На фото: редкий для России китайский электромобиль BYD Yuan стоит на зарядке
За 9 месяцев 2021 года в России было продано 845 электромобилей. Этот показатель вырос в 2,2 раза по сравнению с 2020-м. Самой популярной моделью стал подержанный Nissan Leaf, на который приходится 74% продаж. И лишь четверть остается на все остальные электромобили, в том числе китайские.
На российском рынке официально продается только один электромобиль из Поднебесной. Это JAC iEV7S. Машину предлагают в единственной комплектации по цене 2 799 000 рублей. Немалые деньги за компактный хэтчбек с запасом хода 280-300 км.
Правила Таможенного союза позволяют привезти электромобиль из Китая. Машины обходятся дешевле остальных и их выбор становится все шире. Но существуют и минусы. Одним из них являются зарядные порты.
28 декабря 2015 года в Пекине Управление по стандартизации Китайского генерального управления по надзору за качеством, инспекцией и карантином, совместно с Национальной энергетической администрацией, Министерством промышленности и информационных технологий и Министерством науки и техники выпустило пять новых национальных стандартов зарядных интерфейсов и протоколов связи для электромобилей.
Новые стандарты вступили в силу 1 января 2016 года. Они получили название GB/T. GB расшифровывается как Guobiao – «национальный стандарт», а T – tuījiàn — «рекомендуется». В этой особенности и кроется проблема, которая мешает распространению китайских электромобилей. Порты зарядки GB/T внешне похожи на европейские. Однако не совместимы с ними по технической и электронной части.
На фото: порт зарядки электромобиля китайского стандарта GB/T: слева — быстрая зарядка, справа — медленная
На большинстве зарядных станций в РФ установлены порты зарядки стандарта Type 1/Type 2, которые заряжают электромобили как переменным, так и постоянным током. Китайские электромобили также заряжаются этими видами токов, но для того, чтобы подключится к разъемам Type 1/Type 2, необходим переходник на разъем GB/T. Если с разъемом медленной зарядки Type 2 проблем не возникает – такие кабели продаются, то с быстрыми зарядками в России дела обстоят хуже.
Напомним, быстрый разъем зарядки позволяет заряжать батарею электромобиля постоянным током мощностью от 50 кВт и выше. Для этого используют два типа разъемов — CCS Combo (типа 1 или типа 2) и CHAdeMO. Такая мощность зарядки заряжает батарею среднестатистического китайского электромобиля приблизительно за один час. Но в стране полностью отсутствуют зарядные станции постоянного тока стандарта GB/T. В этом случае не спасает даже переходник. Например, протестированный переходник с японского стандарта CHAdeMO–GB/T отказался работать на российских станциях, где доступна быстрая зарядка по стандарту CHAdeMO. Как объяснили управляющие компании этих станций, в РФ отсутствует программное обеспечение для зарядки по стандартам GB/T.
Поэтому автовладельцам, которые купили китайский электромобиль, приходится довольствоваться только медленными зарядными станциями. Один из вариантов — использовать зарядную станцию, которая идет в комплекте с машиной. Электромобиль подключается к розетке переменного тока 220 В, получает силу тока до 16А и заряжает батарею мощностью до 3 кВт/ч (в реальности эта цифра ниже). В этом случае наполнить батарею среднестатистического электромобиля в 50 кВт·ч можно за 14-18 часов.
Вторым вариантом становится сеть переменного тока 220/380 В. Сила тока при этом составит до 32А, а мощность зарядки (при трехфазном подключении) до 22 кВт в час. Но и здесь присутствует ограничение. Китайские электромобили, за редким исключением, не рассчитаны на трехфазное подключение. Таким образом зарядка будет идти по одной фазе и батарея получит мощность до 7 кВт. На деле эта цифра еще ниже.
Эту проблема решается двумя способами. «Подружить» быстрые зарядные станции стандартов CHAdeMO или CCS Combo с переходником на GB/T или менять зарядные порты в самом электромобиле.
На фото: переходник для зарядки электромобиля с японского разъема CHAdeMO на GB/T
В первом случае вложения в разработку, тестирование и запуск работающих алгоритмов сопряжения разъемов имеют смысл только тогда, когда китайских электромобилей на дорогах будет становится больше. А замену зарядных портов делают и сейчас. На некоторых китайских электромобилях такая процедура уже проведена и опробована. Однако это дорогое удовольствие. Цены на подобную модернизацию начинаются от 80 тысяч рублей. Да и специалистов, которые возьмутся за подобную переделку, надо еще поискать.
В общем, понятно, почему на данный момент покупка китайского электромобиля становится уделом энтузиастов и авантюристов. Людей, которых не пугают трудности и ограничения в эксплуатации автомобиля, медленная скорость зарядки и отсутствие сервиса и специалистов по ремонту электротранспорта.
Алексей ШВАЙКОВ (@auto_shvaikov). Фото автора
На фоне многих других китайских брендов компания Geely не балует российских покупателей большим количеством новинок.…
Владельцы автомобилей бренда Li Auto пожаловались на низкую ликвидность. Оказалось, что гибридные кроссоверы теряют более…
А теперь – пятисотый! Рамный внедорожник Tank 500, старающийся выглядеть респектабельным, с трехлитровым шестицилиндровым движком,…
Китайское министерство промышленности и информатизации опубликовало подробную информацию о запасе хода и батареях электрического кроссовера…
Автомобильные гиганты Китая Geely и Changan заключили соглашения о сотрудничестве в сфере замены тяговых батарей…
На этой неделе в России начались продажи кроссовера BAIC X7, седана Livan S6 Pro, минивэна…
This website uses cookies.