Changan в мае выпустил свой 20-миллионный автомобиль. Это первый и пока единственный на данный момент китайский бренд, который попал в клуб «Двадцати миллионов». В связи с этим мы предлагаем окунуться в историю этого предприятия.
Путь становления Changan начинается в городе Шанхай, в 1862 году, когда некий Ли Хунчжан организовал военный завод Shanghai Foreign Gun Bureau. Первоначально на нём работало всего 50 человек, нанятых в Гонконге. Основной деятельностью стало производство артиллерийских снарядов. Несмотря на уверения в том, что это предприятие стало предтечей нынешнего Changan Auto, некоторые источники сомневаются в их взаимосвязи. Что ж, мы поверим официальной позиции бренда, пока не доказано обратное.
Сам Ли Хунчжан родился 15 февраля 1823 года. Его персона интересна обилием должностей, которые он занимал. За свою жизнь он успел побывать и чиновником, и генералом армии, и дипломатом. А французская газета Le Siècle даже удостоила его звания «Жёлтый Бисмарк». С точки зрения биографии Ли Хунчжан интересен и тем, что в его попытках противостоять агрессии Японии и Британии он всецело поддерживал Россию. Но вернёмся к основанной им компании.
Поворотным моментом в истории предприятия стал 1937 год, когда удручающее начало Китайско-японской войны вынудило перенести некоторые производства дальше от фронта. Японские войска стремительно двигались вглубь Китая, и, разумеется, Шанхай одним из первых попал под раздачу. Тогда же будущий Changan под именем Jinling Arsenal было решено перенести в Чунцин, где компания базируется и сегодня.
Дальнейшие события окутаны завесой тайны. О периоде с 1937-го по 1950-е практически ничего не известно. Обрывки информации позволяют сказать, что после переезда в Чунцин завод стал называться 21-м Арсеналом. В годы Мировой войны он подвергался яростным обстрелам со стороны Японской авиации, а 29 ноября 1949 года, уже во время Гражданской войны в Китае, 2000 тайваньских диверсантов по приказу Чан Кайши пытались взорвать 21-й Арсенал. Но грамотно организованная коммунистами самооборона позволила сохранить завод почти без повреждений. В следующий раз предприятие вновь засветилось в 1958 году, но фигурируя под названием Chongqing Chang’an Arsenal. И вскоре произошли изменения. Во-первых, компания поменяла название на Chongqing Changan Machinery Works. А во-вторых, там было освоено производство внедорожников Changjian 46.
Стремление выяснить, кто стал «первым автомобилем Китая», не обошло и эту машину. Некоторые СМИ имеют грешок приписывать первенство по всем статьям именно Changjian 46. И действительно, это был первый серийный военный внедорожник китайского производства, но отнюдь не первая легковушка
Сама же 46-я модель являлась клоном американского Jeep CJ5, который был весьма известен в Китае. Changjian 46 оснащался двигателем завода Xiangjiang Machinery Works, который был, в свою очередь, скопирован с силового агрегата Jeep Go Devil. Этот 4-цилиндровый мотор имел объём 2,2 литра и выдавал приличные 75 л.с. Максимальная скорость 115 км/ч. Вес 1150 кг. Расход топлива: 13,7 литров на 100 км.
Название Changjiang означает реку Янцзы, протекающую через Чунцин. К сожалению, общий тираж машины был невелик — с 1959-го по 1963-й из ворот завода вышло 1390 экземпляров.
Кстати говоря, согласно сайту CarNewsChina.com, в 1963 году производство перенесли в Пекин, тем самым Chongqing Changan Machinery Works стал предвестником завода Beijing. Но всё же в эту версию верится неохотно. С одной стороны, это объясняет отсутствие сколько-нибудь понятной информации о том, что делал Changan следующие пару десятилетий с момента выхода Changjian 46. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях.
Предприятие BAW было основано ещё в 1953 году, а свое историческое название получило в 1958-м. И если Changjian основывается на американской конструкции, то в «Пекинских джипах» базой стали советские разработки. Так что эта версия не выдерживает никакой критики.
Как мы уже упоминали, с 1963-го по начало 80-х о деятельности завода ничего не было слышно. Но в 1984 году с конвейера предприятия сходит первые машины, которые получили историческую марку Changan. Ими стали микроавтобус Changan SC112 и его бортовая грузовая версия SC110. Согласно сведениям сайта Autohome.cn, два грузовичка Suzuki Carry ST-90 были куплены в начале 80-х в городе Гуанчжоу. Они были разобраны до винтика и изучены. Однако воспроизвести японскую модель не удалось. Главными проблемами стали двигатели, приборные панели и кабины.
