Шанхай-2023

Впечатления от Китая: что изменилось за четыре года. Колонка Кирилла Милешкина

Три года назад ковид надолго закрыл заграничные командировки. Приглашение в Шанхай стало глотком свежего воздуха. Было интересно посмотреть, как изменился тамошний автомобильный мир за четыре года. Если точнее, то за три с половиной: последним выездом в Китай был автосалон в Гуанчжоу осенью 2019-го вместе с собиравшейся стартовать в России компанией GAC. Рулить самому здесь нельзя, поэтому наблюдения дам «крупными мазками», из окна автобуса.

Автопарк Китая за это время увеличился на десятки миллионов машин. Удивительно, что никакого прогресса в манерах вождения не произошло. Водители тут по-прежнему диковатые, другого слова не подберешь. Российские, положим, тоже далеко не ангелы, но в годы резкого роста уровня автомобилизации у нас и манеры заметно подтянулись. В Китае же этого нет и в помине.

***

Два ярких примера. Первый – выезд со второстепенной дороги на загруженную главную. В России давным-давно пускают «через одного», и редкий водитель сломает эту традицию. Китайские же считают своим долгом упереться в бампер едущей впереди машины. Думал, что при таком подходе должна проявляться и другая «первобытная» манера – страх перед дорогой машиной. Какое там! Пока ждали трансфер с автосалона, я наблюдал, как пытается выехать на улицу Maybach в последнем 223-м кузове. Стоял так же, как древний Chery Amulet после него. Вклиниться удалось только машине на десятой. В России такое немыслимо.

Второй – любовь к клаксону. Поездив за неделю пребывания и на туристических автобусах, и на такси, я честно пытался понять логику этого «би-би». Иногда ее нет: водитель гудит буквально на пустом месте, словно у него рука спазмом тянется к центру руля. Но круче всех оказался один из автобусников. На трассе он от души сигналил каждой машине, которую опережал. Просто так, потому что ни малейших помех едущие в соседней полосе ему не создавали. Представляете, как он достал за два или три часа дороги?

Мопеды с городских улиц в Китае никуда не пропали / фото Сергея Барбашова

Хаос мопедного движения никуда не делся. И мы еще жалуемся на своих самокатчиков! Они на фоне китайских «камикадзе» просто лапочки. Самое удивительное, что никаких ДТП при этом не видно.

Скорость все соблюдают, камеры стоят достаточно часто. Дороги отличного качества. Хотя по-настоящему провинциальных я за все визиты в Китай не видел. Что творится на них, сказать не берусь. В сумерках все очень неохотно включают фары, только когда совсем стемнеет. За годы ничего не меняется. Ну хоть обязательные ходовые огни как-то помогают при таких нравах.

***

Стало заметно больше электромобилей. Их легко выделить в потоке, даже не разбираясь в моделях: у них зеленые номерные знаки. Преобладают Tesla и BYD. Причем вторые гораздо интереснее выглядят. Оно и неудивительно. Пока Илон Маск последние несколько лет только кормит поклонников обещаниями новинок, китайцы их выдают по несколько за год.
Зарядки в городах встречаются часто. Китай по этому показателю мировой лидер, их еще год назад было больше 4 млн. И особого ажиотажа на них я не заметил. Всё благодаря тому, что электромобили современного уровня, с приличным запасом хода. Подтверждение этому – на платных скоростных магистралях. «Электричек» тут хватает, и они едут на дозволенных 100-120 км/ч, а не плетутся в правом ряду, экономя заряд. Значит, и автономность позволяет, и инфраструктура.

Электрическая зарядная станция на одной из улиц Шанхая

Как и в России, автопарк сильно зависит от региона. Стоило отъехать 360 км от Шанхая до города Уху (население около 3,7 млн человек), как стало заметно существенное упрощение моделей и уменьшение количества электромобилей. Так что, несмотря на ударные темпы «электрификации», в парке страны экологически чистые модели еще далеки от создания большинства.

И еще пара интересных наблюдений по структуре парка. Нам из России кажется, что в Китае делают только кроссоверы: к нам практически только их и поставляют. Однако внутри страны, как мне показалось, пока доминируют седаны всех мастей. А еще – много полноразмерных минивэнов, которые очень популярны как корпоративный и VIP-транспорт.

На улицах Китая гораздо больше седанов, чем в России / фото Сергея Барбашова

***

Есть чему позавидовать. Но кое в чём и мы на голову выше Китая. Что утешает.

Кирилл МИЛЕШКИН

Ранее в этом блоге:

В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.

Последние тексты

Рубленные грани и незаметная экономия. Первый взгляд на новый кроссовер GAC GS3

Новые GAC GS3 начали появляться в салонах дилерских центров. Автомобили ещё недоступны для тест-драйва, однако…

28.05.2024

Кроссовер Geely Atlas Pro стал историей. Новое имя модели – BelGee X70

То, о чем многие уже не раз слышали, наконец произошло: на заводе «БелДжи» состоялись проводы…

27.05.2024

Полноприводных J8 с управлением вектором тяги в продаже пока нет. Что происходит в шоурумах Jaecoo

Среднеразмерный кроссовер Jaecoo J8 доступен в продаже в России с середины апреля текущего года. Автомобиль…

27.05.2024

GEELY MONJARO стал доступнее, скинув до 450 000 ₽

Автоконцерн GEELY опубликовал новый прайс-лист на премиальный кроссовер MONJARO. Модель по-прежнему доступна в трёх комплектациях:…

27.05.2024

В России начались продажи кроссовера Xcite X-Cross 7. Цены и оснащение

В России начались официальные продажи нового компактного кроссовера Xcite X-Cross 7. Автомобиль доступен в двух…

27.05.2024

Chery вместо Nissan. Китайская марка наладит выпуск кроссоверов в Испании

Компания Chery наладит выпуск своих кроссоверов в Испании на бывшем заводе Nissan. Для этого она…

27.05.2024

This website uses cookies.