Россия

Chery может «уйти» из страны, но станет только сильнее. Так уже было в Иране

О том, что китайский бренд Chery может уйти из России к 2027 году, в связи с выходом на Гонконгскую биржу и необходимостью соблюдения санкций, мы уже писали. Но что будет дальше? Для более детального понимания ситуации стоит обратить внимание на Иран. В этой ближневосточной стране Chery давно предлагает свои модели только под местными марками.

Иран остается перспективным рынком, на который стремятся выйти крупные игроки. Однако в связи с давним санкционным давлением на страну, активность иностранных компаний в Иране очень затруднена. Примечательно, что с конца 2024 года Chery официально прекратила операции с Ираном (а также Кубой), но формально остается на рынке Исламской Республики.

Подробности о том, как Chery ведет деятельность в Иране в условиях жестких санкций, «Китайским автомобилям» рассказали главные редакторы местных СМИ – информационного агентства Charkhan Мохаммад Саид БАХМАНИ и сайта Khodrobank Мохсен АЛЕТАХА.

Постоянное присутствие и расширение дилерской сети

Главный редактор информационного агентства Charkhan Мохаммад Саид Бахмани

– Работает ли Chery в Иране под своим оригинальным брендом?

Мохаммад Саид Бахмани: Нет, Chery не работает под своим оригинальным брендом в Иране. Компания выходит на рынок через местные иранские марки и суббренды.

Мохсен Алетаха: Нет, в Иране нет автомобилей под брендом Chery.

Что иранцы думают об иранских брендах MVM, Xtrim, Lucano, Ecoda и Fownix, под которыми продаются Chery, Exeed, Jaecoo и Omoda? Считают ли они их иранскими автомобилями?

Бахмани: Раньше эти бренды были известны как бюджетные или низкокачественные. Сегодня они воспринимаются как более современные и конкурентоспособные, хотя и несколько уступают другим мировым брендам. Однако иранцы понимают, что это не иранские, а китайские модели, переименованные для местного рынка.

Алетаха: На самом деле, между этими брендами и импортными автомобилями разных ценовых диапазонов существует сильная конкуренция. Однако в прошлом году в Иране было продано более 140 000 автомобилей этих брендов, что является весьма высоким показателем. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, объёмом производства и предложения на иранском рынке, а также большим количеством дилерских центров и активной рекламой.

Главный редактор иранского издания Khodrobank Мохсен Алетаха

– Производятся ли модели Chery в Иране с высокой степенью локализации или же они выпускаются отверточным методом?

Бахмани: В основном ведется CKD-сборка с низкой долей компонентов местного производства.

Алетаха: Это зависит от автомобиля и производителя. В настоящее время в Иране производятся автомобили в среднем с 50% локализацией, в то время как некоторые модели имеют лишь около 20% локализации.

– Каковы показатели продаж всех вышеупомянутых брендов? Какие модели Chery в конечном итоге оказались популярнее?

Бахмани: Точных данных о продажах нет, но более бюджетные модели, как правило, продаются лучше.

Алетаха: Chery, безусловно, является одним из самых продаваемых китайских брендов на иранском рынке, главным образом потому, что его дистрибьютор работает в Иране уже много лет и даже под санкциями не ушёл с рынка. Напротив, компания всеми возможными способами пыталась продолжить производство своих моделей. Это постоянное присутствие, наряду с расширением дилерской сети в период отсутствия других брендов в Иране, сделало Chery одним из самых продаваемых брендов в стране. Впрочем, сейчас на первые роли выходит JAC.

Вернуться обратно стало бы непростой задачей

В кроссовере MVM X77 непросто узнать Exeed LX / фото Sebghat Azad

Интересуются ли иранцы китайским автомобильным рынком?

Бахмани: Да, они активно следят за развитием китайского автомобильного рынка.

Алетаха: Раньше наблюдалось значительное сопротивление китайским брендам. Однако с появлением более известных моделей, таких как Haval, BYD и Changan, такое восприятие меняется.

