Электромобили

«Жизненно необходимо соблюсти баланс». Почему европейцы вынуждены смотреть в сторону Китая

В I квартале 2024 года немецкий рынок электромобилей получил сильный удар. По информации консалтинговой компании PwC, продажи машин с батарейным питанием (BEV) сократились на 14%. Это много, утверждают эксперты, и приводят в пример результат годичной давности, когда I квартал 2023-го ознаменовался в Германии 13-процентным ростом рынка «электричек».

Плохо на «электро-фронте» не только у немцев; со скрипом протекают продажи электрокаров в Испании и Италии. А вот на других европейских рынках худо-бедно продолжается рост потребительского интереса к BEV. Так, во Франции продажи аккумуляторных машин в период с января по март 2024 года выросли на 23% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года, а в Великобритании было продано на 11% больше. Таким образом, Туманный Альбион, реализовавший в общей сложности более 84 000 электромобилей, обогнал Германию и стал европейским лидером.

Китайцы за ценой не постоят

Аналитики PwC также акцентируют внимание на том, что на 5 крупнейших европейских рынках сбыта (а это вышеназванные страны: Германия, Италия, Испания, Великобритания и Франция) в целом было продано куда больше автомобилей с ДВС, нежели электрических аналогов. Феликс Кунерт из «PWC Strategy& Германия» так комментирует положение дел: «Европейские автопроизводители по-прежнему находятся под давлением китайских автопроизводителей. Последние атакуют посредством низких цен, и европейским компаниям трудно что-либо противопоставить такому натиску».

По его словам, немецкие автогиганты, наконец, поняли, что им необходимо не только защищать традиционно сильные позиции в сегменте «люкс, но и набирать очки в секторе машин массового потребления.

— Жизненно необходимо соблюсти этот баланс, — утверждает Феликс Кунерт. — Это единственный способ, с помощью которого европейские автокомпании смогут успешно планировать свою деятельность и управлять технологическим процессом

***

При этом европейцам – хотят они того или нет – приходится смотреть в сторону Китая. Эта страна сегодня — важнейший драйвер глобального перехода к электромобильности. Согласно свежим данным, объем продаж электромобилей в КНР в I квартале 2024 года вырос на 15%, и это больше, чем продемонстрировал общемировой рынок (+6%). Про продажи подключаемых гибридов и говорить не приходится – они увеличились на 77%.

Европейцев в павильонах Пекинского автосалона было очень много: всем интересно, куда движется китайский автопром

Еще более ярко тренд проявляется в экспорте. Так, продажи PHEV за пределами Китая выросли на 160%, а машин класса BEV — на 7%. По утверждению экспертов, рост китайского экспорта является следствием наращивания избыточных мощностей. В то время как загруженность конвейеров китайских автосборочных заводов в 2017 году составляла 62%, в 2023 году она еле-еле дотянула до уровня 48%.

Есть еще проблема в области растущего в Европе производства аккумуляторных батарей. Торговый дефицит ЕС по литий-ионным аккумуляторам увеличился в период с 2018-го по 2023 год более чем в 4 раза — с 4,7 до 20 млрд долларов. Согласно некоторым прогнозам, уже в 2025-м дефицит торгового баланса может достигнуть 37,1 млрд долларов. В долгосрочной перспективе ситуацию может спасти переработка аккумуляторов и значительное уменьшение стоимости производства батарей на территории Европы.

— Сегодня мы наблюдаем, как обостряется конкурентная борьба с Китаем, — отмечает Йорн Нойхаузен из «PWC Strategy& Германия». — Конкурентное давление неизбежно ускоряет технические инновации, необходимые на современном этапе развития рынка. Это нужно, чтобы заинтересовать потребителей в электромобильности. В конце концов, помимо экологических аспектов, людей не меньше интересуют оборудование «электричек», надежность эксплуатации и цена.

