Колонки Андрея Иванова

Европа против Китая: крыть нечем, нужна кооперация. Мнение Андрея Иванова

В ноябре на платформе «Китайских автомобилей» я рассказывал о зарождающемся конфликте интересов европейских автопроизводителей и их коллег из Поднебесной. Напомню вкратце: старосветские компании и их защитники в лице чиновников Евросоюза в открытую жалуются на то, что немецкие, французские, скандинавские и пр. производители машин находятся в невыгодном положении относительно китайцев, а потому рискуют потерять свой рынок. Сегодня хотел бы остановиться на этой теме еще раз.

Разница в ценах

Поддерживаемые государством, китайские автопроизводители могут строить электромобили на 10 000 евро дешевле, чем европейцы. Так утверждают европейские эксперты. Причина понятна — у азиатов более низкие затраты на исследования и разработки, более дешевая рабочая сила и т.п. Ко всему прочему китайцы сегодня контролируют глобальные цепочки поставок большинства важных компонентов электромобилей, включая аккумуляторы.

По данным немецких СМИ, с 2015 года средняя цена электромобилей в Европе выросла с 48 942 до 55 821 евро, при этом в Китае она, наоборот, снизилась, причем существенно — с 66 819 до 31 829 евро. Получается, что «электрички» made in China сегодня стоят зачастую дешевле машин с ДВС. Разница в ценах для европейского рынка является крайне серьезной проблемой, и как здесь не позавидовать США, где работают высокие пошлины, ограничивающие долю Китая на родном рынке. В Соединенных Штатах цены на электромобили за указанный выше период выросли с 53 038 до 63 864 евро.

Один из кораблей, принадлежащих автокомпании SAIC, и используемый для завоевания европейского рынка

Казалось бы, имея ценовой козырь в рукаве, китайские бренды могут себя чувствовать вольготно. Однако они не горят желанием продавать автомобили в Европе так же дёшево, как у себя дома. И кто, как не мы, россияне, это знаем не понаслышке. Логистика, налоги с продаж, импортные пошлины и соответствие европейским сертификационным требованиям увеличивают затраты. Менеджеры MG — на сегодня самого продаваемого бренда китайского производства в Европе — видят большую проблему в длительной доставке автомобилей из КНР на европейские дистрибьюторские площадки. В частности, они жалуются на перегруженность морских портов.

Есть и другая проблема. При выборе электромобилей европейские потребители обращают внимание на ёмкость аккумулятора, что обеспечивает максимальный ход на чистой тяге. Китай готов предложить подобные батареи, но это, опять же, увеличивает расходы и конечную стоимость ТС.

Признание – дело времени

В числе кандидатов на титул «Автомобиль года 2024» в Европе претендовало больше моделей BYD, чем BMW / скриншот с экрана

Кроме того, китайским автопроизводителям ещё предстоит длительная работа по завоеванию доверия европейских потребителей. Опросы показывают, что большинство потенциальных покупателей электрокаров в Европе до сих пор не признают китайские бренды, а те, кто относится к ним лояльно, всё равно не решаются приобретать китайский автомобиль, поскольку помнят многолетнюю борьбу японских и южнокорейских компаний за всё то же завоевание доверия и адаптацию к европейским вкусам. Помочь в этом вопросе, говорят эксперты, может покупка известных европейских брендов (как, например, в случае с MG, принадлежащим теперь SAIC) китайскими производителями.

Европейцы всё чаще поговаривают о том, что им необходимо сократить разрыв в издержках за счёт снижения производственных затрат, мол, это реально приведёт к снижению цен. Так, например, Volkswagen стремится сократить расходы на аккумуляторные батареи на 50% благодаря своим партнерским отношениям в Китае. В этом году концерн объявил, что инвестирует 1 млрд евро в строительство нового инновационного центра для электромобилей в Хэфэе. Он также приобрёл долю в XPeng за 700 млн долларов. Европейцам нужны аккумуляторы, а именно китайцы сегодня являются лидерами по их производству, причём преимущество перед всеми остальными рынками очень велико, а аккумуляторы, как известно, составляют до 40% стоимости электромобилей.

Нужны заводы в Европе

Намерение Евросоюза повысить пошлины на импорт китайских электромобилей, о чём я рассказывал в ноябре, может привести к эскалации ценовой войны. Китайский сектор электромобилей имеет слишком большие мощности, и всё больше китайских брендов хотят участвовать в разделе европейского пирога.

По информации автомобильной консалтинговой компании Inovev (данные сентября 2023 года), 8% новых электромобилей, проданных в Европе в этом году, были произведены китайскими брендами. Для сравнения: в 2022-м – 6%, в 2021-м – 4%. Компании BYD, Nio и Xpeng всерьёз нацелены на европейский рынок электромобилей, где только за 7 месяцев 2023 года общие продажи выросли почти на 55% и составили около 820 000 ед. (это порядка 13% от всех продаж автомобилей).

Один из первых автомобилей Xpeng в Германии / Reddit.com

Xpeng планирует в 2024 году заметно увеличить свои продажи в странах Старого Света, а Zhejiang Leapmotor Technology анонсировала 5 моделей для зарубежных рынков, включая Европу, в течение следующих 2 лет. Ожидается, что к 2025 году в Европе появится по меньшей мере 11 новых брендов электромобилей родом из КНР. 41% экспонентов осенней Мюнхенской автовыставки располагают штаб-квартирами в Азии, и это тоже показатель мощи Поднебесной.

В долгосрочной перспективе китайские автопроизводители могли бы и строить автозаводы на европейской территории. Это позволило бы Европе не повторить ошибку американцев, которые четыре десятилетия назад выстроили торговые барьеры для японских автоконцернов, и те сразу перенесли свои заводы в страны, где всевозможные затраты оказались минимальными.

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)

Последние тексты

Кроссовер Dongfeng Fengon ix5. Конкурент для Chery Tiggo 4 и Belgee X50?

Кроссовер Chery Tiggo 4 часто сравнивают с Belgee X50 на базе Geely Coolray. Но у…

18.02.2025

В Беларуси появились седаны Chery Arrizo 6. Их можно назвать бюджетными

Официальный дистрибьютор Chery в Беларуси начал продажи новой для местного рынка модели - седана Arrizo…

18.02.2025

BYD и Wuling в погоне за «Теслой». Названы 7 самых популярных в 2024 году электромобилей мира

В Европе, и особенно в Германии, продажи электромобилей и подключаемых гибридов в 2024 году пусть…

18.02.2025

8 лет гарантии и пробег больше, чем у Lixiang. В России стартовали продажи гибридов Rox 01

Концерн Sinomach Auto объявил старт продаж премиальных автомобилей Rox 01 в России. Гибридные кроссоверы представлены…

18.02.2025

Полноприводный X7 и обновленный X3 Pro. Какие новинки готовит для России марка Kaiyi

В 2025 году марка Kaiyi готовит для России сразу две новинки: полноприводный вариант кроссовера X7,…

18.02.2025

Стала известна первая модель Changan на автозаводе Astana Motors. Это кроссовер CS55 Plus

Стала известна первая модель Changan, которую начнут производить на заводе AMMKZ компании Astana Motors в…

18.02.2025

This website uses cookies.