В итоге Changan пошел на контакт с японским брендом, который весьма скептично отнесся к своим азиатским коллегам. Пока шли долгие переговорные процессы, приглашенные специалисты с авторемонтного завода 3403 вручную выбили кабину на специальных формах. Проблему с приборной панелью в Changan решили собственными силами. После 8 месяцев переговоров с японцами было собрано два комплектных грузовичка. Один из них получил японский двигатель, другой же полностью был собран из китайских комплектующих.
Интересно, что японские представители, прибывшие на завод, были буквально ошеломлены самостоятельно скопированными Suzuki Carry. Никто и не мог предположить, что Changan может без посторонней помощи, да ещё и методом обратной разработки сделать такой технологически сложный для Китая продукт. В дальнейшем предприятие закупило ещё несколько Carry для дальнейшего изучения. «Японец» оснащался 3-цилиндровым моторчиком объёмом 0,5 литра, а более дорогая версия имела четырёхцилиндровый агрегат объёмом 0,7 л. По всей видимости, китайский «клон» получил те же двигатели. Во многом именно эти успехи способствовали подписанию 2 марта 1984 договора о техническом и торговом сотрудничестве с Suzuki. А чуть более чем через полгода — 15 ноября — было запущено серийное производство SC112 и SC110.
Внутренний спрос на подобного рода развозные грузовички оказался выше всяких ожиданий. После этого в Suzuki рассмотрели невероятный потенциал для дальнейшего развития в КНР, тем самым начав сотрудничество с добрым десятком предприятий в научно-техническом ключе, предоставляя лицензии на некоторые машины и отдельные агрегаты. Changan CS112 и CS110 же на какое-то время стали самыми популярными грузовыми автомобилями подобного класса в стране. Самым «извращённым» вариантом использования этой модели стала работа в такси.
Кроме того, Changan поспособствовал освоению производства двигателей на заводе Jiangling Machinery Manufacturing Plant, которые успешно использовались на своих моделях.
С 1984-го по 1986 год было произведено более 10 тысяч мини-грузовичков, что является своеобразным достижением для такого производства. Очень скоро Changan превратился в опорное предприятие, что стало поводом называть его «Фирменным блюдом Чунцина». Естественно государство не оставило Changan и всецело поддерживало производство, исследования и разработку мини-автомобилей.
В 1989-м модельный ряд расширился. На базе грузовичка SC110 появилась версия с двухрядной кабиной. А 18 мая 1990-го Changan подарил 11-м Азиатским играм 10 минивэнов своей марки на общую стоимость в 400 тысяч юаней.
Успешный старт линейки миниатюрных грузовичков способствовал развитию между Changan и Suzuki. В июне 1993 года стороны даже создали совместное предприятие Chongqing Changan Suzuki Automobile Co., Ltd., с уставным капиталом в 190 миллионов долларов США, в котором Changan имел 51% акций, Suzuki Japan 39%, а Suzuki Investment Co. 10%.
Поскольку китайское предприятие уже имело опыт производства автомобилей, первой моделью выбрали Suzuki Alto образца 1984 года, после чего, 25 марта 1995-го, со сборочной линии Changan Suzuki в тестовом порядке сошёл первый Alto SC7080, который был запущен в серийное производство 1 апреля того же года.
Постепенно модельный ряд СП ширился. Вслед за обычным Alto вышел новый седан Antelope SC7100, спортивный Alto Happy Prince и так далее. Благодаря своим низким ценам и экономичности, Changan Suzuki продолжает свою успешную деятельность и сегодня, выпуская все самые новые модели японского бренда.
Сотрудничество с иностранными производителями с каждым годом становилось всё выгоднее. Разумеется, что Changan не мог не расширить свой бизнес, основав 25 апреля 2001 года совместное предприятие Changan Ford Automobile Co., Ltd., где каждая из сторон имели по 50% акций. Строительство завода было завершено за рекордные 14 месяцев. А первый автомобиль сошел с конвейера 18 января 2003 года. Им стал Ford Fiesta. А уже в апреле 2005-го Changan Ford объявил о начале строительства нового производства в Нанкине, в строительство которого включилась и японская Mazda. На данный момент Changan Ford не просто выпускает машины для внутреннего рынка, но ещё и разрабатывает оригинальные модели для Китая.
