Читатели «Китайских автомобилей» в комментариях на сайте и соцсетях постоянно обращают внимание на то, что крупная китайская компания GAC занимает в России весьма скромные позиции, которые не соответствуют масштабу этого производителя. Так ли это и в чём причины, в авторской колонке на нашем сайте размышляет эксперт, топ-менеджер автоиндустрии Андрей ДОРОФЕЕВ.
Эту статью я планировал написать и опубликовать ещё до 24 февраля. Однако события в мире оставили только одну повестку дня, и писать о чём-то другом – не поднималась рука. Но несмотря на то, что специальная операция на Украине ещё продолжается, накал страстей в прессе уже не такой, как в первые дни. А людям, близким к автомобильной индустрии, по-прежнему интересно знать, что происходит в среде автопроизводителей.
Если в прошлых статьях я пробовал обобщать и описывал общие тенденции автокомпаний, пытался строить прогнозы на ближайшее будущее всего китайского автопрома на территории нашей страны, то в данный раз решил сфокусироваться на одном бренде из Поднебесной, который относительно недавно появился в России. Вернее, который угораздило стартовать с дистрибуцией в Москве в преддверии всемирного карантина.
Итак, в начале этого года прошла новость о том, что продажи бренда GAC в России выросли в 3 раза. Российские дилеры GAC Motor в 2021 году реализовали 923 автомобиля. Фантастический прогресс! Казалось бы… Но так ли успешны в РФ продажи автоконцерна из Гуанчжоу, как они реально могли бы быть?
Когда и с чем марка GAC пришла в Россию
Менеджеры GAC Motor начали прощупывать бизнес-возможности в Москве ещё лет 10 назад с разными местными маркетмейкерами, включая и «Соллерс Авто». Результатом этих изысканий стало создание первого в истории этой китайской корпорации национального дистрибьютора (100% дочерняя компания GAC Motor) за пределами Поднебесной. Так, в 2019 году китайские топ-менеджеры приняли решение войти в Белокаменную с помпой, фанфарами и бренд-амбассадором — популярным российским рэпером Бастой… на полноразмерном внедорожнике GAC Trumpchi GS8 2016 модельного года. Да, к моменту выхода кроссовер GS8 уже был не молодым китайским жеребцом, а скорее зрелым рысаком с рядом мелких недочётов. Откровенно старевшая панель приборов, «китайский» русский язык на мониторе, неудобные сиденья водителя и переднего пассажира, «придушенный» до 190 л.с. двигатель (напомню, что в КНР турбомотор GS8 этого поколения развивал все 201 для местного рынка).
При этом, надо отдать должное, кроссовер получился у китайских инженеров достаточно собранным, качественным и надёжным. И в целом положительные отзывы автомобильной прессы, покупателей и самих дилеров – это лишнее подтверждение моих слов. А вот продажи… Продажи этого, к сожалению, не подтверждают.
На фоне тотального дефицита машин, когда покупатели сметали всё, что было в наличии, ООО «ГАК Мотор Рус» продало менее одной тысячи автомобилей за весь 2021 год. Львиную долю из 923 отгруженных покупателям машин с логотипом «G» на решётке радиатора ожидаемо составил флагманский кроссовер GS8 (682 шт.), который не вошёл даже в топ-20 китайских бестселлеров в России по итогам года. К слову сказать, GS8 играючи обошли на повороте и другие китайские одноклассники Exeed TXL и Chery Tiggo 8 Pro (в 2021 году россияне купили 3 447 и 6 084 штук соответственно, почувствуйте разницу, что называется), которые появились чуть позднее бренда GAC на нашем рынке.
Да, можно сетовать на то, что Chery уже 20 лет (!) в России, и что дилерская сеть у них шире, и что процессы в этой корпорации давно отлажены, и brand awareness получше. Но..
Какие проблемы не удалось решить китайцам
За 2 года активного развития дилерская сеть GAC Motor уже охватывает 15 городов от Москвы до Сургута. Рекламы и PR-активностей с 2019 года было столько, что узнаваемость бренда из Гуанчжоу также повысилась до уровня Geely и Haval. Думаю, проблема в другом.
Количество дилеров GAC Motor не соответствует количеству машин, которые привозит импортёр. Лёгким арифметическим действием вы сосчитаете, что в среднем дилеры продавали по 50 автомобилей в месяц. И если для Владимира или Сургута — приемлемая цифра, то для столичных дилеров это вряд ли можно назвать бизнесом, скорее новым логотипом в портфолио брендов, с которыми они работают. Поэтому дилерам интереснее больше усилий прикладывать к тем автомобильным брендам, которые удовлетворяют их потребности на 100%.
Хотя остались ли сейчас такие бренды в РФ вообще? Одна только история с тысячами премиальных автомобилей для России, застрявших в европейском логистическом хабе Зеебрюгге, чего стоит. Кстати, новость про сток подвисших машин в Европе была неполной. Помимо премиальных автомобилей там также стоят модели и масс-маркета, Changan например.
Удивительно другое. GAC Motor известен на своём домашнем рынке своим широким модельным рядом — от бюджетных седанов до люксовых минивэнов. При этом, как принято в Китае, линейка машин GAC ещё и обновляется с молниеносной скоростью. Но на нашем рынке из всего многообразия южнокитайских продуктов представлено фактически только два кроссовера (один из них хотелось бы поскорее сменить на самый свежий — GS8 II поколения) и недешевый минивэн GN8. При этом, например, в странах Персидского залива китайская корпорация сертифицировала более компактный минивэн — GN6, а не премиальный GN8, и седан GA8.
