие на акселератор в надежде разогнаться, приводит к увеличению степени пробуксовки, что не позволяет набрать скорость. Автомобиль встает ближе к середине подъема из-за недостаточного крутящего момента. Хорошо, что на нем стоят шоссейные шины. Универсальные A/T, а тем более грязевые M/T, работая, как фреза, закопали бы Tank в песок по самые уши.

Таким образом, круг возможности преодоления песчаного подъема в надежде на то, что автомобиль сам сделает все, что нужно, замкнулся. По всему выходит, «автомат» для движения по песку не оптимизирован – гидротрансформатор полностью замыкается на чуть завышенных оборотах, что приводит к избытку тяги на колесах, а электронные ограничители в данном случае оказываются бессильны.

 

Третий подход. Приходится положиться на водительский опыт внедорожной езды. Существует только один способ ограничить тягу на колесах – включить вторую, а еще лучше — третью передачу. Чуть стронув машину с места, лепестками на руле водитель подтыкает вторую, затем третью. Теперь Tank 300 разгоняется, у него появляется небольшой запас хода, а у водителя, благодаря третьей пониженной передаче, появляется возможность дозировать тягу на колесах в определенных пределах. Балансируя между недостатком тяги (остановка) и избытком (пробуксовка колес, снижение скорости и тоже остановка), водитель подбирает оптимальные обороты двигателя и взбирается на самый верх песчаного подъема.

Увы, победил не Tank 300, а водительское мастерство.

Диагональ

Tank 300 на бездорожье подвеска полный привод диагональное вывешивание

Диагональное вывешивание Tank 300

Остается еще одно занимательное упражнение. Вывесить на складках местности Tank 300 так, чтобы его колеса по диагонали потеряли контакт с грунтом. Заодно оценим углы въезда и съезда, а также величину ходов подвески.

Tank 300 на бездорожье подвеска полный привод передняя подвеска ход отбоя

Максимальный ход отбоя задней подвески

Пока лазаем по пампасам, убеждаемся, что с геометрической проходимостью у нашего героя все в порядке. Упереть машину в грунт передним либо задним бампером можно разве что при преодолении глубокого рва, никакие перегибы местности ей не страшны. Но наконец-то загоняем Tank в буераки так, что все его колеса перекашивает. Два по диагонали находятся в состоянии отбоя подвески, у другой пары подвеска максимально сжата под весом всей машины.

Tank 300 на бездорожье подвеска полный привод передняя подвеска ход отбоя

Максимальный ход отбоя передней подвески

У задней подвески ход отбоя вполне приличный, у передней закономерно меньше – для того, чтобы обеспечить устойчивость в критических режимах. Хотя в динамике на крупных неровностях ощущение такое, что хода подвески маловаты. Если чуть смягчить характеристики амортизаторов (не говоря уже об увеличении ходов), в движении вывешивание колес будет наступать чуть позже. Но при таких настройках машина на асфальте станет лениво отзываться на действия рулем и сильно крениться в поворотах.

Tank 300 на бездорожье подвеска полный привод тяга Панара

Снизу хорошо видно, что поперечные перемещения заднего моста ограничивает тяга Панара

Пользуясь случаем, изучаем направляющий аппарат задней подвески. Сзади у Tank 300 жесткая балка, которая фиксируется четырьмя продольными тягами и одной поперечной, именуемой тягой Панара. То есть подвеска по конструктиву точно такая же, как у любой отечественной «Нивы». Вот тебе и на! Только никакая «Нива» не стоит в быстром повороте на асфальте так, как Tank 300.

Кстати, из геометрической ловушки он выбрался, как только водитель заблокировал задний дифференциал. Блокировка переднего осталась в резерве, для более тяжелых случаев.

Картина маслом

После тестирования Tank 300 на бездорожье, предположения, высказанные в первой части, относительно его компромиссных настроек, подтвердились. Подвеска по характеристикам имеет небольшой «крен» в сторону управляемости, слегка ослабляя машину на оффроуде. Настройка коробки-автомата тоже не идеальна для вязких и сыпучих грунтов.

Tank 300 на бездорожье подвеска полный привод вывешивание

Полностью вывешенное заднее колесо позволяет изучить конструкцию подвески

Однако откровенным слабаком на бездорожье «трехсотый Тэнк» не назовешь, ведь у него серьезный внедорожный арсенал. Приличная геометрическая проходимость, а также блокировки переднего и заднего дифференциалов делают свое дело.

Tank 300 оптика передние габаритные огни в ночное время

У Tank 300 оригинальные горизонтальные передние габаритные огни…

В целом машина получилась весьма интересной и располагающей к оффроудному тюнингу. Если поставить «злые» шины, немного «распустить» или хотя бы смягчить подвеску и перешить программу «автомата», этот Tank вне дорог начнет творить чудеса.

Tank 300 оптика задние фонари в ночное время

…а задние – двойные вертикальные

Но даже в стоковом состоянии автомобиль будет весьма полезен тем, кто ездит не только по асфальту, но иногда вынужден или любит пробираться по бездорожью. Хотя дороги с покрытием Tank 300 любит, пожалуй, чуть больше оффроуда, и на таких готов конкурировать с кроссоверами. Однако покупать его только для асфальта вряд ли имеет смысл – вездеходу надо оправдывать свои внедорожные возможности. К сожалению, для зимних скользких дорог «жестко» подключаемый передок – далеко не лучший вариант.

Текст, фото: Сергей МИШИН (Protector-Team)

Благодарим за техническую поддержку «TANK ТОН-АВТО» в г. Тольятти

Сергей Мишин

Ранее в этой рубрике:
баннер Telegram саморекламабаннер Вконтакте саморекламабаннер Яндекс Дзен саморекламабаннер Ютуб YouTube самореклама

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

4.3 3 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: