Беларусь

«Очень скоротечные тренды». Белорусский дизайнер Haval H9 раскрыл нюансы работы в Китае

Автомобильный дизайнер из Минска Андрей Трофимчук, разработавший внешний вид нового поколения внедорожника Haval H9, поделился особенностями работы в Китае.

Большое интервью с отечественным специалистом и одним из участников проекта «Ё-Авто» (с 2010 по 2015 год) опубликовал в своём Telegram-канале автожурналист Сергей Знаемский. «Китайские автомобили» внимательно изучили публикацию и выбрали из неё самое интересное.

Путь из «Ё-мобиля» в Great Wall

— Я считаю себя белорусским автодизайнером, потому что до переезда в Китай я учился и работал в Беларуси. И проект «Ё-мобиль» был частично локализован в Беларуси, а дизайнерские работы проводились в местном офисе.

Дизайн-проект трёхдверного кросс-купе Ё-мобиль разработанный Андреем Трофимчуком

После «Ё-Авто» и до сотрудничества с концерном Great Wall я длительное время работал в компании IAT. Это самая крупная в Азии частная студия автодизайна. Очень серьезная организация. Там трудятся полторы тысячи человек, и есть все мощности для выполнения проектов под ключ, включая и запуск производства. В составе IAT я делал большое количество машин для таких брендов, как FAW или Venucia (это СП Dongfeng и Nissan). Включая и серийные модели, и концепт-кары.

Трёхдверное кросс-купе Ё-мобиль

Как шла работа над дизайном нового Haval H9?

— На самом деле это был легкий проект, потому что дизайн-идея была очень выверенной и чистой. Нужно было просто ее выполнить грамотно, что и получилось. Было достаточно времени, чтобы довести качество дизайна до высокого уровня. Я очень доволен результатом, потому что, когда находишься рядом с машиной, особенно если у нее матовый серый цвет, то поверхности и отражения работают вообще идеально. Я даже могу сам залюбоваться. Очень хорошо сделана машина. Пропорции, поверхности, линии — всё доведено до идеала. В живую машина производит хорошее впечатление, а с учетом ее цены можно сказать, что это продукт получился очень удачным.

Внедорожник Haval H9 на сентябрьском автосалоне в Тяньцзине 2024

Кстати, первый H9 это почти легендарная машина для Китая. Там у нее много фан-клубов. Люди занимаются внедорожной ездой. И у нового, мне кажется, тоже очень хорошее будущее. Получился дизайн, который может очень долго держаться на рынке. Это один из тех проектов, за которые я испытываю гордость, в котором не стыдно вообще ни за одну линию.

В чем сложность дизайна рамного внедорожника?

— По большому счету, для дизайнера это вопрос какого-нибудь пятого порядка. Дизайнер практически не замечает разницы, рамный это внедорожник или обычный. Да, компоновка рамных автомобилей диктует, что они обычно больше, выше и массивнее. Соответственно, и дизайн ему нужен более мощный.

Кроссовер Haval Raptor (Haval В26)

Но вот обратный пример. Параллельно с Н9 мы делали проект Haval В26 (он же Haval Raptor). Это практически такой же дизайн, но машина как раз не рамная, а с обычным несущим кузовом (у В26 платформа от Dargo). Из-за этого она заметно меньше, но дизайн-идея одна и та же. При этом из-за разницы в размерах все пропорции и линий тоже другие. То есть это две разные машины, с разной компоновкой, но выглядят они очень похоже. Можно сказать, что рамная платформа оказывает влияние на решения, но не на базовую идею.

Есть ли своя специфика у автомобильного дизайна?

— Для создания машины из рисунка нужен огромный опыт. И опыт именно в создании полноразмерных моделей. Потому что процесс трансформации идей в «полный размер» сопряжен с очень разными факторами, которые невозможно просчитать заранее. Автомобиль — это такой уникальный визуальный объект, который наш мозг воспринимает очень критично. Такого нет ни в кораблестроении, ни в архитектуре, ни в продакт-дизайне.

Внедорожник Haval H9 на автосалоне в Тяньцзине 2024

Вот, например, iPhone маленький, а лайнер или небоскреб — большие. Но автомобиль — он среднего размера. И наш глаз видит такие объемы очень специфично. Например, на реальном автомобиле ровная линия всегда почему-то смотрится вогнутой. Никто не знает, почему, но это факт.

К примеру, такой именитый инженер, как Джеймс Дайсон, в 2017 году попытался сделать электромобиль, но не пригласил вообще ни одного эксперта по автомобильному дизайну. Он, видимо, был так в себе уверен, что посчитал, раз он делает крутые пылесосы и фены, то и с машиной у него все получится. И я потом читал статью, где он признался, что у них ушло чуть ли не полгода на то, чтобы просто понять, что ровная линия на автомобиле смотрится провисающей, как бы вогнутой вниз. То есть у них там крыша ехала, они не понимали, что происходит. А понимание этой специфики приходит только с опытом.

Внедорожник Haval H9 на автосалоне в Тяньцзине 2024

В Китае дизайнеры получают уникальный опыт, потому что опыт дизайнера состоит из того, сколько раз он реализовал автомобиль от рисунка до полноразмерного макета. Ну или еще лучше, конечно, до серийной модели. В Китае из-за скорости работы этот опыт набивается быстрее, чем где-либо.

В чём отличия работы в Поднебесной?

