Электромобили

Назван главный недостаток китайских электромобилей. Он мешает их популярности

За 9 месяцев 2021 года в России было продано 845 электромобилей. Этот показатель вырос в 2,2 раза по сравнению с 2020-м. Самой популярной моделью стал подержанный Nissan Leaf, на который приходится 74% продаж. И лишь четверть остается на все остальные электромобили, в том числе китайские.

На российском рынке официально продается только один электромобиль из Поднебесной. Это JAC iEV7S. Машину предлагают в единственной комплектации по цене 2 799 000 рублей. Немалые деньги за компактный хэтчбек с запасом хода 280-300 км.

Правила Таможенного союза позволяют привезти электромобиль из Китая. Машины обходятся дешевле остальных и их выбор становится все шире. Но существуют и минусы. Одним из них являются зарядные порты.

Порт зарядки электромобиля: какие они бывают и чем отличаются

28 декабря 2015 года в Пекине Управление по стандартизации Китайского генерального управления по надзору за качеством, инспекцией и карантином, совместно с Национальной энергетической администрацией, Министерством промышленности и информационных технологий и Министерством науки и техники выпустило пять новых национальных стандартов зарядных интерфейсов и протоколов связи для электромобилей.

Новые стандарты вступили в силу 1 января 2016 года. Они получили название GB/T. GB расшифровывается как Guobiao – «национальный стандарт», а T – tuījiàn — «рекомендуется». В этой особенности и кроется проблема, которая мешает распространению китайских электромобилей. Порты зарядки GB/T внешне похожи на европейские. Однако не совместимы с ними по технической и электронной части.

На фото: порт зарядки электромобиля китайского стандарта GB/T: слева — быстрая зарядка, справа — медленная

На большинстве зарядных станций в РФ установлены порты зарядки стандарта Type 1/Type 2, которые заряжают электромобили как переменным, так и постоянным током. Китайские электромобили также заряжаются этими видами токов, но для того, чтобы подключится к разъемам Type 1/Type 2, необходим переходник на разъем GB/T. Если с разъемом медленной зарядки Type 2 проблем не возникает – такие кабели продаются, то с быстрыми зарядками в России дела обстоят хуже.

Напомним, быстрый разъем зарядки позволяет заряжать батарею электромобиля постоянным током мощностью от 50 кВт и выше. Для этого используют два типа разъемов — CCS Combo (типа 1 или типа 2) и CHAdeMO. Такая мощность зарядки заряжает батарею среднестатистического китайского электромобиля приблизительно за один час. Но в стране полностью отсутствуют зарядные станции постоянного тока стандарта GB/T. В этом случае не спасает даже переходник. Например, протестированный переходник с японского стандарта CHAdeMO–GB/T отказался работать на российских станциях, где доступна быстрая зарядка по стандарту CHAdeMO. Как объяснили управляющие компании этих станций, в РФ отсутствует программное обеспечение для зарядки по стандартам GB/T.

Как заряжать китайские электромобили

Поэтому автовладельцам, которые купили китайский электромобиль, приходится довольствоваться только медленными зарядными станциями. Один из вариантов — использовать зарядную станцию, которая идет в комплекте с машиной. Электромобиль подключается к розетке переменного тока 220 В, получает силу тока до 16А и заряжает батарею мощностью до 3 кВт/ч (в реальности эта цифра ниже). В этом случае наполнить батарею среднестатистического электромобиля в 50 кВт·ч можно за 14-18 часов.

Вторым вариантом становится сеть переменного тока 220/380 В. Сила тока при этом составит до 32А, а мощность зарядки (при трехфазном подключении) до 22 кВт в час. Но и здесь присутствует ограничение. Китайские электромобили, за редким исключением, не рассчитаны на трехфазное подключение. Таким образом зарядка будет идти по одной фазе и батарея получит мощность до 7 кВт. На деле эта цифра еще ниже.

Эту проблема решается двумя способами. «Подружить» быстрые зарядные станции стандартов CHAdeMO или CCS Combo с переходником на GB/T или менять зарядные порты в самом электромобиле.

На фото: переходник для зарядки электромобиля с японского разъема CHAdeMO на GB/T

В первом случае вложения в разработку, тестирование и запуск работающих алгоритмов сопряжения разъемов имеют смысл только тогда, когда китайских электромобилей на дорогах будет становится больше. А замену зарядных портов делают и сейчас. На некоторых китайских электромобилях такая процедура уже проведена и опробована. Однако это дорогое удовольствие. Цены на подобную модернизацию начинаются от 80 тысяч рублей. Да и специалистов, которые возьмутся за подобную переделку, надо еще поискать.

В общем, понятно, почему на данный момент покупка китайского электромобиля становится уделом энтузиастов и авантюристов. Людей, которых не пугают трудности и ограничения в эксплуатации автомобиля, медленная скорость зарядки и отсутствие сервиса и специалистов по ремонту электротранспорта.

Алексей ШВАЙКОВ (@auto_shvaikov). Фото автора

Последние тексты

Livan выйдет в самый бюджетный сегмент со «Смурфиком». Что это за модель

Бренд Livan, принадлежащий концерну Geely, готовит необычную новинку, которой станет городской миникар с электрической силовой…

24.06.2025

BYD обновит электрический седан e9. Что это за модель и почему ее нельзя купить

Минпром Китая рассекретил обновленный седан BYD e9. Ожидается, что автомобиль будет нацелен в основном на…

24.06.2025

В Китае начались предпродажи нового Voyah Free+. Цена и основные изменения

Входящий в состав концерна Dongfeng бренд Voyah запустил в Китае предпродажи обновленного кроссовера Voyah Free+.…

24.06.2025

Теперь и гибрид. В Китае рассекретили большой седан Lynk & Co 10 EM-P

Компания Lynk & Co готовит к выходу на рынок новый флагманский седан 10 EM-P с…

24.06.2025

Седан для больших путешествий. Дилеры начали получать первые Geely Galaxy A7 EM-i

Первые гибридные седаны Galaxy A7 EM-i начали появляться в китайских автосалонах Geely. Правда, пока это…

24.06.2025

Гибрид на 408 л.с. Пикап GWM Shanhai Poer Hi4-T вышел на рынок Китая

Пикап GWM Shanhai Poer Hi4-T с параллельной гибридной силовой установкой мощностью 408 л.с. вышел на…

24.06.2025

This website uses cookies.