Социологи «ВЦИОМ-Консалтинг» провели исследование российского авторынка, раскрыли отношение россиян к китайским автопроизводителям и, в свою очередь, обозначили их позицию по ведению бизнеса в нашей стране. В отчете используются цитаты из интервью с топ-менеджментом ведущих российских и иностранных автомобильных компаний, зачастую пожелавших остаться анонимными.
Отмечается, что крупные китайские бренды сегодня играют главную роль на российском рынке. Они вовремя подсуетились, сумев воспользоваться уходом глобальных автоконцернов, договориться с их бывшими дилерами, сформировав мощные дилерские сети, привлечь коллективы профессионалов, эффективно использовать маркетинговые средства. Вопреки санкциям, китайцы нашли возможности для увеличения поставок. И по итогам 2023 года доля продаж китайских автомобилей составила более 50%.
«Почва для китайских автомобилей была подготовлена другими продуктовыми категориями, — заметил представитель международного автомобильного концерна. — Люди думают: «А что у нас не китайское»? Но и сам продукт неплохой. Получается, все удовлетворены».
Как отметил представитель китайского автоконцерна, все «домики» (так сами дилеры называют свои центры) давно распределены. Команды, подготовленные западными брендами, перешли в китайские компании: «То, что китайцы старались сделать годами, ходили вокруг да около – получилось очень быстро». Эксперты сходятся во мнении, что на рынке уже выделились «системные» игроки, доля которых составляет 75-80% продаж. Помимо «АвтоВАЗа» и «Москвича», в списке таковых видим Chery, Geely, Haval и Changan.
— Это доминирующая часть рынка, – отметил Александр Цыпин из Ассоциации китайских автопроизводителей в России. — Остальные марки – несистемные игроки. Считаю, что рынок будет консолидироваться, и он будет даже более консолидированным, нежели ранее с западными брендами. В течение 2-3 лет это произойдет. Сегодня в России больше 100 китайских марок. Потребителю разобраться в этом многообразии непросто. Не всегда понятно, какое качество у китайских моделей, на что они рассчитаны, как они будут использованы. Вопрос есть относительно стоимости их машин на вторичном рынке и цен на техобслуживание
По данным ВЦИОМ, россияне отмечают следующие положительные характеристики китайских моделей: доступность по цене (35%), красивый дизайн (17%), технологичность (16%). В списке негативных — слабый имидж (всего 19% приобрели бы «китайца» в случае возможности других покупок) и ненадежность (35%). Китайскому бренду сегодня верит лишь каждый третий россиянин, планирующий покупку автомобиля в ближайшие 1-5 лет (35%). Игроки из Поднебесной это прекрасно понимают и ставят перед собой минимум две задачи: нивелировать негативные мифы о своем качестве и увеличить силу брендов и лояльность. При этом как китайцы смогли быстро изменить российский авторынок, предоставив высокий уровень с точки зрения инновационности, современности и стиля, все мы хорошо видим.
Определенная часть китайских компаний зависит от объемных западных рынков больше, чем от российского. По этой причины, говорят эксперты, возможны изменения в ландшафте брендов, даже крупных. Это может привести часть из них к работе в формате локального бренда. Например, в виде СП с нашими компаниями.
«Заводов на территории России, где собираются китайские автомобили, раз два и обчёлся. Крупные автоконцерны сильно зависят от западных рынков, поэтому организация производства в нашей стране может им навредить. Китайцы считают, что сегодня в России установлены жесткие требования к локализации с тенденцией к их усилению, а выгод при этом недостаточно», — отмечают социологи ВЦИОМ.
Мнение азиатов относительно локализации следующая: ее успех зависит не от установленных запретов и жестких условий, а от наличия выгодных экономических стимулов, которые могут предложить правительство и российские предприятия. С этим у нас проблемы — высокая ставка Центробанка РФ плюс максимальный уровень закредитованности населения. По мнению участников проекта, это может негативно влиять на спрос, на покупательную способность и возможности расширения рынка.
— Минпромторг РФ стоит на том, что должна быть передана документация с правом её дальнейшей модернизации, — говорит Александр Цыпин. — Однако китайцы не желают этого делать. Да, они, наверное, хотят собирать в России свои автомобили, но требуют прозрачных условий, ослабления требований и больше выгод. Если так, то необходимо регулировать, сколько моделей для какого сегмента нужно производить
Необходим более дифференцированный подход государства к автокомпаниям относительно локализации, отмечают социологи ВЦИОМ: «Решение о любой локализации принимается автоконцернами на основе экономической выгоды. Если для базовой локализации достаточно годовое производство от 50 000 автомобилей, то, например, двигательный завод – это не менее 200 000 ед. в год. Есть сегменты, в которых по причине небольших объемов локализовывать производство просто невыгодно либо выгодна только базовая локализация (покраска, сварка, штамповка). Госполитика сегодня устроена так, что выгоду производитель может получить только при глубокой локализации. И эта тенденция, по словам экспертов, будет только ужесточаться. В связи с этим китайские производители предлагают подходить к каждому случаю дифференцированно и гибко».
Есть проблемы с сертификацией китайских автомобилей – азиаты работают по иным стандартам, нежели приняты в мире и в России, и это приносит проблемы, — отмечают эксперты ВЦИОМ. — На данный момент китайцы предпочитают не фокусироваться на развитии брендов, перед ними стоят иные задачи. Однако со стабилизацией рынка автопроизводителям из Поднебесной придется все более и более жестко конкурировать между собой
По мнению аналитиков, уже предрекаются ценовые войны, поскольку покупательная способность на пределе, а «китайцы» заявили высокие планы продаж. «Успех же будет сопутствовать тем, кто сумеет эффективно вложиться в позиционирование своих марок, выстраивание эмоциональной привязанности и лояльности. То есть тех характеристик, которые до сих пор сохраняют представители глобальных автопроизводителей, что придает им большую ценность в глазах потребителя, а значит, и его готовность платить за бренды из этих стран больше», — заключают социологи ВЦИОМ.
Владимир ПЕТРОВ (@chinamashina)
BYD впервые реализовала более 500 тысяч авто за месяц, продав 502 657 машин в октябре.…
Нижегородская компания «Промтех» неожиданно представила пикапы под своим брендом Kapitan. Что это за новинки Эти…
В Китае стартовали продажи нового кроссовера Chery Tiggo 7, внешность которого сильно напоминает Range Rover…
Компания Geely представила в России обновленный кроссовер Okavango. Самая крупная модель в линейке бренда подорожала…
Многомесячные переговоры, сомнения и угрозы остались в прошлом - ЕС все же ввел дополнительные пошлины…
В Сколкове прошла российская премьера компактного кроссовера Chery Tiggo 4. Внешне модель изменилась, особенно спереди.…
This website uses cookies.