Сегодня в нашей исторической рубрике мы познакомимся с ещё одним необычным автомобильным заводом из Китая.
Бренд Tianye Auto использовался предприятием Baoding Automobile Factory. Он базировался в городе Баодин, что находился в провинции Хэбэй. Как и у многих других компаний из Китая, расцвет Tianye Auto пришёлся на конец 80-х и начало 90-х годов.
Предшественником этого завода стала «Ремонтная мастерская Баодина», основанная в 1949 году. В начале 1970-х здесь начали производить местный вариант легкого грузовика Beijing BJ130. В 1985 году название было изменено на Baoding Automobile Factory, и вскоре предприимчивые владельцы начали продавать машины под маркой Tianye. К примеру, одним из первых автомобилей стал дебютировавший 1988-м небольшой пикап на базе Beijing BJ212.
В 1992 году название компании снова изменилось, теперь компания именовалась как Hebei Zhongxing Automobile Manufacturing, однако бренд Tianye сохранился. Середина 90-х оказалась невероятно удачной для этого предприятия. Полученные прибыли позволили дальше развивать автомобильное направление, и уже в 1997-м было решено вложить 500 млн юаней в строительство большого завода мощностью 50 000 автомобилей в год.
Интересный факт: Hebei Zhongxing Auto пытался совместно с Toyota организовать лицензионное производство пикапа Hilux. Однако стороны не договорились о торговых марках, так как китайцы настаивали на использовании бренда Tianye, после чего сделка сорвалась. Однако хитрецы из Hebei Auto решили подгадить японцам, скопировав этот самый Hilux и ввезя с Тайваня необходимые для «клонирования» инструменты.
В любом случае, конец XX века неожиданно стал проблемным для компании. Выяснилось, что набранные кредиты завод просто не может обслуживать и планомерно катится к банкротству. Тут же вмешались местные власти, которые пытались организовать слияние Hebei Zhongxing и Great Wall Motors, также базирующегося в Баодине. Но руководители госкомпании Hebei Zhongxing упорно отказывались работать с частниками из GWM. Тогда чиновники отчаянно попытались создать совместные предприятия с Subaru и Fiat, но и этого не случилось.
В 1999 году компания была фактически мертвой и использовала только 10% своих производственных мощностей. Но спасение неожиданно пришло откуда не ждали. Внезапно к Tianye проявил интерес Brilliance Automobile, который купил 60% акций Hebei Zhongxing Automobile Manufacturing, после чего компания в последний раз была переименована в Zhongxing Automobile. В России она больше известна как ZX Auto (многие могут вспомнить её пикапы и внедорожники Admiral). И именно с того момента бренд Tianye перестал использоваться как торговая марка.
А теперь давайте посмотрим с каких автомобилей фирма начинала свой путь.
Появившийся в 1988-м четырёхдверный заднеприводный пикап с характерным квадратным кузовом. Базировался на шасси внедорожника Beijing BJ212. От него же достался и двигатель, однако его производство локализовали на месте, в результате чего он получил обозначение BQ492 и выдавал 70 л.с. вместо 75, как на оригинале.
Полноприводная версия обычного «стодвадцатьтретьего».
Престижный вариант обычного BQ123. Технически машина не изменилась, зато внешне очень даже. Здесь хромированная решетка радиатора и хромированные же очки фар сочетаются с квадратной светотехникой и бампером, покрашенным в цвет кузова. Кроме того, по традициям того времени на BQ1030 наносили спортивные полосы вдоль кузова.
Рестайлинговый вариант BQ1030, представленный в 1990-х. Здесь сменилась облицовка, крылья, передний бампер и задняя часть кабины. Из мелких изменений можно назвать оригинальные колёса. Как вы можете понять, компания всеми силами пыталась повторить экстерьер Toyota Hilux того времени. Выпускались BQ1030 и 1031 одновременно.
