Китайский план «Б»: чего нам ждать от автокомпаний из КНР. Колонка Андрея Дорофеева

byd
На фото: автомобили BYD могут появиться в России - но необычным способом

«Скоро мы все пересядем на китайские автомобили!» — нередко утверждают те, кого восхищает бурное развитие китайского автопрома. «Слышим об этом уже 5 или 10 лет», — иронизируют их оппоненты. Но чего на самом деле ожидать от китайских автоконцернов в ближайшие годы и какие возможности у них уже сейчас есть на рынке Таможенного Союза? Свой прогноз в авторской колонке на нашем сайте даёт эксперт, топ-менеджер автоиндустрии Андрей ДОРОФЕЕВ.

баннер рубрика колонки Андрея Дорофеева

 

Китайские автомобили уже не первый год вызывают горячие споры среди отечественных автомобилистов, дилеров и автомобильных журналистов. Кому-то они не нравятся, у кого-то – вызывают восторг. Но факт остаётся фактом: в России они прижились (в основном усилиями четвёрки лидеров среди легковушек – Geely, Ghery, Haval (GWM) и Changan) и продолжают увеличивать своё присутствие. Как писали ранее «Китайские автомобили», доля автобрендов из КНР в сегменте легковых автомобилей выросла за 2021 год почти в 2 раза — с 3,7% до 6,9%. Реализовано более 115 тысяч штук — впечатляющий результат китайской сборной!

А недавняя встреча лидеров России и Китая в день открытия Пекинской Олимпиады лишь подтвердила стратегическое намерение двух сторон – углублять и расширять сотрудничество, в сфере автомобилестроения в том числе. В связи с этим, какие возможности открываются у китайских автоконцернов на нашем рынке?

***

 

Уверен, что в течение 2-3 лет на территории Таможенного Союза появится ещё до 5 проектов сборочных производств китайских брендов – как среди легковых автомобилей, так и в сегменте комтранса.

О возможном союзе Chery и «Соллерса»/УАЗа только ленивый не написал на прошедшей неделе. Changan, Haima, FAW и BYD уже предпринимали попытки сборки своих моделей в России. Поэтому второй раз им наверняка будет проще организовывать производство – самостоятельно либо в сотрудничестве с местными партнёрами. Среди коммерческих автомобилей следует выделить наиболее заметную промышленную кооперацию JAC c КамАЗом (проект «Компас») и Foton c «Группой ГАЗ» (проект «Валдай Next»).

Однако это всё-таки скорее отечественные проекты, и китайские корпорации тут выступают в роли поставщиков компонентов, нежели самостоятельных игроков на нашем рынке. А вот белорусский среднетоннажный грузовик МАЗ-365120 по сути является полноценным китайским грузовиком Shacman Delong K3000 и скорее китайским же экспортным проектом. Местная добавленная стоимость в нём невысока. Думаю, что на рынке Таможенного Союза скоро появятся производственные проекты и других восточных игроков в сегменте среднетоннажных грузовиков как под собственными брендами, так и с шильдиками местных марок.

***

Помимо появления новых брендов и новых продуктов на автомобильном рынке меняется сама концепция продаж. Корпорации пробуют напрямую работать с покупателями, минуя дилеров, которые продемонстрировали всем свою алчность на фоне тотального дефицита машин. Автокомпании, и не только китайские, стали самостоятельно предлагать не только машины, но и услуги: Car-as-a-service, Truck-as-a-service, Battery-as-a-service. Последняя (фактически аренда батарей для электромобилей) особенно популярна в КНР — как с легковыми, так и с грузовыми автомобилями.

К чему, я, собственно, всё это рассказываю? А вот к чему. Помните, совсем недавно крупнейшая транспортная китайская корпорация DiDi презентовала в Сколково электротакси на базе микровэна D1 от BYD?

BYD D1 в России

На фото: минивэн BYD D1

Так вот. Напомню, что автомобили BYD официально не продаются в РФ, на территории Таможенного Союза отсутствует представитель производителя (читай дистрибьютора, который отвечает за сертификацию, гарантию, своевременную поставку запчастей и т.п.) и найти такой автомобиль в автосалонах страны нельзя, ведь и официальных дилеров BYD у нас нет. Но! Весь фокус заключается в том, что поставки автомобилей этого бренда таки будут возможны, если у OEMа будет единственный покупатель – таксомоторная компания, у которой пассажиры и будут брать электрокары в аренду с водителем. А вопросы с сервисом и гарантией агрегатор такси сам будет решать с производителем напрямую. Поэтому не удивляйтесь, если через несколько лет при заказе трансфера, например, в приложении Wheely к вам подадут не Е-класс из Штутгарта, а китайский седан BYD Han или люксовый минивэн Hongqi.

Внимание, вопрос! Вы видите в этой «пищевой цепочке» где-то автомобильных дилеров в классическом понимании? Не видите? В том-то и весь цимес, что на рынке, где существуют классические дилерские сети, сильные западные бренды и лояльные этим брендам клиенты, проще, дешевле и быстрее заполучить свой кусок пирога, минуя «дилеростроительство». Не эту ли бизнес-модель для себя выбрали менеджеры BYD перед «объявлением войны» на нашей территории? А может, и другие китайские автокорпорации?

