Электромобили

Назван главный недостаток китайских электромобилей. Он мешает их популярности

За 9 месяцев 2021 года в России было продано 845 электромобилей. Этот показатель вырос в 2,2 раза по сравнению с 2020-м. Самой популярной моделью стал подержанный Nissan Leaf, на который приходится 74% продаж. И лишь четверть остается на все остальные электромобили, в том числе китайские.

На российском рынке официально продается только один электромобиль из Поднебесной. Это JAC iEV7S. Машину предлагают в единственной комплектации по цене 2 799 000 рублей. Немалые деньги за компактный хэтчбек с запасом хода 280-300 км.

Правила Таможенного союза позволяют привезти электромобиль из Китая. Машины обходятся дешевле остальных и их выбор становится все шире. Но существуют и минусы. Одним из них являются зарядные порты.

Порт зарядки электромобиля: какие они бывают и чем отличаются

28 декабря 2015 года в Пекине Управление по стандартизации Китайского генерального управления по надзору за качеством, инспекцией и карантином, совместно с Национальной энергетической администрацией, Министерством промышленности и информационных технологий и Министерством науки и техники выпустило пять новых национальных стандартов зарядных интерфейсов и протоколов связи для электромобилей.

Новые стандарты вступили в силу 1 января 2016 года. Они получили название GB/T. GB расшифровывается как Guobiao – «национальный стандарт», а T – tuījiàn — «рекомендуется». В этой особенности и кроется проблема, которая мешает распространению китайских электромобилей. Порты зарядки GB/T внешне похожи на европейские. Однако не совместимы с ними по технической и электронной части.

На фото: порт зарядки электромобиля китайского стандарта GB/T: слева — быстрая зарядка, справа — медленная

На большинстве зарядных станций в РФ установлены порты зарядки стандарта Type 1/Type 2, которые заряжают электромобили как переменным, так и постоянным током. Китайские электромобили также заряжаются этими видами токов, но для того, чтобы подключится к разъемам Type 1/Type 2, необходим переходник на разъем GB/T. Если с разъемом медленной зарядки Type 2 проблем не возникает – такие кабели продаются, то с быстрыми зарядками в России дела обстоят хуже.

Напомним, быстрый разъем зарядки позволяет заряжать батарею электромобиля постоянным током мощностью от 50 кВт и выше. Для этого используют два типа разъемов — CCS Combo (типа 1 или типа 2) и CHAdeMO. Такая мощность зарядки заряжает батарею среднестатистического китайского электромобиля приблизительно за один час. Но в стране полностью отсутствуют зарядные станции постоянного тока стандарта GB/T. В этом случае не спасает даже переходник. Например, протестированный переходник с японского стандарта CHAdeMO–GB/T отказался работать на российских станциях, где доступна быстрая зарядка по стандарту CHAdeMO. Как объяснили управляющие компании этих станций, в РФ отсутствует программное обеспечение для зарядки по стандартам GB/T.

Как заряжать китайские электромобили

Поэтому автовладельцам, которые купили китайский электромобиль, приходится довольствоваться только медленными зарядными станциями. Один из вариантов — использовать зарядную станцию, которая идет в комплекте с машиной. Электромобиль подключается к розетке переменного тока 220 В, получает силу тока до 16А и заряжает батарею мощностью до 3 кВт/ч (в реальности эта цифра ниже). В этом случае наполнить батарею среднестатистического электромобиля в 50 кВт·ч можно за 14-18 часов.

Вторым вариантом становится сеть переменного тока 220/380 В. Сила тока при этом составит до 32А, а мощность зарядки (при трехфазном подключении) до 22 кВт в час. Но и здесь присутствует ограничение. Китайские электромобили, за редким исключением, не рассчитаны на трехфазное подключение. Таким образом зарядка будет идти по одной фазе и батарея получит мощность до 7 кВт. На деле эта цифра еще ниже.

Эту проблема решается двумя способами. «Подружить» быстрые зарядные станции стандартов CHAdeMO или CCS Combo с переходником на GB/T или менять зарядные порты в самом электромобиле.

На фото: переходник для зарядки электромобиля с японского разъема CHAdeMO на GB/T

В первом случае вложения в разработку, тестирование и запуск работающих алгоритмов сопряжения разъемов имеют смысл только тогда, когда китайских электромобилей на дорогах будет становится больше. А замену зарядных портов делают и сейчас. На некоторых китайских электромобилях такая процедура уже проведена и опробована. Однако это дорогое удовольствие. Цены на подобную модернизацию начинаются от 80 тысяч рублей. Да и специалистов, которые возьмутся за подобную переделку, надо еще поискать.

В общем, понятно, почему на данный момент покупка китайского электромобиля становится уделом энтузиастов и авантюристов. Людей, которых не пугают трудности и ограничения в эксплуатации автомобиля, медленная скорость зарядки и отсутствие сервиса и специалистов по ремонту электротранспорта.

Алексей ШВАЙКОВ (@auto_shvaikov). Фото автора

Последние тексты

По цене Lada Vesta. В Китае раскрыли стоимость нового кроссовера iCar V23 от Chery

Китайская компания Chery готовит к выходу на рынок электрокроссовер iCar V23, который разработан совместными с…

27.07.2024

Jetour тестирует будущий рамный внедорожник. Что уже известно о новинке

Компания Jetour тестирует на дорогах Китая будущий рамный внедорожник. Он станет первой моделью бренда, созданной…

27.07.2024

«Учитесь ремонтировать по-китайски». Российским автосервисам посоветовали изменить стратегию

Вопросы, связанные с поставками в Россию запасных частей из Китая и особенностями работы автосервисных мастерских,…

27.07.2024

Changan Uni-V сгорел на Калужском шоссе в Москве. Что об этом известно?

Лифтбек Changan Uni-V сгорел в Москве. Видео с воспламенившимся автомобилем стало популярным в социальных сетях.…

27.07.2024

Из кареты в тыкву. Zeekr начал блокировать автомобили за пределами Китая

Бренд Zeekr начал блокировать свои электромобили за пределами Китая. Эту информацию подтвердили представители международного офиса…

26.07.2024

Топ-5 преимуществ нового GEELY ATLAS с полным приводом

В начале июня этого года компания GEELY объявила старт продаж кроссовера GEELY ATLAS нового поколения…

26.07.2024

This website uses cookies.