А вот и полноценный клон Hilux, появившийся в середине тех же 1990-х. Отличий от оригинала почти нет. На решётке радиатора красуется надпись Tianye, капот получил небольшой выступ, зеркала сделали хромированными, а кузов старались красить в яркие цвета и украшать разными наклейками.
Об оригинальном силовом агрегате не могло идти и речи. BQ1020A оснащался дохлым четырехцилиндровым бензиновым двигателем HY482Q от компании Hunan Huayu Engine Manufacturing. Этот мотор обладал мощностью в 62 л.с. и 135 Нм. Он стыковался с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Привод только задний.
Напомним, что клоны Hilux были очень распространены в Китае. Например, FAW Jiefang CA1020PLF.
Двухдверный вариант предыдущего пикапа. В отличие от предшественника он был доступен с двумя силовыми агрегатами: HY482Q и знаменитым бензиновым двигателем FAW CA488 объемом 2,2 литра и мощностью в 87 «лошадей» (157 Нм). Его особенность состоит в том, что он является лицензионным «клоном» мотора Chrysler K.
FAW выкупил права и производственную линию на этот двигатель в 1987 году. Он стоял в уже упомянутом выше FAW Jiefang CA1020PLF и седанах от Hongqi. А между делом компания поставляла его десяткам мелких автопроизводителей.
И это были все пикапы Tianye Auto. Теперь пришло время рассмотреть внедорожники бренда, для чего нужно вернуться в 1988 год.
По сути, это внедорожный универсал на базе первого пикапа BQ123. Они построены на одной ходовой части и с одним 70-сильным двигателем. Обратите внимание на крошечные зеркала заднего вида.
Родственник пикапа BQ1030, однако, по каким-то причинам он не имеет квадратной оптики, а от внедорожника BQ523A отличается разве что двухцветной окраской.
Этот автомобиль уже действительно похож на пикап BQ1030 своей передней облицовкой. По сравнению с предыдущей генерацией слегка изменился и кузов, став более аэродинамичным. Впрочем, экстерьер абсолютно типичен для подобных китайских машин того времени.
Семиместный вариант обычного BQ6470. Судя по всему, задний отсек был слегка удлинён. В нём установили два небольших сиденья. Кроме того, слегка уменьшен клиренс.
Но дальше в модельном ряду нас ждёт настоящее безумие! В Tianye Auto, видимо, очень понравился внешний облик японского пикапа Hilux, а потому было решено сделать множество вариаций фактически одного и того же внедорожника с внешностью а-ля Toyota.
Как вы можете заметить, это просто-напросто внедорожник на базе пикапа Tianye BQ1020. Модель получила полностью новый кузов, не имеющий ничего общего с предыдущими внедорожными универсалами. В качестве силовых установок использовались уже знакомые HY482Q и FAW CA488.
Одна из разновидностей BQ5020. По сути, они отличались друг от друга гаммой двигателей. Базовой версией здесь выступал BQ6471A. Для него были доступны четыре силовых агрегата. Про набившие оскомину HY482Q и FAW CA488 говорить, наверное, не имеет смысла. Третий двигатель был изготовлен пекинской компанией Beinei Engine и имел обозначение Beinei 489Q. Он обладал объёмом в 2 литра и мощностью в 83 л.с. (148 Нм). А вот последним оказался старый добрый BAW 492 в модификации Q2, являющийся дефорсированным вариантом этого агрегата. Его отдача уменьшилась с 75 до 71 лошадиной силы, крутящий момент со 170 до 150 Нм, а объём с 2,5 до 2,1-литра.
Самое интересное, что после переименования Tianye в ZX Auto, именно BQ6471 суждено было стать первой моделью новообразованного бренда.
Семиместный автомобиль сохранил основные узлы и агрегаты своего предшественника, но сильно изменился внешне. Машина стала соответствовать модному в 90-х биодизайну, который постепенно вводил тренд на аэродинамические линии. Как и первый BQ6470A, он не имел полного привода, однако двигатель поменялся — теперь за силовую установку отвечал загадочный 486Q2 объёмом 2-литра и неизвестной мощности. Информации о нём найти не удалось, но, скорее всего, он не имеет отношения к заводу BAW. Максимальная скорость модели — 115 км/ч.
