Электромобили

«Жизненно необходимо соблюсти баланс». Почему европейцы вынуждены смотреть в сторону Китая

В I квартале 2024 года немецкий рынок электромобилей получил сильный удар. По информации консалтинговой компании PwC, продажи машин с батарейным питанием (BEV) сократились на 14%. Это много, утверждают эксперты, и приводят в пример результат годичной давности, когда I квартал 2023-го ознаменовался в Германии 13-процентным ростом рынка «электричек».

Плохо на «электро-фронте» не только у немцев; со скрипом протекают продажи электрокаров в Испании и Италии. А вот на других европейских рынках худо-бедно продолжается рост потребительского интереса к BEV. Так, во Франции продажи аккумуляторных машин в период с января по март 2024 года выросли на 23% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года, а в Великобритании было продано на 11% больше. Таким образом, Туманный Альбион, реализовавший в общей сложности более 84 000 электромобилей, обогнал Германию и стал европейским лидером.

Китайцы за ценой не постоят

Аналитики PwC также акцентируют внимание на том, что на 5 крупнейших европейских рынках сбыта (а это вышеназванные страны: Германия, Италия, Испания, Великобритания и Франция) в целом было продано куда больше автомобилей с ДВС, нежели электрических аналогов. Феликс Кунерт из «PWC Strategy& Германия» так комментирует положение дел: «Европейские автопроизводители по-прежнему находятся под давлением китайских автопроизводителей. Последние атакуют посредством низких цен, и европейским компаниям трудно что-либо противопоставить такому натиску».

По его словам, немецкие автогиганты, наконец, поняли, что им необходимо не только защищать традиционно сильные позиции в сегменте «люкс, но и набирать очки в секторе машин массового потребления.

— Жизненно необходимо соблюсти этот баланс, — утверждает Феликс Кунерт. — Это единственный способ, с помощью которого европейские автокомпании смогут успешно планировать свою деятельность и управлять технологическим процессом

***

При этом европейцам – хотят они того или нет – приходится смотреть в сторону Китая. Эта страна сегодня — важнейший драйвер глобального перехода к электромобильности. Согласно свежим данным, объем продаж электромобилей в КНР в I квартале 2024 года вырос на 15%, и это больше, чем продемонстрировал общемировой рынок (+6%). Про продажи подключаемых гибридов и говорить не приходится – они увеличились на 77%.

Европейцев в павильонах Пекинского автосалона было очень много: всем интересно, куда движется китайский автопром

Еще более ярко тренд проявляется в экспорте. Так, продажи PHEV за пределами Китая выросли на 160%, а машин класса BEV — на 7%. По утверждению экспертов, рост китайского экспорта является следствием наращивания избыточных мощностей. В то время как загруженность конвейеров китайских автосборочных заводов в 2017 году составляла 62%, в 2023 году она еле-еле дотянула до уровня 48%.

Есть еще проблема в области растущего в Европе производства аккумуляторных батарей. Торговый дефицит ЕС по литий-ионным аккумуляторам увеличился в период с 2018-го по 2023 год более чем в 4 раза — с 4,7 до 20 млрд долларов. Согласно некоторым прогнозам, уже в 2025-м дефицит торгового баланса может достигнуть 37,1 млрд долларов. В долгосрочной перспективе ситуацию может спасти переработка аккумуляторов и значительное уменьшение стоимости производства батарей на территории Европы.

— Сегодня мы наблюдаем, как обостряется конкурентная борьба с Китаем, — отмечает Йорн Нойхаузен из «PWC Strategy& Германия». — Конкурентное давление неизбежно ускоряет технические инновации, необходимые на современном этапе развития рынка. Это нужно, чтобы заинтересовать потребителей в электромобильности. В конце концов, помимо экологических аспектов, людей не меньше интересуют оборудование «электричек», надежность эксплуатации и цена.