Чем будет бить BYD

По словам эксперта, китайские автокомпании осознали это и продвигаются на европейский рынок с лучшим, что у них есть. Не так давно, например, китайцы предлагали машины, оснащенные LFP-батареями. Такие аккумуляторы по ряду параметров (той же скорости зарядки) уступают аналогам АКБ, с которыми работают европейские конкуренты, но при этом значительно дешевле.

Электрический хэтчбек BYD Seagull

С другой стороны, китайцы стали всё больше уделять внимания инновациям, и сегодня переходят на более продвинутые батареи, делая свои «электрички» более интересными для европейцев, особенно из числа тех, кто не хватает звёзд с неба, довольствуясь предложениями в масс-секторе.

Китайские производители, в частности, BYD, уже начали предлагать модели с недорогими источниками питания, а, значит, вскоре бросят еще более решительный вызов местным автопроизводителям. BYD, например, подтвердил на Пекинском автосалоне, что намерен привезти в 2025-м в Европу компактный электромобиль Seagull.

— Да, мы планируем привезти «Чайку» в Европу в следующем году, — заявила исполнительный вице-президент китайского бренда Стелла Ли. – И это будет машина не для китайского рынка, а исключительно для европейского

Уточняется, что автомобиль длиной всего 3780 мм будет предлагаться европейским покупателям не как Seagull, а под другим названием — Dolphin Mini. От себя заметим, что компактный Dolphin уже поставляется на некоторые рынки ЕС, в частности, в Германию.

***

Электрический хэтчбек BYD Ocean-M представили на Пекинском автосалоне / фото Autohome

С учётом потребностей европейских клиентов разрабатывается и другой новичок марки BYD — Ocean M, блиставший на автошоу в Пекине. Сразу после выхода в 2024 году на внутренний рынок Китая этот электромобиль должен обзавестись гибридной модификацией с подключаемым модулем, которая может быть интересна жителям ЕС. По предварительным оценкам, на родине Ocean M может стоить от 150 000 до 200 000 юаней (1,89 – 2,5 млн рублей).

Автомобиль построен на новой электрической платформе, имеет задний привод, и в его конструкции используются аккумуляторы нового поколения. Какие-либо точные технические данные компанией BYD пока что не предоставлены.

У Ocean M, как мы уже писали, подчеркнуто спортивный внешний вид, задний спойлер, выдвижные ручки дверей, камеры заднего вида вместо наружных зеркал и прочие оригинальные элементы экстерьера. По информации автопроизводителя, электромобиль является «первым высокопроизводительным заднеприводным хэтчбеком марки». Скорее всего, агрессивный аэродинамический обвес Wilde будет доступен лишь в качестве дополнительного аксессуара.

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)

Ранее в этой рубрике:

Последние тексты

Сравнение Haval Jolion и Forthing T5. Кроссоверы для города

Кроссовер Forthing T5 недавно удивил российских автомобилистов ценой в 1 900 000 рублей. После выхода в продажу…

01.07.2024

Теперь с «автоматом». Кроссовер Exeed VX FL вышел в предзаказ в Казахстане

Обновлённый Exeed VX FL стал доступен для предварительного заказа в Казахстане. Кроссовер получил классический 8-ступенчатый…

01.07.2024

Belgee X70 получил ценник для рынка России. Кроссовер оказался дешевле аналога от Geely

Цены Belgee X70 на базе Geely Atlas Pro анонсированы для рынка России. Автомобиль белорусского бренда…

01.07.2024

Марка Soueast официально появится в России. Что это за автомобили и когда их ждать

Автомобильный бренд Soueast, который связан с компанией Chery, официально появится на авторынке в России осенью…

01.07.2024

Exlantix ES обновился до выхода на рынок России. Седан может стать доступнее

Обновленный электрический седан Exlantix ES станет доступен для предзаказа в Китае 10 июля этого года.…

01.07.2024

Ориентир на экспорт. Дизельный внедорожник Tank 400 замечен во время тестов

Дизельный вариант внедорожника Tank 400 был замечен в Китае во время тестов. Речь идёт о…

01.07.2024

This website uses cookies.