Россия

Neo-дилеры vs Old-дилеры: кто кого? Колонка Андрея Дорофеева

На прошлой неделе компания «Чери Автомобили Рус» и сервисы экосистемы «Сбера» – «СберАвто» и «СберАвтоподписка» – провели в Москве кобрендинговое мероприятие, на котором объявили о стратегическом партнёрстве. Его суть заключается в возможности приобрести новые автомобили марки Exeed по цене от дистрибьютора – без переплат и дополнительных услуг на маркетплейсе «СберАвто», а также в использовании одноимённого сервиса подписки «Сбера». Почему это событие можно назвать знаковым, в авторской колонке на нашем сайте размышляет эксперт, топ-менеджер автоиндустрии Андрей ДОРОФЕЕВ.

 

Сотрудничество с сервисом подписки китайского бренда никаких вопросов не вызывает — со «СберАвтоподпиской» работают многие бренды, и Chery/Exeed тут не пионеры. Единственная проблема, с которой сейчас столкнулись все существующие российские сервисы подписки, аренды, каршеринга, такси, да и просто весь авторынок – это тотальный дефицит техники. Сможет ли тот же «Чери» отгружать кроссоверы «Эксид» в сервис подписки при колоссальном голоде существующей дилерской сети? А она уже вполне себе заметная. Если верить информации из открытых источников, товаропроводящая сеть Exeed в России включает на сегодняшний день 30 (тридцать!) дилерских центров от Калининграда до Владивостока.

А вот продажи новых автомобилей от импортёра через маркетплейс конечным потребителям – это серьёзный вызов. Вызов классическим дилерам, в первую очередь.

Продажа «без переплат и дополнительных услуг» на деле означает прямую конкуренцию с дилерскими центрами, которые, в соответствии с требованиями производителя, должны были закупить за свой счёт и установить элементы идентификации марки – логотипы, стелы перед шоурумами, таблички и пр. мишуру, оплатить из своего кармана локальную рекламу бренда в своём регионе (районе), регулярно выкупать тестовые автомобили для проведения пробных поездок посетителями автосалона, приобретать у импортёра инструменты для ремонта, инвестировать в сток запчастей и прочее, и прочее, и прочее. Поверьте: чек-лист «Как стать дилером» (классическим 3S-дилером – Showroom — Spare Parts — Service) достаточно большой у любого уважаемого автомобильного бренда. И те, кто захотел «повесить» логотип нового OEMа на фасаде своего дилерского центра, должен быть готов инвестировать в бренд (читай, раскошелиться).

***

 

Жили дилеры не тужили, зарабатывали на допуслугах, дилерской и не совсем марже (особенно последний ковидный год), трейд-ине, F&I и прочем кумулятиве. Как вдруг, откуда ни возьмись, на сцене появляется «СберАвто», такой красивый на белом коне, и заявляет: «Без переплат и дополнительных услуг!» Немая сцена. «Это как?» — спросят дилеры. «А вот так! — ответит маркетплейс. — Отныне автомобили продаём как смартфоны, а вы будете работать как ПВЗ. Забудьте о том, какие процессы сопровождения клиента по его пути к покупке автомобиля были раньше. С сегодняшнего дня мы воюем по-другому. Клиент выбирает в нашем приложении на смартфоне авто из наличия на складе импортёра, берёт у нас кредит, покупает страховку и доставку в Новый Уренгой. А ваша задача будет лишь выдать автомобиль по куар-коду клиенту!» Занавес.

Минуточку… А как же, спросите вы, требования к дилеру?! Ведь «Сберу» не надо инвестировать в Corporate Identity бренда, в сток тестовых авто, в обучение продавцов и инженеров, в склад запчастей, в рекламу и прочее. Всё верно! Не надо. И… Видимо, это новый бизнес-тренд в цепочке продаж от завода до конечного производителя. Прощай, кумулятивная дилерская маржа, F&I, обучение сейлзов, тайные покупатели, дилерские конференции и прочие атрибуты классической торговли автомобилями. Ведь для продажи смартфонов огромные дилерские дворцы не нужны. А маркетплейсы готовы торговать автомобилями, как обычными гаджетами, которые тестируют лишь избранные блогеры. А покупатели принимают решения, что брать, по итогам просмотров на «Ютьюбе» автомобильных тестов Лисы или Макса Кадакова.