Чем будет бить BYD

По словам эксперта, китайские автокомпании осознали это и продвигаются на европейский рынок с лучшим, что у них есть. Не так давно, например, китайцы предлагали машины, оснащенные LFP-батареями. Такие аккумуляторы по ряду параметров (той же скорости зарядки) уступают аналогам АКБ, с которыми работают европейские конкуренты, но при этом значительно дешевле.

Электрический хэтчбек BYD Seagull

С другой стороны, китайцы стали всё больше уделять внимания инновациям, и сегодня переходят на более продвинутые батареи, делая свои «электрички» более интересными для европейцев, особенно из числа тех, кто не хватает звёзд с неба, довольствуясь предложениями в масс-секторе.

Китайские производители, в частности, BYD, уже начали предлагать модели с недорогими источниками питания, а, значит, вскоре бросят еще более решительный вызов местным автопроизводителям. BYD, например, подтвердил на Пекинском автосалоне, что намерен привезти в 2025-м в Европу компактный электромобиль Seagull.

— Да, мы планируем привезти «Чайку» в Европу в следующем году, — заявила исполнительный вице-президент китайского бренда Стелла Ли. – И это будет машина не для китайского рынка, а исключительно для европейского

Уточняется, что автомобиль длиной всего 3780 мм будет предлагаться европейским покупателям не как Seagull, а под другим названием — Dolphin Mini. От себя заметим, что компактный Dolphin уже поставляется на некоторые рынки ЕС, в частности, в Германию.

***

Электрический хэтчбек BYD Ocean-M представили на Пекинском автосалоне / фото Autohome

С учётом потребностей европейских клиентов разрабатывается и другой новичок марки BYD — Ocean M, блиставший на автошоу в Пекине. Сразу после выхода в 2024 году на внутренний рынок Китая этот электромобиль должен обзавестись гибридной модификацией с подключаемым модулем, которая может быть интересна жителям ЕС. По предварительным оценкам, на родине Ocean M может стоить от 150 000 до 200 000 юаней (1,89 – 2,5 млн рублей).

Автомобиль построен на новой электрической платформе, имеет задний привод, и в его конструкции используются аккумуляторы нового поколения. Какие-либо точные технические данные компанией BYD пока что не предоставлены.

У Ocean M, как мы уже писали, подчеркнуто спортивный внешний вид, задний спойлер, выдвижные ручки дверей, камеры заднего вида вместо наружных зеркал и прочие оригинальные элементы экстерьера. По информации автопроизводителя, электромобиль является «первым высокопроизводительным заднеприводным хэтчбеком марки». Скорее всего, агрессивный аэродинамический обвес Wilde будет доступен лишь в качестве дополнительного аксессуара.

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)

Ранее в этой рубрике:

Последние тексты

Livan выйдет в самый бюджетный сегмент со «Смурфиком». Что это за модель

Бренд Livan, принадлежащий концерну Geely, готовит необычную новинку, которой станет городской миникар с электрической силовой…

24.06.2025

BYD обновит электрический седан e9. Что это за модель и почему ее нельзя купить

Минпром Китая рассекретил обновленный седан BYD e9. Ожидается, что автомобиль будет нацелен в основном на…

24.06.2025

В Китае начались предпродажи нового Voyah Free+. Цена и основные изменения

Входящий в состав концерна Dongfeng бренд Voyah запустил в Китае предпродажи обновленного кроссовера Voyah Free+.…

24.06.2025

Теперь и гибрид. В Китае рассекретили большой седан Lynk & Co 10 EM-P

Компания Lynk & Co готовит к выходу на рынок новый флагманский седан 10 EM-P с…

24.06.2025

Седан для больших путешествий. Дилеры начали получать первые Geely Galaxy A7 EM-i

Первые гибридные седаны Galaxy A7 EM-i начали появляться в китайских автосалонах Geely. Правда, пока это…

24.06.2025

Гибрид на 408 л.с. Пикап GWM Shanhai Poer Hi4-T вышел на рынок Китая

Пикап GWM Shanhai Poer Hi4-T с параллельной гибридной силовой установкой мощностью 408 л.с. вышел на…

24.06.2025

This website uses cookies.