В России, напомню, ни седаны GA, ни компактвэн GN6 не продаётся. А жаль. Да, можно было бы добавить в линейку ещё и дизельные версии GS8, в России любят внедорожники с этим типом силового агрегата. Но китайские корпорации в принципе производят исключительно бензиновые ДВС либо гибриды.
Что за козыри есть у GAC для игры в России
Что могло бы помочь ГАКу в корне изменить расположение китайских сил на российском фронте продаж? На месте экспортных стратегов корпорации GAC Motor я бы внёс следующие коррективы в планах завоевания автомобильного рынка нашей необъятной Родины.
Во-первых, китайским менеджерам надо разобраться с кроссоверами. В России автомобили сегмента SUV уже который год успешно теснят классические седаны, и по итогам 2021 года их доля составила более 51% (+9% к 2020-му) по сравнению с другими типами легковых кузовов. А лидером продаж в этом сегменте стал малыш Hyundai Creta (68 000 шт). Поэтому само собой напрашивается, чтобы GAC Motor привёз сюда компактный SUV подсегмента «B» (там же, где играют Creta, Duster и Lada Niva) – модель GS3.
Далее, как упоминал уже выше, я бы поторопился заменить устаревший GS8 на модель второго поколения, причём как чисто с бензиновой версией, так и с гибридной силовой установкой. Дизайнеры GAC Motor сделали вполне удачное обновление этой модели — как внешнего вида, так и интерьера. А также было бы удачным ходом, с моей точки зрения, привезти сюда молодёжное купе GS4. Он стал бы достойным конкурентом для Geely Tugella и Haval F7x на нашем рынке.
Во-вторых, я бы не постеснялся сертифицировать в Таможенном Союзе новейший GAC Empow. На фоне свернувших работу западных автопроизводителей и взлетевших цен намечается продуктовый голод среди таксомоторных и каршеринговых компаний, которые работают преимущественно на седанах. Если поторопятся китайские маркетинговые умы, то для GAC Motor открывается уникальная возможность сыграть первой скрипкой на рынке такси, заместив Skoda Octavia, Hyundai Solaris, Kia Optima, VW Polo и, даже не побоюсь этого сказать вслух, – священную Toyota Camry.
Ну и в-третьих, немного утихшая «зелёная» волна, возможно, поднялась бы у нас с новой силой, если бы автомобильная корпорация из Гуанчжоу вывела на рынок ЕвразЭС свой электрический суббренд AION. Крупные игроки на российском рынке уже тестируют «зелёные» модели в своих парках. Не секрет, что Яндекс.GO тренируется с Nissan Leaf и Tesla, а «Соллерс» запускает совместно с «Русгидро» свой электрокаршеринговый проект Green Crab на Дальнем Востоке — пока только c компактным JAC iEV7S. Уверен, что и седан AiON S, и компактный минивэн AiON Y, и премиальный кроссовер AiON LX были бы востребованы среди основных игроков рынка такси, каршеринга и подписки.
- Китайский электромобиль GAC Aion: опыт эксплуатации. Запас хода, мобильное приложение и техподдержка
И в заключение хотел бы отметить, что, кто быстрее восстановит свои логистические цепочки из Срединной Страны, тот и станет лидером рынка России по итогам 2022 г. Надеюсь, экспортные менеджеры GAC Motor это также осознают.
Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии
Ранее в этом блоге:
- Какие проблемы до сих пор не решили китайские автокомпании в России. Колонка Андрея Дорофеева
- Китайский план «Б»: чего нам ждать от автокомпаний из КНР. Колонка Андрея Дорофеева
- Neo-дилеры vs Old-дилеры: кто кого? Колонка Андрея Дорофеева
В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.
Нельзя сказать что ГАКи прямо страшные, но нет у них гармонии в дизайне. Талантливых дизайнеров у китайцев похоже дефицит, основная масса созданных за последнее время тачек напоминает франкенштейнов из частей и дизайнерских решений разных мировых производителей. Как будто оригинальные решения разных частей выпилили со своих мест и собрали в одном месте, в итоге получилось какая то дисгармония.
GAC Empow55 играет на поле Hyundai Elantra и т.п. но никак со не священной Toyota Camry… у GAC в наличии имеется более крупный и престижный седан GA8, хотя он и продается на Ближнем Востоке, в наших широтах его появление маловероятно
У ГАК главная проблема с ценообразованием. Вышел морально устаревший GS8 с бешенным ценником, для тогда ещё не знакомой китайской фирмы, потом GN8 c вообще с заоблачным, потом GS5 с ценником на 10% дороже знаменитых китайских конкурентов в лице Джили и Черри. Но ГАКу далеко до них, по всем параметрам. Надо цены на 10-15% делать ниже, чем у конкурентов, тогда продажи пойдут.
GAK оставляет негативные впечатления от работы представительства. Вывесили рекомендованные ценники на GS8 II с максималкой 4.1 млн рублей. Звоню дилерам ценники от 5-5.5 млн. Перезваниваю в представительство, там разводят руками, мол это не их проблемы. Зачем тогда рекомендованные цены, если прдставительство не влияет на дилеров. Никогда с таким не сталкивался. Обычно следят за ценами, а дилеры борются за клиентов сервисом и акциями. Очень расстроен подобным подходом.