— Основное отличие работы дизайнера в Китае — это абсолютно сумасшедший темп по сравнению с Россией, Европой и Америкой. Например, проект В26 (то есть Haval Raptor) прошел путь от рисунка до заморозки математической модели всего лишь за 9 месяцев.

Кроссовер Haval Raptor (Haval В26)

И еще через полгода я уже видел живую машину. А продажи стартовали, получается, через 1 год 9 месяцев. Это, считай, 20 месяцев. Это абсолютно кратчайшие сроки. Причем это было сделано даже без напряжения. Непосредственно Great Wall имеет такие серьезные мощности, что у них рекорд, по-моему, составляет 12 месяцев. То есть они запустили одну из моделей пикапов Poer всего лишь за год. Это абсолютный рекорд. Вообще.

Дизайнер Андрей Трофимчук на фоне микровэна Ё-мобиль 2011 год / фото из соцсетей

Когда я работал в «Ё-мобиле», рекорд был у компании Toyota: он составлял 27 месяцев. То есть 27 месяцев от формального старта проекта до запуска производства.

Чем обусловлена скорость китайского производства?

— Главной движущей силой для китайских компаний остается желание реагировать на изменения рынка, который трансформируется очень динамично, потому что здесь чрезвычайно сильна конкуренция. Китай в целом — это очень скоротечные тренды. Ситуация может меняться каждый месяц, поэтому производители пытаются как можно быстрее подстроиться под течения, чтобы увеличить продажи. В Европе и в США работа течет размеренно: они могут одну машину делать три-четыре года или даже 5-7 лет, если это, скажем, Land Rover. Или RollsRoyce. Там люди просто спят на работе по сравнению с Китаем.

Интерьер внедорожника Haval H9 на автосалоне в Тяньцзине 2024

В Китае студия может сделать полноразмерный макет машины в пластилине за один-два дня. И у него будет уровень качества, для которого в Европе макетчикам потребуется неделя или даже две недели. То есть люди работают в 5-10 раз быстрее. Благодаря этому в Китае дизайнеры получают тот уникальный опыт, когда они могут взять свой рисунок и уже через день увидеть его в полном размере в пластилине.

В Европе таких возможностей просто не существует, потому что макетирование там чрезвычайно дорогое. И долгое. Какой-нибудь рядовой дизайнер может проработать в именитом бренде, допустим, 10 лет, но ни разу не увидеть свой рисунок в натуральном объеме. Или другая ситуация, когда, например, есть шеф, который привык работать со своим любимым и приближенным дизайнером, а все остальные выступают в роли массовки, которая просто делает скетчи. Их работы никогда никуда не попадают.

Интерьер внедорожника Haval H9 на автосалоне в Тяньцзине 2024

На самом деле сейчас китайцы способны разрабатывать автомобили еще быстрее, но процесс у них затягивается из-за особенностей принятия решений. Китайский менталитет отличается от европейского, американского и российского, их методика принятия решений довольно сложна. Это их замедляет.

Связан ли тренд на лаконичный дизайн в стиле Li Auto с необходимостью ускорения разработки новых моделей?

— Сложность деталей и поверхностей не замедляет разработку. Любую математическую модель можно довести до ума довольно быстро. Обычно проекты задерживаются из-за смены планов, решений и концепций, но никак не из-за технической работы.

Китайские кроссоверы Xpeng G9 и Li Auto Li 9 выглядят довольно похоже / фотоколлаж «Китайских автомобилей»

В случае Li Auto скорее сказалось то, что китайская публика в целом любит лаконичный дизайн без вычурных форм и элементов. Их эталон — Porsche и Mercedes. В этом плане Li Auto молодцы, видно, что у них была свежая концепция, и они четко реализовали ее от начала до конца.

Новый кроссовер Jetour Shanhai L7 также напомнит модели Li Auto

Хотя на самом деле им повезло с первой моделью. Дело в том, что у компании Nio машина такого же формата получилась слишком дорогой и с менее удачным дизайном. А Li избежали ошибок. Но если бы всё получилось и у Nio, то Li 7 и Li 9 так резко не взлетели бы. В то же время, например, с проектом Mega они полностью просчитались. Там всё вышло неправильно: от концепции до дизайна и ценообразования.

Алексей БОГАЧЁВ (@КитайАвто774)

Последние тексты

Лучше поздно, чем никогда. BAIC поборется с Tank в России при помощи рамного внедорожника BJ60

Корпорация BAIC не оставляет попытки занять на российском рынке более крупный сегмент, в том числе…

08.10.2024

Минивэн Wey 80 от GWM представили для России. Комплектации и характеристики

Крупный минивэн Wey 80 от Great Wall Motor официально анонсировали для рынка России. Он станет…

08.10.2024

Купить хотят, но бренды не знают. Что останавливает россиян от приобретения китайских автомобилей

Примерно половина россиян хочет купить китайский автомобиль. Но незнание брендов и нехватка информации о машинах…

08.10.2024

Обвал цен. С начала года в Китае подешевели 195 моделей

Из-за ценовой войны в Китае с января по август 2024 года подешевели 195 моделей. Сильнее…

08.10.2024

Будущий хит? «Бюджетный» кроссовер BYD Yuan Up начнут продавать в Узбекистане

Электромобиль BYD Yuan Up вскоре появится в Узбекистане. Он станет самым дешёвым кроссовером в гамме…

07.10.2024

Бренд Jetour показал на фото кроссовер T1. Его ждут в России

Бренд Jetour представил официальные фото нового гибридного кроссовера T1. Официальный старт продаж на китайском рынке…

07.10.2024

This website uses cookies.