Забытые бренды – почти неисчерпаемая тема в истории китайского автопрома. Возвращаясь к этому вопросу, давайте сегодня отметим ряд факторов, который повлиял на такое развитие мелких кооперативов по производству авто.
Председатель Мао во время культурной революции очень сильно уповал на автомобилизацию страны. При этом он прекрасно понимал, что существующие государственные заводы и так слишком загружены — в первую очередь военными заказами. В связи с этим власти пришли к тезису: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Объективно говоря сей тезис был справедлив: КНР даже к началу 70-х была достаточно бедной страной, хотя, конечно же, уже не нищей, и положение дел медленно, но неумолимо поправлялось. Однако после прекращения промышленных связей с СССР взять новые мощности было попросту неоткуда, в результате чего была произнесена особая доктрина: в каждом дворе, который может выплавлять металл, возможно и создание автомобилей. Тезис опять-таки достаточно объективен. Но надо понимать, что при таком подходе страдает, в первую очередь, качество конечного товара, а распространение оного и вовсе может быть сверхлокальным. Это, кстати, и объясняет такое многообразие различных китайских брендов, большая часть которых ныне забыта. Шицзячжуанский автомобильный завод — Zhengtian один из таких.
Zhengtian — увлекательный бренд, выпустивший серию универсалов и пикапов в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Zhengtian — это автомобильный бренд завода SAW, базирующегося в столице провинции Хэбэй, городе Шицзячжуан. Компания была основана в 1969 году и начинала с производства лицензированных грузовиков Dongfeng, некоторые получали уникальный дизайн от SAW. Позже они построили серию лицензированных грузовиков Beifing BJ130. В 1988 году завод перешел на производство легковых автомобилей, применив новый бренд Zhengtian (грузовики выпускались под брендом Shijiazhuang).
Основная часть небольших брендов того времени покупала платформу и двигатели у других, крупных автопроизводителей. SAW в основном приобретал комплектующие у классических поставщиков всех мелких производств — Пекинского автозавода (BAW) и Первого автозавода (FAW). В BAW они получили шасси BJ212 и BJ2023C, в FAW — пикап CA1020PLF.
Удивителен тот факт, что Zhengtian — один из немногих мелких производителей, которые озаботились выпуском брошюры с продукцией завода. Далее приводим выдержку из одной из них:
«Завод [SAW] производит 20 000 легких автобусов и легковых шасси модели 6450 в год и является одним из 14 автопроизводителей, которые достигают этих мощностей в КНР»
Термин «легкий автобус» на самом деле относится к универсалам. Автопроизводителю было (да и остается) очень трудно получить государственную лицензию на производство легковых автомобилей. Однако, разительно легче было получить лицензию на коммерческие транспортные средства и автобусы, что, по мнению правительства, было более приоритетным. Многие мелкие производители использовали эту лазейку: создавая легковые автомобили и классифицируя их как автобусы. Термин «шасси модели 6450» непосредственно обозначает тот факт, что Zhengtian также перепродавал шасси BAW другим мелким автопроизводителям. Это было довольно необычно, так как BAW в основном не позволял перепродавать свои шасси.
Теперь подробнее об автомобилях.
Zhengtian SQ6470 был большим полноприводным автомобилем на базе BAW 212, оснащенным уникальным кузовом, который был разработан Zhengtian. Этот автомобиль дебютировал в 1988 году. Под капотом стоял уже классический, можно даже сказать, набивший оскомину двигатель BAW 492Q, развивающий совершенно стандартные 75 лошадиных сил.
Все SQ6470 отличаются в деталях. У некоторых автомобилей есть только один противотуманный фонарь, у других два, есть и вовсе без них. Вполне вероятно, что была возможность выбирать различные вариации комплектаций, экономя на некоторых мелочах. Но самый вероятный исход, что эти изменения сделаны кустарно. Однако различия между машинами разного года выпуска тоже зачастую имеются. И это вносит некую путаницу в идентификацию.
Сам автомобиль размерами был чуть менее пяти метров. Помимо обычной версии существовала семиместная. Основной чертой люксовых версий являлись огромные зеркала, взятые от грузовика. Это поразительно, но зеркала действительно менялись в зависимости от комплектации. К примеру, базовый вариант имел куда меньшие по размеру зеркала, а также обладал обычной, а не завышенной крышей, и другими полосами по бортам кузова.
В 1990 году Zhengtian выпустил универсал SQ6450. У этого автомобиля единственный противотуманный фонарь, удивительно стильные колпаки колес и невероятно крошечные зеркала. Стоит отметить, что автомобиль стилистически пытается ссылаться на «Мерседесы» того времени, хотя и не является копией оных.
