Компания JAC Group понесла убытки 1,784 млрд юаней (20,85 млрд рублей) в 2024 году из-за Volkswagen. Об этом стало известно из финансового отсчёта китайского концерна. Получив небольшую прибыль в 2023 году, компания вновь ушла в минус из-за неудачного проекта.
В последний год вокруг JAC Group в Китае происходит настоящая драма. Так, в октябре 2024 года дисциплинарная комиссия провинции Аньхой обвинила ушедшего в отставку ещё в 2021-м председателя компании Ан Цзиня в десятках преступлений. Среди них фигурировали взяточничество, расточительство и другие нарушения. Из сообщения следует, что деятельность руководителя стала причиной убытков компании. По сообщениям СМИ, сейчас Ан Цзинь находится в тюрьме.

Бывшего председателя JAC Group Ан Цзиня обвинили во множественных преступлениях / фотоколлаж «Китайских автомобилей»
С 2021 года роль председателя компании занимает Сян Синчу. Под его руководством JAC сместил фокус развития на электрические и гибридные автомобили. В 2023 году концерну удалось выйти на показатели прибыли в 151,5 млн юаней (1,77 млрд рублей). Следующий, 2024 год, компания также начала с прибыли. За первые шесть месяцев этот показатель составил 290 млн юаней (3,38 млрд рублей). Но вторая половина 2024-го принесла JAC огромные убытки.
Рыночные показатели JAC Group
По итогам 2024 года JAC Group реализовал 403,1 тысячи автомобилей – на 7,42% меньше показателя 2023-го. Из них 166,8 тысячи пришлось на пассажирские автомобили со средней ценой 73 тысячи юаней (850 тысяч рублей). Снижение объёма продаж составило 16,6%. Продажи коммерческих автомобилей достигли 236,3 тысячи единиц, не показав заметного роста.

Гибридный кроссовер JAC X8 PHEV в павильоне Пекинского автосалона / фото Autohome
Вместе с тем продажи электрических и гибридных пассажирских автомобилей компании увеличились на 8,2%. Но их общий объём пока составляет всего 31,2 тысячи машин. Это – менее 19% от продаж пассажирских авто.
Главная причина убытков

Подписание Письма о намерениях между Volkswagen AG и Anhui Jianghuai Automobile Group
Но главной причиной убытков компании стало сотрудничество с Volkswagen. Напомним, что компании создали совместное предприятие в 2017 году. Совместными усилиями автопроизводители создали завод по производству электромобилей. Первым совместным проектом компаний стал электромобиль Sol E20X. Его начали продавать в 2019-м. Но разойдясь тиражом в 4,1 тысячи авто, модель вывели с рынка.

Хэтчбек Sol E20X
После неудачного начала Volkswagen China выкупил контрольный пакет акций совместного предприятия, переименовав его в Volksagen Anhui. В этом СП у JAC осталось только 25%. Тем не менее, стороны продолжили совместную работу над новым проектом. И он увидел свет в 2024 году.
Volkswagen ID.Unyx

Кроссовер Volkswagen ID.Unyx
Речь идёт об электрическом кроссовере Volkswagen ID.Unyx. Это – компактный кроссовер, во многом унифицированный с Cupra Tavascan. Габариты модели составили 4663 х 1860 х 1610 мм с колёсной базой 2766 мм. В зависимости от типа привода мощность силовой установки ID.Unyx составляет 231-340 л.с. Запас хода модели на старте продаж составлял 565-621 км.

Кроссовер Volkswagen ID.Unyx
Во время запуска продаж модели в июле 2024 года представители JAC и Volkswagen рассказали, что их совместные инвестиции в проект превысили 30 млрд юаней (350 млрд рублей). А затем удивили общественность стартовой ценой на модель в 209 тысяч юаней (2,45 млн рублей). Для наглядности, стоимость заметно более крупного и «дальнобойного» BYD Sealion 07 EV в Китае начинается со 189,8 тысячи юаней (2,2 млн рублей). А соразмерный с ID.Unyx кроссовер Geely EX5 «стартует» со 107,8 тысячи юаней (1,25 млн рублей).

Салон кроссовера Volkswagen ID.Unyx
В результате Volkswagen ID.Unyx оказался неконкурентным в китайских реалиях. Ещё одной ошибкой стало то, что Volkswagen Anhui стал развивать отдельную сеть продаж для этой модели. В декабре прошлого года количество автосалонов начитывало всего 60 штук. В ноябре 2024-го компания обновила кроссовер, снизив его цену за счёт меньшей батареи. Впрочем, сильного импульса продажам это не придало. За третий квартал 2024 года было продано 373 «Юникса».

Шоурум Volkswagen ID.Unyx в Китае / фото из соцсети
Выходит, что огромные инвестиции сопровождались парой неудачных маркетинговых решений. Это и привело к тому, что JAC Group потерпел значительные убытки во второй половине 2024 года. Они перечеркнули прибыль компании за первые шесть месяцев. Надеждой JAC может стать проект с Huawei. Впрочем, он же может стать очередным «подрывом» деятельности компании.
Шанс на возвращение

Презентация седана Maextro S800
Сейчас флагманским проектом JAC Group является создание совместного бренда с Huawei. Он получил название Maextro. Автомобили этой марки полностью отличаются от того, что ранее выпускала компания JAC. Первой моделью Maextro станет седан S800 с диапазоном цен от 1 до 1,5 млн юаней (11,7-17,5 млн рублей).

Люксовый седан Maextro S800
Специально для выпуска Maextro S800 компании JAC Group и Huawei построили фабрику Maextro Super Factory с плановым объёмом выпуска продукции на сумму 100 млрд юаней (1,14 трлн рублей) в год. Учитывая стоимость первой модели, JAC и Huawei нужно будет продавать около 100 тысяч роскошных седанов в год для выхода на плановые показатели. Но это маловероятный объём даже для огромного китайского рынка.
Денис БОБЫЛЕВ (YouTube)
Be the first to comment on "JAC понес огромные убытки из-за Volkswagen. При чем тут немцы"