Внедорожник BAW BJ212, который многие называют «китайским УАЗиком» стал действительно народным достоянием Китая. И, как и оригинальный УАЗ-469, он выпускается по сей день. Мы уже освещали историю появления «двестидвеннадцатого» и даже писали о его многочисленных клонах, которые выпускались по всему КНР, но практически не затрагивали его нынешних наследников.
Но давайте все-таки вспомним происхождение автомобиля. Beijing BJ212 появился в 1965 году, и ему предшествовало несколько прототипов — BJ210 и BJ211. Оба представляли из себя, по сути, изменённые копии советского ГАЗ-69. Но выпускать их на головном предприятии Beijing Automobile Works не стали, передав всю документацию заводам в Тянцзинь и Шанхай, и продолжили работать над следующим прототипом.
Однако ещё в середине 50-х советское руководство признало бесперспективность существующего военного внедорожника ГАЗ-69, который к тому времени выпускался на УАЗе. И уже к 1958 году был создан перспективный УАЗ-460, который, постепенно модернизируясь в процессе испытаний, приобрел к 1964 году индекс УАЗ-469 и знакомые нам черты. Но на конвейер автомобиль встал только в 1972-м и… послужил идейным вдохновителем для BJ212. И хотя он базировался на более старом шасси ГАЗ-69, именно правки, сделанные при оглядке на советский внедорожник, приблизили по характеристикам старое шасси к перспективной советской разработке.
Продолжительное время Beijing BJ212 фактически не менялся. В середине 80-х УАЗ модернизировал 469-й, что вылилось в появление УАЗ-3151. Он отличался цельным лобовым стеклом, а двигатель стал развивать 80 л.с. вместо 75-ти.
Не исключено, что советская модернизация основного армейского внедорожника стала причиной улучшения китайцами своего BJ212 в 1986 году. В общем-то изменения свелись к минимуму, однако мощность двигателя 492Q (копия советского УАЗ-451М, он же ЗМЗ-21А) повысили с 75 до более впечатляющих 84 л.с., а индекс сменился с BJ212 на BJ2020 в соответствии с новой отраслевой нормалью. В таком виде машина производилась до 2005 года. Что интересно, в том же 1986 году был испытан BJ212 с британским дизельным двигателем Perkins, который, по всей видимости, так и не пошел в производство.
Важным для модели стал и 1998 год, когда появилась очередная модернизация BJ2023. На этот раз модель получила переиначенную внешность: изменились крылья, решетка радиатора, появилась дополнительная светотехника, и, что главное, кузов с жесткой крышей. Схожие изменения произошли и с УАЗом-3151, когда появилась модификация 31514 также с жесткой крышей. Впрочем, у российского внедорожника отдача бензиновых двигателей варьировалась от 92 до 98 л.с., а BAW BJ2023 предлагал под капотом копию японского силового агрегата Toyota 4Y объемом 2 литра и мощностью 102 л.с.
По большому счету BJ2023 и его развитие BJ2033 со 110-сильным двигателем стали финальными для легендарного внедорожника.
Увы, продажи внедорожников BAW с каждым годом падали. Так, в 2018 году реализовано 4 774 единицы, а в 2019-м — 2 738 ед. Однако уже в 2020-м BJ2033 вновь обновили. Он получил увеличенную колесную базу, измененный кузов и салон, а внешность передней и задней части решили выполнить в ретростилистике, визуально вернувшись к старому BJ212. Под капотом прописались атмосферные двигатели Mitsubishi: 1,5-литровый мощностью 136 л.с. и 200 Нм крутящего момента и 2,4-литровый турбомотор с отдачей в 211 л.с. и 320 Нм момента.
Модернизация отразилась на продажах, но не сильно. Так, в 2020 году реализовали 3 109 единиц. А уже в 2021-м появилась информация, что BJ212 окончательно уйдет в историю, так как его силовые агрегаты не выдерживают современные эконормы, да и безопасность оставляет желать лучшего.
Этот самый сложный в своей истории период наследникам BJ212 удалось пережить! Однако тут спас случай. Дело в том, что в 2022 году завод BAW вышел из состава государственного концерна BAIC. В последние годы компания производила в основном устаревшие транспортные средства, и в конечном итоге руководство корпорации решило, что проще отправить BAW в свободное плавание, чем вкладываться в его модернизацию. Что забавно, права на исторический бренд «Beijing» и даже аббревиатуру «BJ» остались у BAIC. В январе 2022 года BAW обрела нового владельца в лице компании Fulu Group, производящей в основном мотоциклы.
Сразу же BAW представила новую стратегию развития, в которой нашлось место и основательно модернизированному внедорожнику BAW 212. Да, компания возродила это название, но уже без приставки «BJ» к названию.
Впрочем, в конце 2022 года компания представила новый BAW BJ212 уже с привычным названием, к которому добавилась приставка Sniper. По всей видимости, относительно литеры «BJ» удалось договориться с концерном BAIC, который под этим названием выпускает широкую линейку кроссоверов и внедорожников.
BAW BJ212 Sniper образца 2022 года внешне практически не отличается от своих предшественников, разве что здесь можно установить передние светодиодные фары. Примерно такой же подход используется и в отечественном УАЗ «Хантер», экстерьер которого не меняется десятилетиями. Однако BJ212, в отличие от отечественного внедорожника, может похвастать современным салоном.
Основные изменения заключены в технической части. Так, BAW BJ212 Sniper отличается от стандартного внедорожника усиленным шасси. В нем используются неразрезные мосты, а также подвески от военного внедорожника BAW Warrior. Под капотом сохранился 2,4-литровый турбомотор Mitsubishi мощностью 211 л.с. и 320 Нм крутящего момента, который агрегатируется с 6-ступенчатой МКП. На данный момент такая модификация в Китае стоит 105 900 юаней (примерно 1,33 млн рублей по актуальному курсу).
Что ж, BAW BJ212 действительно стал легендарным китайским внедорожником, оставившим серьезный след в истории автомобилестроения страны. Тем отраднее видеть, что, в отличие от отечественного УАЗ «Хантер», «двестидвеннадцатый» не собирается на покой и готовится к очередному серьезному обновлению. Так, в 2024 году на улицах КНР заметили тестовые экземпляры нового BJ212 в камуфляже, а затем и без него. Правда, когда эта модель дебютирует – пока что не совсем ясно.
К слову, влияние дизайна BJ212 вы можете наблюдать прямо сейчас даже в России. Так, при создании внедорожника Tank 300, дизайнеры концерна Great Wall и не скрывали, что вдохновлялись легендарным армейским внедорожником! Достаточно сравнить передние части обоих автомобилей.
Андрей ТРУБИН (@chinamashina)
Электрическая версия кроссовера Jaecoo J5 от Chery проходит дорожные испытания в Китае. Уже известно, что…
В начале ноября компания Chery изменила цены на большинство моделей в России. «Китайские автомобили» изучили…
Рекорд Xiaomi SU7 Ultra на трассе Нюрбургринг стал причиной споров. Напомним, что компания подогрела интерес…
Характеристики кроссовера Jaecoo J5 от Chery официально раскрыли в России – модель появилась на официальном…
Китайские компании уже приучили нас к тому, что за год в модели может появиться масса…
Пикапы в России всегда расходились небольшими тиражами. В 2020 году было продано 8,8 тысячи машин…
This website uses cookies.