Этот универсал базировался на шасси BJ2032C, двухдверном пикапе BJ212 с длинной колесной базой. Многие маленькие китайские автопроизводители использовали пикап BAW в качестве базы для универсалов, грузовиков и даже седанов. В техническом плане — все очень стандартно, существовал заднеприводный вариант, но был и полноприводный. Де-факто этот автомобиль является полноценным Sport Wagon, которые стали популярны в 90-е (привет универсалам Subaru Impreza). Правда двигатель далеко не подразумевал спортивной езды — форсированный вариант двигателя BAW мощностью 84 лошадиных силы.
SQ1020S — весьма необычный автомобиль. Он выглядит как седан, но это лишь визуальный обман. Это четырехдверный пикап на базе универсала SQ6450, который, следует помнить, был основан на двухдверном пикапе. Настоящий круговорот шасси в природе! И обозначение «1020» было здесь неспроста, как вы помните из статей про шанхайские пикапы. Ровно такой же индекс был и у них.
Дело в том, что индекс «1020» был выбран правительством КНР для обозначения пикапов, поэтому неудивительно, что это обозначение используется для пикапов всех марок. Однако это выявило другую проблему — бренды зачастую использовали одно и то же обозначение для разных пикапов. Таким образом, если бы один пикап был снят с производства, то этот индекс мог быть использован его преемником. Эта практика имеет место и сегодня. Что касается двигателя, то он был таким же, как и у SQ6450. Что, собственно, неудивительно, так как пикап, по сути, был производной универсала.
Как мы уже выяснили, Zhengtian предлагал шасси SQ6450 другим небольшим китайским автопроизводителям. Хотя это было, по сути, шасси от BJ212, завод SAW перепродавал их под своим индексом, видимо для того, чтобы не было претензий от завода-поставщика. Шасси отгружали в комплекте с колесами, двигателем, трансмиссией и рычагом переключения передач, но без рулевого колеса.
В 1992 году появился обновленный Zhengtian SQ6470 – суть обновленная версия SQ6450. И опять встал вопрос о путанице в индексации моделей, ведь, как мы уже знаем, первая модель имела индекс 6470Y. Здесь литера Y отсутствует, однако человеку, который не разбирается в вопросе, подметить разницу с первого раза не удастся. Здесь устанавливались новые фары, а люксовые версии получили иные декоративные полосы и новые колесные колпаки. Двигатель в 84 л.с. не менялся.
Вторая версия пикапа – SQ1020S от Zhengtian. Это довольно симпатичный грузопассажирский автомобиль с двойной кабиной, штампованными колесами и заводской разметкой. Было два вида пикапов: версия S — 4×2 и SY — 4×4.
SQ1020 дебютировал в 1994 году. Он был основан уже не на продукции BAW, а на FAW Jiefang CA1020PLF, который, в свою очередь, был клоном Toyota Hilux пятого поколения. FAW передавал лицензию на этот пикап многим более мелким китайским автопроизводителям. Этим ранее всегда занимался BAW, но на рубеже веков ситуация начала меняться. FAW начал поставлять шасси и двигатели непосредственно в Пекин, Синьхай, Чжунсин и, в данном случае, Шицзячжуанскому автомобильному заводу.
Двигатель разумеется был от FAW – 2,2-литровый четырехцилиндровый мотор CA488 мощностью 87 л.с. Этот агрегат изначально был выпущен компанией Chrysler и использовался во многих автомобилях FAW. В том числе — и в седане Hongqi, построенном на базе Audi, о котором мы уже упоминали в статье про самый первый Geely.
На этом история завода, можно сказать, заканчивается. После 1995 года Шицзячжуанский автомобильный завод пережил бурные времена со многими слияниями и поглощениями. Позже он выпустит серию мини-автомобилей под названием Tongtian и серию клонов Cherokee-XJ под названием Xiangyang. Но об этом в другой раз – впереди нас ждёт ещё много неизвестного.
Андрей ТРУБИН, редактор страницы «Китайских автомобилей» в соцсети «ВКонтакте»
Компания Changan выдавала информацию о новом кроссовере CS75 Plus порционно. Сначала стали известны подробности об…
24 сентября 2024 года компания GEELY официально представила на российском рынке городской кроссовер CITYRAY. Автомобиль…
Шестиместная версия паркетника Okavango с оригинальной внешностью и названием Exclusive была впервые замечена у китайских…
Бренд JAC представил в России три автомобиля, которые вскоре могут появиться на нашем рынке. Кроме…
Компания Geely начала продажи нового кроссовера Cowboy в Китае. На старте автомобиль с «внедорожным» обвесом…
В рамках закрытой презентации для дилеров компания Chery показала кроссовер T1R на замену Tiggo 8.…
This website uses cookies.