Многомесячные переговоры, сомнения и угрозы остались в прошлом — ЕС все же ввел дополнительные пошлины на электромобили, поставляемые из Китая. «За» проголосовало 10 стран, среди 5 противников данного решения была Германия, которая спрогнозировала равнозначный ответ со стороны Поднебесной. Однако ее доводы были не услышаны. И вот уже появилась первая информация о возможной контратаке Китая.
Как пишет Reuters, власти КНР дали указание своим автопроизводителям приостановить инвестиции в крупные активы (в частности, сборочные предприятия) тех стран Евросоюза, которые выступили в поддержку санкций. Среди них, в том числе, не последние в области автомобилестроения Франция и Италия. Эти страны нередко обращаются к китайским автопроизводителям с просьбой об инвестициях, однако в открытую говорят о рисках, которые представляет для европейских производителей поток дешевых китайских электромобилей.
В глазах Пекина Италия и Франция, скажем так, «отличились», это, образно говоря, первые претенденты на «черную метку». И, наоборот, рекомендовано не обойти инвестиционным вниманием государства, проголосовавшие против введения пошлин. Сообщается, что на совещании в китайском Министерстве торговли присутствовали лидеры местного автопрома, включая BYD, SAIC и Geely, а также некоторые иностранные автопроизводители (без указания имен). От официальных комментариев по итогам совещания представители выше названных автогигантов отказались.
На совещании также было заявлено, что китайским автопроизводителям следует избегать «автономных» инвестиционных дискуссий с европейскими правительствами, а вместо этого работать сообща, чтобы проводить коллективные переговоры.
Как известно, госкомпания SAIC, второй по величине экспортер китайских автомобилей, в настоящее время работает над выбором в Европе площадки для завода по производству электромобилей. Открыто заявлялось о планах открыть свой второй европейский центр запчастей во Франции в 2024 году, дабы удовлетворить растущий спрос на автомобили марки MG (входит в структуру SAIC). Вероятность того, что проект будет приостановлен, велика, считают эксперты.
Переговоры с Chery, крупнейшим китайским автопроизводителем по объему экспорта, а также с Dongfeng Motor ведет и итальянское правительство. Что теперь будет с потенциальными китайскими инвестициями в экономику этой европейской страны, непонятно – ни в Министерстве промышленности Италии, ни в Dongfeng, ни в Chery вразумительных ответов на этот счет журналистам агентства не дали.
А вот Венгрии, проголосовавшей против введения антикитайских пошлин, может, наоборот, повезти. Компания BYD уже строит в этой стране свой автосборочный завод. Более того, китайский электромобильный гигант даже рассматривает возможность переноса своей европейской штаб-квартиры из Нидерландов именно в Венгрию.
Еще до того, как Пекин дал своим автопроизводителям рекомендации «правильно» выбирать европейских партнеров, местные компании с осторожностью относились к самостоятельному созданию производственных площадок в ЕС. Как отмечали сами китайцы, это требует крупных инвестиций и глубокого понимания местных законов и культуры.
Решение властей КНР приостановить инвестиции в Европе свидетельствует о том, что идет поиск рычагов влияния на переговорах с ЕС по поводу альтернативы пошлинам. Другими словами, контратака должна быть продуманной и взвешенной, чтобы избежать резкого падения экспорта электромобилей на ключевой для Китая авторынок планеты. По расчетам Reuters, основанным на данных Китайской ассоциации легковых автомобилей, в прошлом году на Европу пришлось более 40% электромобилей, отгруженных из Поднебесной.
Опять же, учитывая, что на электромобили китайского производства в США и Канаде действуют максимальные 100% заградительные пошлины, сокращение экспорта «электричек» в Европу может привести к увеличению избыточных мощностей китайских автопроизводителей на внутреннем рынке. А с этим, говорят эксперты, уже есть проблемы.
В связи с четко обозначенной позицией Германии по санкционному вопросу эта страна в «черном» китайском списке не числится. Но и разговоров по инвестициям КНР в немецкую автомобильную отрасль пока что не слышно — сильнейший на континенте автопром до сих справлялся со всеми проблемами самостоятельно. Пусть даже сегодня его, как говорится, сильно «накрыло».
Немецкие аналитики жалуются на низкие показатели продаж, сокращение прибыли автогигантов и сильную конкуренцию, особенно в сегменте электромобилей. «Автомобильная промышленность Германии находится в кризисе, — сообщает deutschlandfunk.de. — Государство могло бы взять под контроль Volkswagen, BMW, Mercedes и другие компании – речь идет о поощрении людей, выбирающих электромобили».
Автомобилестроение, по заявлению журналистов издания, считается ключевой отраслью в Германии. В ней занято около 770 000 человек. По объему продаж это, безусловно, крупнейшая промышленная сила в стране. Тем не менее, ситуация в Volkswagen, BMW, Mercedes и других компаниях находится в кризисе. Согласно оценке Marklines, эксперта в области обработки данных, в среднем, в 2023 году автопредприятия были загружены чуть более чем на две трети. Volkswagen сообщил о снижении прибыли в первом полугодии 2024-го на 14%, BMW — почти на 15%, Mercedes-Benz — почти на 16%. А новые конкуренты, такие как Tesla и бренды из Китая, угрожают лишить немецких автопроизводителей жирных прибылей.
По данным Аниты Вельфль, эксперта института Ifo, предприятия немецкой автомобильной промышленности страдают от нехватки новых заказов, особенно из-за рубежа. Отсюда ставшие в одночасье актуальными проблемы с закрытием заводов и увольнением сотрудников (речь идет, в первую очередь, о Volkswagen). По ее словам, кризис наступил и на предприятиях-поставщиках. К примеру, всемирно известный концерн ZF планирует сократить до 14 000 рабочих мест в Германии в ближайшие 4 года.
По данным Федерального управления автомобильной промышленности Германии, к августу 2024 года было зарегистрировано на 22,4% меньше новых аккумуляторных моделей, чем за 8 месяцев 2023 года. Одна из причин спада продаж – декабрьский (2023 года) отказ в предоставлении государственной премии за покупку электромобилей. Отраслевые эксперты, такие как Штефан Братцель из Центра автомобильного менеджмента, полагают, что ответственность за происходящее несут сами автогиганты – они просто проспали тренд на электромобильность. Тот же Volkswagen слишком поздно приступил к масштабной трансформации в этом модном направлении. Так что, пенять приходится на себя.
На фоне таких высказываний куда актуальнее звучат голоса экспертов, считающих, что европейские компании заигрались с дорогостоящими моделями. По мнению технического историка Курта Мезера, производители «прошли мимо потребностей простых людей». «Слишком много роскошных автомобилей, слишком мало малолитражек, — критикует Мезер. — Необходимо снова создавать такие легковые автомобили, которые люди могли бы себе позволить. Нужны доступные автомобили с долгой ходимостью, вот, собственно, и вся задача».
Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)
Рекорд Xiaomi SU7 Ultra на трассе Нюрбургринг стал причиной споров. Напомним, что компания подогрела интерес…
Характеристики кроссовера Jaecoo J5 от Chery официально раскрыли в России – модель появилась на официальном…
Китайские компании уже приучили нас к тому, что за год в модели может появиться масса…
Пикапы в России всегда расходились небольшими тиражами. В 2020 году было продано 8,8 тысячи машин…
Компания Geely выпустила на дороги России свой второй седан – Preface. Он немного крупнее Emgrand,…
На этой неделе Geely представила обновленный Okavango, Chery запустила продажи Tiggo 4, российская марка Xcite…
This website uses cookies.