Не будет преувеличением предположить, что скоро на нашем рынке появятся китайские бренды, чьи модели невозможно будет приобрести в личное пользование, а можно только арендовать в каршеринге, заказать в такси или взять по подписке.

***

кроссовер Haima 6P

На фото: кроссовер Haima 6P

Теперь расскажу, что ещё нам с вами следует ожидать в течение этой декады. Во-первых, осмелюсь предположить, что после неудачных попыток в ближайшие годы повторно попробуют зайти на наш рынок Brilliance, BYD, Haima, но уже с легковыми моделями нового поколения, которые наравне будут конкурировать с западными брендами, а возможно, и опережать их. Собственно, корпорация BYD, которая уже завоевала рынок электробусов в Европе, вывела кроссовер Tang в Норвегии и активно продвигает в ЕС свой электрический LCV, не скрывает, что не позднее 2024 года будет готова предпринять новый блицкриг в России с легковыми электрокарами и e-LCV. ГАЗ и УАЗ, держитесь!

Также по-настоящему развернуть на наших просторах свои плечи смогут DongFeng, FAW, GAC. Все эти три мощные корпорации у себя на Родине являются серьёзными трендсеттерами. Для сравнения GAC и DF за прошлый год продали по 400 (четыреста!) тысяч машин у себя дома. И продавать в России меньше, чем тот же Changan, им будет не айс.

Во-вторых, допускаю, что начнут пробовать на зубок наш рынок как «старички» китайской автоиндустрии — концерны BAIC и SAIC, так и новички — совсем неизвестные отечественным водителям китайские бренды, о которых никто ранее и не слышал в наших краях – Dayun, Cowin, Roewe, Venucia. Все эти компании заинтересованы в экспансии и росте, а потому рано или поздно и их нога ступит на нашу землю, а точнее колеса заедут на наши дороги.

***

zeekr 001

На фото: электрический шутинг-брейк Zeekr 001

В-третьих, аналогично тому как Chery запустила в РФ свой премиальный суббренд Exeed, в фарватере своих материнских компаний (Geely, GWM/Haval, DongFeng, GAC) — будут заходить их BEV- и PHEV-суббренды – Zeekr, Wey, Ora, Voyah, Aion и т.д., как только почувствуют, что спрос и прибыль от продажи автомобилей New Energy будет превышать расходы на их омологацию и продвижение.

В-четвёртых, помимо электрокаров китайских автомейджоров, как грибы после дождя начнут пробиваться у нас и восточные EV-стартапы. Собственно, в России уже официально, от уполномоченного дистрибьютора, продаются «электрички» Weltmeister и Skywell. А серые дилеры активно завозят несертифицированные Nio, Xpeng, Li One и прочий эксклюзив. Уверен, что как только на нашем рынке появится заметная сеть электрозарядных станций, мы увидим в Таможенном Союзе официальных представителей и других китайских электрических стартапов – Leap Motor, Wuling, Aiways, Denza, Neta и прочих.

И в-пятых, появление «чёрных лебедей» — абсолютно новых, совсем не автомобильных игроков, а представителей индустрии IT, — способно в принципе перевернуть рынок автомобилей. Вы наверняка слышали и читали о mobility-проектах Google, Apple, Sony. Свои проекты беспилотных автомобилей семимильными шагами развивают IT-гиганты Baidu и Alibaba в Китае. Поэтому не исключено, что до 2030 года по нашим дорогам будут бегать и китайские робокары в сотрудничестве с «Яндексом», ВК или Tinkoff. Кто знает?!

***

Достаточно ли аргументов я привёл, чтобы убедить, насколько серьёзно будет влияние китайского автопрома в нашей стране и всём Таможенном Союзе в третьем десятилетии XXI века? И останется ли вообще место на нашем рынке для западных и отечественных автоконцернов? Да, конечно, «европейцы», «японцы» и «корейцы» просто так своих позиций не сдадут. Но их доля будет неизменно снижаться под постоянным натиском восточных новичков. И среди топ-10 автомобильных брендов в России по количеству проданных машин не менее пяти будут китайские. Не верите? Откройте эту статью лет через пять — в феврале 2027 года — и проверьте, насколько мои прогнозы оказались верны. 🙂

Андрей ДОРОФЕЕВ, автомобильный эксперт, топ-менеджер автоиндустрии

Андрей Дорофеев

 

Ранее в этом блоге:

В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram+79009260175.

баннер Telegram саморекламабаннер Вконтакте саморекламабаннер Яндекс Дзен саморекламабаннер Ютуб YouTube самореклама

Если вы нашли ошибку или хотите что-то сообщить редакции сайта, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

1 Comment on "Китайский план «Б»: чего нам ждать от автокомпаний из КНР. Колонка Андрея Дорофеева"

  1. Договорились =)
    *скриншот памятки на февраль 2027*

Leave a comment

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: