Рубрика «История китайских автомобилей: от СССР до стран Запада», которая уже насчитывает более 30 выпусков, обязана своим появлением иконе китайского автопрома — Beijing BJ212, о котором мы и рассказали в самой первой статье.
За это время мы рассмотрели уже приличное количество самых разных автомобилей. Но, самое интересное, что чуть ли не каждый второй наш выпуск так или иначе затрагивал этот культовый внедорожник и его производные. И сегодня мы бы хотели возвратиться к истокам и отдать дань этой модели, посвятив очередной выпуск если не всем, то большинству ее вариантов от других заводов.
Начнем с главного. BJ212 отнюдь не стал первым внедорожником китайского производства. До этого большие и малые предприятия выпускали свои конструкции, которые в большинстве своем представляли копии американских Willys разной степени паршивости сборки. Однако китайский автомобильный мир буквально перевернулся с ног на голову в 1966 году — после запуска в производство BJ212. Это стало точкой отсчёта. С этого момента предприятия по всей стране пытались сделать свою версию 212-го. Да, они могли различаться лишь деталями, а иногда и не отличаться вовсе. Всё-таки разнообразия, в особенности силовых агрегатов, в КНР не было, да и средства почти всегда были ограничены. Потому и приходилось импровизировать, зачастую всемерно упрощая и «околхоживая» конструкцию. Из-за этих процессов сложилась специфическая проблема. В 70-х западные туристы, которые интересовались автопромом экзотической в то время страны, ошибочно идентифицировали все эти поделки как продукцию головного завода Beijing. И только последние исследования западных коллег позволяют нам разобраться, что к чему.
Сразу стоит отметить, что огромному количеству производителей, по сути, одного и того же автомобиля мы обязаны председателю Мао, который на фоне сильного охлаждения в советско-китайских отношениях, был уверен, что советские войска в скором времени ворвутся в КНР. И в случае потери головного производства внедорожников в Пекине, он хотел иметь возможность пополнять армейский резерв выпуском автомобилей на малых предприятиях. Что ж, весьма прагматично. А теперь давайте пройдемся по вариациям 212-го.
Для начала перечислим модели, о которых почти нет информации и которые ждут своего часа. Возможно, новые сведения о них появятся в будущем, но пока мы знаем только их названия: Daqiao DQ212, Fuzhou FZ211, Kunming KQ212, Lanzhou LZ210, Lushan LS210, Shancheng SC210, Sichuan SC212, Xiangyang 212. Все эти внедорожники построены на базе 212-го, либо его укороченной 210-й серии. А теперь приступим к тем машинам, что уже известны на просторах Сети.
Мы не зря затронули такую тему, как «возвращение к истокам». Нашу вторую статью по истории китайского автопрома мы посвятили прототипам 212-го, которые в конечном итоге были освоены другими заводами. Один из этих прототипов — Beijing BJ211, как известно, в 1968 году стал производиться на заводе Shanghai под индексом SH211 (более подробно о нем, и о Tianjin TJ210 читайте в нашей статье). И тогда мы приложили фотографию этого автомобиля, единственную, которая была в Сети на тот момент!
Благо, время не стоит на месте, и постепенно были обнаружены новые фото. Более того, оказалось, что «Шанхай» имел аж две версии! Первая отличалась от своего прототипа куда более плоскими квадратными формами и упрощённым оформлением передка. А вот по силовому агрегату загадки остаются. Западные источники уверены, что там устанавливался двигатель от седана Shanghai SH760. При этом они путаются в литраже и индексе мотора. SH760 производился с 1964 года и имел 6-цилиндровый двигатель Jinfeng 680Q объемом 2,2 литра мощностью 90 л.с. (копия Mercedes-Benz M180).
Западные же историки окрестили этот двигатель на Shanghai SH211 индексом 490Q, который не встречается ни в одном, хоть сколько-нибудь серьезном источнике. Более того, у западных историков его литраж равен 2,3 литра, а мощность 75 л.с. То есть, по сути, характеристики ничем не отличаются от двигателя 492Q, который устанавливался как на основном 212-м, так и на большинстве его производных, кроме того, что этот загадочный 490Q был рядным и шестицилиндровым и, соответственно, заведомо более тяжёлым. Ради него наверняка пришлось бы увеличивать длину капота. Но у SH211 капот вполне обычных для 4-цилиндрового двигателя размеров. В общем, нам не особо верится в данные, предоставленные западными историками. Полагаем, что там стоял как раз обычный 492Q. Размеры внедорожника: 3850х1690х1850 мм, колесная база 2270 мм.
