Колонки Андрея Иванова

Европа против Китая: крыть нечем, нужна кооперация. Мнение Андрея Иванова

В ноябре на платформе «Китайских автомобилей» я рассказывал о зарождающемся конфликте интересов европейских автопроизводителей и их коллег из Поднебесной. Напомню вкратце: старосветские компании и их защитники в лице чиновников Евросоюза в открытую жалуются на то, что немецкие, французские, скандинавские и пр. производители машин находятся в невыгодном положении относительно китайцев, а потому рискуют потерять свой рынок. Сегодня хотел бы остановиться на этой теме еще раз.

Разница в ценах

Поддерживаемые государством, китайские автопроизводители могут строить электромобили на 10 000 евро дешевле, чем европейцы. Так утверждают европейские эксперты. Причина понятна — у азиатов более низкие затраты на исследования и разработки, более дешевая рабочая сила и т.п. Ко всему прочему китайцы сегодня контролируют глобальные цепочки поставок большинства важных компонентов электромобилей, включая аккумуляторы.

По данным немецких СМИ, с 2015 года средняя цена электромобилей в Европе выросла с 48 942 до 55 821 евро, при этом в Китае она, наоборот, снизилась, причем существенно — с 66 819 до 31 829 евро. Получается, что «электрички» made in China сегодня стоят зачастую дешевле машин с ДВС. Разница в ценах для европейского рынка является крайне серьезной проблемой, и как здесь не позавидовать США, где работают высокие пошлины, ограничивающие долю Китая на родном рынке. В Соединенных Штатах цены на электромобили за указанный выше период выросли с 53 038 до 63 864 евро.

Один из кораблей, принадлежащих автокомпании SAIC, и используемый для завоевания европейского рынка

Казалось бы, имея ценовой козырь в рукаве, китайские бренды могут себя чувствовать вольготно. Однако они не горят желанием продавать автомобили в Европе так же дёшево, как у себя дома. И кто, как не мы, россияне, это знаем не понаслышке. Логистика, налоги с продаж, импортные пошлины и соответствие европейским сертификационным требованиям увеличивают затраты. Менеджеры MG — на сегодня самого продаваемого бренда китайского производства в Европе — видят большую проблему в длительной доставке автомобилей из КНР на европейские дистрибьюторские площадки. В частности, они жалуются на перегруженность морских портов.

Есть и другая проблема. При выборе электромобилей европейские потребители обращают внимание на ёмкость аккумулятора, что обеспечивает максимальный ход на чистой тяге. Китай готов предложить подобные батареи, но это, опять же, увеличивает расходы и конечную стоимость ТС.

Признание – дело времени

В числе кандидатов на титул «Автомобиль года 2024» в Европе претендовало больше моделей BYD, чем BMW / скриншот с экрана

Кроме того, китайским автопроизводителям ещё предстоит длительная работа по завоеванию доверия европейских потребителей. Опросы показывают, что большинство потенциальных покупателей электрокаров в Европе до сих пор не признают китайские бренды, а те, кто относится к ним лояльно, всё равно не решаются приобретать китайский автомобиль, поскольку помнят многолетнюю борьбу японских и южнокорейских компаний за всё то же завоевание доверия и адаптацию к европейским вкусам. Помочь в этом вопросе, говорят эксперты, может покупка известных европейских брендов (как, например, в случае с MG, принадлежащим теперь SAIC) китайскими производителями.

Европейцы всё чаще поговаривают о том, что им необходимо сократить разрыв в издержках за счёт снижения производственных затрат, мол, это реально приведёт к снижению цен. Так, например, Volkswagen стремится сократить расходы на аккумуляторные батареи на 50% благодаря своим партнерским отношениям в Китае. В этом году концерн объявил, что инвестирует 1 млрд евро в строительство нового инновационного центра для электромобилей в Хэфэе. Он также приобрёл долю в XPeng за 700 млн долларов. Европейцам нужны аккумуляторы, а именно китайцы сегодня являются лидерами по их производству, причём преимущество перед всеми остальными рынками очень велико, а аккумуляторы, как известно, составляют до 40% стоимости электромобилей.

Нужны заводы в Европе

Намерение Евросоюза повысить пошлины на импорт китайских электромобилей, о чём я рассказывал в ноябре, может привести к эскалации ценовой войны. Китайский сектор электромобилей имеет слишком большие мощности, и всё больше китайских брендов хотят участвовать в разделе европейского пирога.

По информации автомобильной консалтинговой компании Inovev (данные сентября 2023 года), 8% новых электромобилей, проданных в Европе в этом году, были произведены китайскими брендами. Для сравнения: в 2022-м – 6%, в 2021-м – 4%. Компании BYD, Nio и Xpeng всерьёз нацелены на европейский рынок электромобилей, где только за 7 месяцев 2023 года общие продажи выросли почти на 55% и составили около 820 000 ед. (это порядка 13% от всех продаж автомобилей).

Один из первых автомобилей Xpeng в Германии / Reddit.com

Xpeng планирует в 2024 году заметно увеличить свои продажи в странах Старого Света, а Zhejiang Leapmotor Technology анонсировала 5 моделей для зарубежных рынков, включая Европу, в течение следующих 2 лет. Ожидается, что к 2025 году в Европе появится по меньшей мере 11 новых брендов электромобилей родом из КНР. 41% экспонентов осенней Мюнхенской автовыставки располагают штаб-квартирами в Азии, и это тоже показатель мощи Поднебесной.

В долгосрочной перспективе китайские автопроизводители могли бы и строить автозаводы на европейской территории. Это позволило бы Европе не повторить ошибку американцев, которые четыре десятилетия назад выстроили торговые барьеры для японских автоконцернов, и те сразу перенесли свои заводы в страны, где всевозможные затраты оказались минимальными.

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)

Последние тексты

Целее будут. Omoda предложила владельцам C5 проверить подвеску после инцидента в Малайзии

Omoda предложила российским владельцам переднеприводной версии кроссовера C5 бесплатно проверить подвеску. Об этом «Китайским автомобилям»…

08.05.2024

Новый Haval H6 появился у дилеров в Китае. Известны комплектации и цены

Первые экземпляры нового Haval H6 начали поступать к официальным дилерам в Китае. Продажи автомобиля запланированы…

08.05.2024

Почему электромобили неминуемо подешевеют. 3 важных вывода по итогам Пекинского автосалона

Пекинский автосалон завершился, но эксперты «Китайских автомобилей» продолжают делиться мнениями о том, что показала миру…

08.05.2024

Кроссоверы Haval H3 начали поступать к дилерам в России. Первые «живые» фото

Кроссоверы H3 появились у дилеров Haval Pro. Они станут доступны к покупке 15 мая. Фотографиями…

08.05.2024

Он воспитывает водителя ремнем и массажирует «кошачьими лапками». Тест гибридного Wey 05

«Не смей! Не спать!!!» - ремень безопасности стал сильно вибрировать и даже бить по плечу,…

07.05.2024

Chery начала возвращать Tiggo 8 Pro Max полный привод. Владельцев пригласили на сервис

Сервисная кампания по улучшению работы полного привода на кроссоверах Chery Tiggo 8 Pro Max стартовала…

07.05.2024

This website uses cookies.