Ещё одна версия семиместного внедорожника. Однако эта модель имеет некоторые отличия. Например, здесь по традиции изменили экстерьер. Но главная особенность автомобиля — наличие восьми мест вместо семи. Как это удалось — непонятно. Под капотом расположилась ещё одна модификация старого мотора BAW, на этот раз имеющая обозначение 492QA-2. Отличий от базового мотора мало: мощность подняли до 76 «лошадей», крутящий момент до 171 Нм, объём не изменился. Максимальная скорость — 98 километров в час.
Удивительный «клон» Toyota Land Cruiser J80. Казалось бы, внедорожник полностью соответствует своему японскому прототипу, но что же в нём не так? Всё! Автомобиль базировался на заднеприводном шасси BQ6470Y, ведущем свою историю от одной из версий Beijing BJ212. По этой причине BQ6420 имеет восемь мест. Двигатель от той же модели — BAW 492QA-2 на 76 л.с. Максимальная скорость относительно предыдущего автомобиля не изменилась.
Минивэны Toyota всегда пользовались огромной популярностью в Китае. И не удивительно, что они стали объектом «клонирования» со стороны многочисленных местных компаний.
BQ6440 является «клоном» Toyota LiteAce, который, по сути, занимал среднее звено в линейке минивэнов японского производителя. Удивительно, но история этого автомобиля почти повторила судьбу Land Cruiser J80. Однако отличия всё же имеются. В качестве колёсной базы взяли полноприводное шасси от BAW BJ2020 – модернизированной версии BJ212, выпускавшейся не на головном заводе, а на совместном с американцами предприятии Beijing-Jeep Company, отчего внедорожник носил короткое название BJC.
Но не будем вдаваться в подробности об этой сборочной площадки, оставив это для будущих материалов, и вернёмся к Tianye. Силовой агрегат, вероятно, взяли от того же BJ2020. И опять это вариация на тему BAW 492Q. В этот раз он имеет обозначение 492QA. Мощность 77 л.с., а крутящий момент 173 Нм, объём тот же. Складывается впечатление, что китайские моторостроители буквально издевались над потребителями, год за годом то уменьшая, то увеличивая отдачу своего древнего двигателя на какие-то совсем уж символические значения.
К сожалению, BQ6440 стал последней машиной бренда Tianye Auto. Вскоре компанию переименовали в ZX Auto и сосредоточились в основном на производстве нужных в Поднебесной пикапов, таким образом утратив оригинальный модельный ряд.
Некоторое время ZX Auto был известен и в нашей стране. В начале нулевых у нас даже пытались собирать пикап ZX Admiral, являющийся очередным «клоном» Toyota Hilux, только более нового. Добротный автомобиль ценился благодаря не особо высокой стоимости и приличной проходимости, однако отношения с российскими партнёрами не задались, и вскоре деятельность в РФ была свёрнута.
На сегодняшний же день ZX Auto известен несколькими весьма посредственными пикапами. Бренд не особо светится в СМИ, и складывается впечатление, что компания находится в весьма трудных финансовых условиях, а вскоре может окончательно обанкротиться.
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»
Импортер Voyah в Беларуси представил публике новую версию своего популярного полноприводного кроссовера – Free 318.…
Старт продаж нового Jetour X70 объявили в Казахстане. Кроссовер получил пакет обогревов, 7-местный салон, 1,5-литровый…
В России назвали цены обновленного кроссовера Omoda C5. После рестайлинга модель подорожала, её стартовая цена…
Бренд Belgee продолжает завоевывать внимание российских автомобилистов. Изначально на наш рынок вышел городской кроссовер Belgee…
Речь сейчас пойдёт об узком, но крайне важном для нашей страны автомобильном сегменте - пикапах.…
У официальных дилеров Chery в Китае появился гибридный кроссовер Tiggo 7 C-DM с дизайном в…
This website uses cookies.