Вторая версия шанхайского внедорожника носила индекс SH211A и уже почти не отличалась от BJ212. Поэтому ее часто путали с оригинальным автомобилем. Внешние отличия заканчиваются лишь измененным передком, который получил характерную квадратную рамку. Собственно, она и выделяет автомобиль на фоне своего прототипа. По силовой установке автомобиля западные источники уверены, что там устанавливался тот же загадочный двигатель 490Q. Однако, скорее всего это очередное заблуждение. И мы опять сделаем предположение, что в реальности силовой установкой выступал двигатель 492Q.
А вот ходовая часть, по всей видимости, отличается. На Западе заметили, что у SH211A более прогрессивная полностью независимая подвеска и дисковые тормоза по кругу — можно сказать, спортивные технологии! Колесная база автомобиля была слегка увеличена – 2300 мм, против 2270 у предыдущей версии. В той старой статье мы предположили, что SH211 был выпущен куда меньшим тиражом, нежели Tianjin TJ210. И оказались правы: в период с 1968 по 1977 год было произведено 3 233 внедорожника.
Наш 9-й выпуск затронул Уханьский автомобильный завод. Его первенцем также стал собрат 212-го. Wuhan WH211 стал, что называется, «широко известен в узких кругах». Не будем на нем долго останавливаться, так как автомобиль подробно описан в нашей же статье. Однако каково же было наше удивление, когда выяснилось, что существовала и укороченная, двухдверная версия — WH211A, которая являлась собратом тяньцзиньского TJ210. Двигатель — как и на большой версии, четырехцилиндровый WH492Q объемом 2,66 литра и мощностью в 80 л.с.
А вот следующий клон 212-го настолько загадочен, что у него даже нет названия. Известен лишь индекс — FBJ212. Автомобиль производился на Заводе технического обслуживания и ремонта района Наньтун провинции Цзяньсу. По словам журналиста Оливера Бернхэма, его кузов сделан из стеклопластика, и мы поверим ему на слово.
Также, по информации из западных источников, автомобиль имеет только задний привод, а в качестве силовой установки выступает 6-цилиндровый двигатель CN-070 объемом 3,5 литра, выдающий 70 л.с. при крутящем моменте в 201 Нм. Этот двигатель устанавливался на грузовиках Yuejin NJ-130, которые являлись производными от советских ГАЗ-51. Мы оставим за скобками вопрос, как подобный двигатель поместился под капотом маленького армейского внедорожника (благо, есть фото подкапотного пространства). Размеры автомобиля — 3910x1760x1940 мм. Дата выпуска экземпляра с фото — 26.06.1977, номер машины 77 720, что даёт примерное представление о масштабах производства.
Следующий представитель обширного семейства 212-х родом с Завода по ремонту и производству автомобилей Фучжоу, провинция Фуцзянь (сокращенно Fujian Auto Works). Данные по этому автомобилю вскрылись при странных обстоятельствах. 21 января 1980 года некий голландец Герт де Клейн, уже долго состоявший в переписке с кем-то из КНР, получил письмо, в котором был приложен ряд фотографий и технических подробностей, в том числе о модели Fujian FJ212. Согласно письму, выпуск машины был перенесен на другой завод. Полагаем, это был другой завод в Фучжоу, который производил джип FZ211.
Fujian FJ212 делали с 1966 по 1970 годы. В основном, это был 100-процентный клон пекинского внедорожника, если не считать интересного передка, в котором многие сразу найдут схожесть с советским УАЗом-469. А решетка радиатора подозрительно напоминает таковую у ГАЗ-21 «Волга» поздних выпусков.
Модели Guangzhou GZ215 и GZ215A, производные от стандартного Guangzhou GZ212 (полностью клон 212-го) производства Гуанчжоуского автобусного завода, мы оставим для полноценной статьи. А сейчас сосредоточимся на длиннобазной версии GZ212, название которой, к сожалению, неизвестно. Единственное, что мы знаем: данная модель выпускалась с задним и полным приводом и пользовалась неплохой популярностью за счёт большей вместительности. Двигатель, как мы полагаем, — стандартный 492Q.