– Могут ли иранские журналисты указывать происхождение китайских моделей, продаваемых под иранскими брендами, или они всегда должны указывать, что это иранские автомобили?

Бахмани: Ограничений нет. Журналисты открыто заявляют, что эти автомобили изначально являются китайскими моделями, переименованными для иранского рынка.

Алетаха: Этот вопрос во многом зависит от компании-дистрибьютора. Приведу пример. Например, у нас есть автомобиль под названием Lamari Eama, который по сути является Dongfeng T5 Evo, и компания-дистрибьютор не возражает против упоминания оригинального названия автомобиля. Однако в случае с брендом Chery ситуация иная: компания-дистрибьютор обычно просит нас вообще не упоминать Chery.

Нетрудно догадаться, почему для логотипа иранского бренда Fownix выбрали именно такую форму / фото Khodrobank

– Как вы думаете, были бы китайские автомобили популярнее в Иране, если бы продавались под своими брендами?

Бахмани: Не думаю, что это имело бы большое значение, поскольку всем известно, что использование местных брендов в основном связано с санкциями.

Алетаха: На мой взгляд, если они будут продаваться под своим оригинальным брендом, это, безусловно, положительно скажется на их продажах.

– А если бы Chery решила вновь работать в Иране под своим брендом, как бы прошла такая трансформация?

Бахмани: На мой взгляд, это не имело бы большого значения.

Алетаха: Думаю, это будет очень сложно, поскольку новые бренды регистрировались и рекламировались годами, и многие дилерские центры по всей стране перешли на эти марки. По моему мнению, это будет совсем непростая задача. Возможно, в течение года удастся вернуться к материнскому бренду.

Реалии иранского авторынка таковы, что кроссовер Chery (слева) здесь представлен под маркой Fownix, а родственный Jetour — под брендом Bahman / фото khodrobank.com

Что дальше

Российское представительство Chery уже опровергло заявления о возможном уходе с рынка. Дело в том, что Россия обеспечивает компании ощутимую долю выручки. В 2023-м показатель составил 17,7%, а в 2024-м – уже 25,5%.

Впрочем, если взять опыт Ирана, то Chery в любом случае никуда не уйдет и будет продолжать присутствовать на рынке под различными марками. Напомним, уже сейчас помимо Tenet модели компании продаются под названием Xcite. Более того, альтернативные названия заготовлены и для суббрендов концерна (Exeed, Jaecoo, Jetour, Omoda). Речь идет о марках Esteo, Jeland, Votour и Onives.

Андрей ТРУБИН (@chinamashina)

Последние тексты

«Новые партии не ждем». Сколько Geely Coolray осталось у дилеров и что они предлагают взамен

Подавляющее большинство российских дилеров Geely распродало кроссоверы Coolray, и сегодня, чтобы стать владельцем уходящей в…

10.11.2025

В России названы цены Tank 500 2025 модельного года. Как изменился внедорожник

В прайс-листах внедорожника Tank 500 в России появились комплектации 2025 модельного года. Новые версии получили…

10.11.2025

Первый электромобиль белорусской сборки. Станет ли Geely EX5 альтернативой «серому» импорту?

Свершилось! На предприятии «Белджи» официально начали выпускать первые электрокроссоверы. Да, сборка не полноценная. Да, планы…

09.11.2025

GAC GS4 – наконец-то с полным приводом. Тест-драйв Сергея Мишина

Ура, GAC GS4 обзавелся полным приводом. И стал куда более интересным предложением, чем его переднеприводная…

09.11.2025

Что посмотреть во Владимире и окрестности на выходных. «Она за рулем» в Foton Tunland V7

Привет, путешественники! Меня зовут Юлия Милославская, ведущая проекта «Она за рулем», и в этом году…

09.11.2025

Сделали лучше и дешевле? Наш тест-драйв кроссовера Jetour T1

Jetour T1 – одна из самых ожидаемых новинок 2025 года в России. Впервые модель показали…

08.11.2025

This website uses cookies.