***

ОЕМы не первый день уже тестируют разные каналы продаж своих продуктов для того, чтобы повысить собственную маржинальность, при этом снизив косты в общей цепочке продаж. Буквально год назад произошёл конфликт интересов дилеров Hyundai Motor и российского представительства. Импортёр запустил сервис online-продаж, сильно прижав прибыльность своих дилеров. Дилеры корейского бренда открыто заявляли, что подобная политика дистрибьютора будет означать потерю инвестиций, ранее вложенных дилерами в строительство и развитие дилерских центров.

Не исключено, что мы также увидим демарш и новоиспечённых дилеров Exeed, которые, не проработав и одного года в статусе партнёров бренда, вынуждены отстаивать собственные права на маржинальность бизнеса и защиту своих инвестиций в китайский премиальный бренд.

***

На фото: в разгар пандемии в Китае Geely предложила бесконтактно доставлять клиентам ключи от автомобилей Icon с помощью дронов

Как бы то ни было, но к 2025 г. тот же Hyundai Motor рассчитывает продавать не менее 50% новых машин онлайн. И всё ли — через свои классические каналы или будут пробовать новые? Прочие автомобильные бренды также не отстают от цифровых веяний и готовы экспериментировать с прямыми продажами – через свои собственные площадки, либо маркетплейсы, коих уже стало заметно на просторах нашей Родины. Помимо «Сбера», активно развивают свои проекты «Автоспот», «ВТБ-Авто», «Банкавто», «Тинькофф» и другие. Если старейшинам российского рынка, обременённым классическими дилерскими сетями, непросто выстраивать отношения с маркетплейсами без ущерба своим ветеранам-дилерам, то китайским новичкам, таким как Exeed, проще тестировать нео-дилеров. Ведь результат работы с маркетплейсами виден сразу, лишь бы были машины на складе импортёра в нужном объёме.

Пройдёт 3-5 лет и, возможно, до неузнаваемости изменится ландшафт автомобильных торговых сетей. Вместо классических дилерских холдингов типа «Рольфа», «Мэйджора», «Автомира» и прочих в топ-10 продавцов машин будут neo-дилеры – «Яндекс.Маркет», Wildberries и Ozon. А получать новенькие автомобили мы будем в соседних подъездах в пунктах выдачи заказов.

Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии

 

Ранее в этом блоге:

В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram+79009260175.

Последние тексты

Kaiyi готова к старту продаж в Казахстане. Когда, где и какие автомобили можно будет купить

Уже в мае в Казахстане начнется прием предзаказов на автомобили нового для нашего рынка китайского…

20.04.2024

Seres вместо Aito. Как адаптация под российские условия способна поменять название бренда

Официальный дистрибьютор АО «МБ Рус» представил в России новый бренд Seres сразу двумя моделями -…

20.04.2024

Кроссоверы VGV для России начали выпускать в Беларуси. Это поможет сделать их доступнее

Китайский бренд VGV официально подтвердил начало сборки двух своих моделей в Республике Беларусь, откуда их…

19.04.2024

GAC GS4 Max вышел на рынок сразу со скидками. Кроссовер привезут в Россию

В Китае начались продажи кроссовера GAC Trumpchi GS4 Max, названы его цены. Совсем новой модель…

19.04.2024

GEELY COOLRAY – мировой бестселлер с рекордными продажами

Стильный, яркий и динамичный городской кроссовер GEELY COOLRAY стал самой популярной моделью автоконцерна GEELY. С…

19.04.2024

Обновили до неузнаваемости. Каким станет интерьер кроссовера Haval H6

Интерьер обновлённого Haval H6 показали на официальных снимках. Как выяснилось, в кроссовере установили огромный сенсорный…

18.04.2024

This website uses cookies.