Другой автобусный завод города Ляонин выпускал свою версию пекинского «проходимца» под названием Liaoning No.4 с 1970 года. В провинции Ляонин новые автомобили в то время были пронумерованы под номерами №1, №2 и т.д. Liaoning №4 представляет собой угловатую версию BJ212, которая напоминала шанхайский SH211 первой версии. Размеры и двигатель такие же, как у BJ212. Позже автомобиль получил название Liaoning LN210. Также существовал Liaoning №5. Он был изготовлен Dalian Yuejin Machinery Works в 1978 году. Однако, кроме того, что этот автомобиль построен на шасси BJ212, и, вероятно, от него же получил двигатель, больше ничего о нем не известно.
Следующим «клоном» стал уроженец завода Jilin Province Auto Repair & Assembly Works. Этот внедорожник с по-настоящему чудовищным названием Changbaishan JL210 сделали в 1970 году на основе укороченной 210-й модели, однако при этом имеет полноценные 4 двери. Этот автомобиль немного больше остальных: 4250x1850x1900 мм. А вот двигатель очень странный — объемом 3250 куб. см! Полагаем, что эти данные ошибочные: о китайских двигателях схожего объема ничего не известно. Кстати, на этом же заводе в 1970 году был разработан 2-тонный грузовик JL130.
Далее идут два внедорожника родом из провинции Цзянси. Оба были разработаны в 1970 году. Первая модель с уже известным нам названием Jinggangshan 66 производилась на заводе Jiangxi Tongmuling Auto Works. Размеры и двигатель соответствуют BJ212. Обратите внимание на радиатор с шестью горизонтальными отверстиями – пожалуй, единственное отличие от 212-го.
Вторая машина — Jinggangshan 70, произведенная на заводе Jiangxi Huangyangjie Auto Works. Это был совершенно иной внедорожник, гораздо больших размеров: 4370х2020х2220 мм, колесная база 2500 мм. Силовая установка — неизвестный двигатель с неизвестным же количеством цилиндров объемом 3,7 литра и мощностью 70 л.с. Происхождение мотора непонятно, да и сам факт его существования весьма сомнителен.
Безусловно, есть много нерешенных загадок, которые касаются обширного семейства 212-го. Например, как вам внедорожник с четырьмя горизонтальными отверстиями вместо стандартных трёх? А ведь это уже повод предполагать, что он производился на другом заводе.
Еще одна загадка — в сентябре 1978 года в Пекине Оливер Бернхэм запечатлел неизвестный фургон с классической внешностью 212-го, но оснащённый решеткой радиатора с вертикальными отверстиями. На фотографии видно, что модель заднеприводная.
Им же в 1981 году в том же Пекине был замечен неизвестный фургон с надписью «Пекин» на капоте.
Следующий герой рубрики — Wuqi ZH70 с завода PLA 3401 в Пекине. Данный завод, как и модель, заслуживают отдельного выпуска, поэтому мы не будем на нем долго останавливаться. Только добавим, что автомобиль является полной копией BJ212 за исключением полностью нового передка, цельного лобового стекла, других задних фонарей и другой ручки открывания багажника.
В завершение мы затронем вообще никому неизвестный внедорожник с индексом DX212A. К сожалению, ни завод-изготовитель, ни характеристики автомобиля на данный момент не известны. Можно заметить, что передок очень сильно схож с тем, что устанавливался на Wuqi ZH70. Это даёт повод думать, что эти машины, возможно, родом с одного завода.
Кузов полностью новой конструкции, ходовую часть, по всей видимости, не тронули. Полагаем, что силовой установкой служил форсированный агрегат BAW 492QA2 мощностью 84 л.с. Данное предположение основано на том факте, что внедорожники со схожим дизайном кузова были распространены в Китае уже во второй половине 80-х. Как раз в то время, когда BAW активно поставлял мелким предприятиям новые, более мощные версии этого классического мотора.
А на этом сегодня все. Вы уже убедились, что данные по «клонам» «Пекинского джипа» имеют свойство расширяться невиданными масштабами. Так что в будущем возможен ещё один, а то и несколько выпусков по его производным!
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»
24 сентября 2024 года компания GEELY официально представила на российском рынке городской кроссовер CITYRAY. Автомобиль…
Шестиместная версия паркетника Okavango с оригинальной внешностью и названием Exclusive была впервые замечена у китайских…
Бренд JAC представил в России три автомобиля, которые вскоре могут появиться на нашем рынке. Кроме…
Компания Geely начала продажи нового кроссовера Cowboy в Китае. На старте автомобиль с «внедорожным» обвесом…
В рамках закрытой презентации для дилеров компания Chery показала кроссовер T1R на замену Tiggo 8.…
Старт продаж нового лифтбека FAW Bestune B70 в России произойдёт в декабре. Его можно будет…
This website uses cookies.