Однако Mazda не хотелось оставаться в стороне, поэтому 27 февраля 2006 года японский бренд выкупил 15% акций Changan Ford у, соответственно, «Форда», тем самым став полноценным участником СП. Название было изменено на Changan Ford Mazda Automobile Co., Ltd. Интересно, что из-за особенностей развития совместных предприятий в КНР, «Мазды», собранные на Changan Ford Mazda Auto, продавались через дилерскую сеть другого СП — FAW Mazda.
Но вот о чем точно многие не знали — что с 2006-го Changan недолгое время собирал автомобили Volvo. Именно благодаря китайцам появилась удлиненная версия Volvo S80L, которая создавалась с расчётом на конкуренцию с немецкими брендами. В 2008 году, как мы знаем, у Volvo начались проблемы. Ford, которому принадлежал шведский бренд, объявил о продаже марки. В числе потенциальных покупателей назывались SAIC, Chery, Geely и Changan. Причем американцы лояльнее относились именно к Changan, с которым они имели опыт сотрудничества, однако детище Ли Шуфу обошло Changan, что называется, на повороте.
Ну а что же основное производство Changan? В 1994 году один из главных конкурентов нашего героя по выпуску Suzuki Alto — завод Jiangling Plant – превысил отметку в 100 000 автомобилей за год. Разумеется, оба бренда были заинтересованы друг в друге, поэтому 1 января 1995 года объединились в единое целое, став называться Changan Automobile Co. Ltd. Благодаря предыдущим достижениям Changan Automobile в области мини-автомобилей и доброму сотрудничеству с японской Suzuki, Changan Automobile выпустил Changan Star на базе Suzuki Carry в 1998 году.
В июне 2000 года учреждена дочерняя компания Changan Automobile Nanjing. Основой продукции стали исключительно коммерческие автомобили. В июле 2001 года Changan стал первой фирмой в КНР, которая произвела и реализовала 1 миллион автомобилей.
А вот в 2003-м компания основала зарубежный центр автомобильного дизайна в Турине, Италия, который имел наименование Changan Automobile European Design Center, после чего китайцы стали использовать итальянские наработки в области дизайна и кузовостроения.
Уже в июле 2006 года в Changan Automobiles объявили о своей собственной стратегии развития легковых автомобилей бренда. К ноябрю этого же года первый хэтчбек Changan был официально представлен на автосалоне в Пекине. Он получил название Changan Benben. Он был оснащён 1,3-литровым двигателем JL474Q2 на основе силового агрегата Suzuki Antilope. С этого момента и началось триумфальное шествие легкового отделения Changan в КНР.
К 2009 году был разработан другой автомобиль бренда, которому суждено было стать важной вехой — Yuexiang. Эта модель стала воплощением нового, современного дизайна Changan, хотя и имела очевидные сходства с Mazda 3.
Интересный факт: если вы помните такие маленькие городские автомобили, как BYD F0 и Geely Panda, то знайте — они были выпущены в ответ на сверхпопулярный Changan Benben Mini.
В 2010 на свет вышел новый хэтчбек собственной разработки — CX30. Экстерьер получился по-настоящему европейским, а задняя часть отчётливо напоминала Ford Focus. Changan CX30 оснащался 106- и 152-сильными двигателями объемом 1,6 и 2,0 литра соответственно. А 31 октября того же бренд официально изменил логотип на тот, который мы привыкли видеть.
Следующие 10 лет для компании стали решающими. Changan Auto освоил линейки Eado, Raeton, расширил до невероятных объемов коммерческое направление под брендом Chana, увлёкся кроссоверами, основал бренды Auchan, Skylark и Land Wind. Это позволило предприятию в Чунцине стать одним из четырёх крупнейших автомобильных марок КНР.
А достижение уровня 20 миллионов выпущенных автомобилей позволяет сказать, что в дальнейшей перспективе именно государственное предприятие Changan станет лидером китайского автопрома. Для этого у него есть важный козырь — новое семейство кроссоверов UNI. Полагаем, что с такой перспективной серией и 30 миллионов автомобилей будут не за горами!
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»
Компания Changan выдавала информацию о новом кроссовере CS75 Plus порционно. Сначала стали известны подробности об…
24 сентября 2024 года компания GEELY официально представила на российском рынке городской кроссовер CITYRAY. Автомобиль…
Шестиместная версия паркетника Okavango с оригинальной внешностью и названием Exclusive была впервые замечена у китайских…
Бренд JAC представил в России три автомобиля, которые вскоре могут появиться на нашем рынке. Кроме…
Компания Geely начала продажи нового кроссовера Cowboy в Китае. На старте автомобиль с «внедорожным» обвесом…
В рамках закрытой презентации для дилеров компания Chery показала кроссовер T1R на замену Tiggo 8.…
This website uses cookies.