Российский авторынок кардинально изменил структуру за 2022 год. Полноценно работать из иностранных брендов продолжают только китайские. Поэтому доля отечественных марок (почти вся она на счету АвтоВАЗа) взлетела с 20% до 29%, а представителей Поднебесной – с 9% до 19%. «Японцы» сократились с 18% до 12%, «европейцы» — с 28% до 18%. Корейские компании формально не ушли и даже поставляют автомобили, но их с трудом заработанная доля почти в четверть рынка (24%) потеряла 5 процентных пунктов (стало 19%). Если тренды не изменятся, то Китай в следующем году имеет все шансы достичь доли в 40% и более. И пока нет предпосылок, чтобы этого не произошло.
Переворот – и похлеще того, что был в первую волну прихода к нам китайских автомобилей. Тогда неизбалованные еще российские автомобилисты клюнули на дешевизну, хорошее оснащение, разнообразие и приятную наружность относительно отечественных машин того времени. Но «китайцы» быстро показали свою ненадежность, слабые ездовые характеристики, неприспособленность к нашим условиям и сомнительную сервисную поддержку. Успех быстро сошел на нет.
Теперь всё иначе. Репутация заработана годами присутствия, автомобили вышли на очень достойный уровень по всем параметрам (к сожалению, и по цене тоже). Поэтому и год назад китайское присутствие стабильно росло от месяца к месяцу: люди выбирали эти машины взвешенно и обоснованно. А в 2022-м просто не осталось выбора у тех, кому нужно новое и с уверенностью в гарантийной поддержке.
***
Это что касается традиционных автомобилей. Электромобили развиваются у нас не столь заметно, зато идут в рост. Настоящий, а не «отрицательный». Конечно, дело тут, в том числе, в небольших абсолютных цифрах продаж: меньше некуда, а любая прибавка выглядит в процентах солидно. Вот и за 2022 год в России купили новых электромобилей на 33% больше, чем за тот же период год назад. Однако всего это 2998 штук. Благодаря «серым» поставкам ассортимент марок и моделей вырос вдвое, с 24 и 41 штуки до 43 и 82 соответственно (данные за 10 месяцев). В I квартале прошлого года продажи по отдельным брендам были выше вообще в два-четыре раза. Эксперты связывают это с тем, что с 1 января были отменены нулевые ввозные пошлины. И автосалоны заранее завезли побольше машин, которые потом распродавали.
В российском парке электромобилей (вместе с редкими гибридами), который аналитики агентства «Автостат» оценивают в 23,3 тысячи единиц, Китай представлен единичными экземплярами. Больше половины машин (52,9%) приходится на одну марку – Nissan. И почти всё это лифтбеки Leaf. Еще 20,2% в сумме дают Tesla и Mitsubishi. Доли от 1,3% до 4,5% имеют Jaguar, Chevrolet, Audi, Volvo, Toyota, BMW и Porsche. Все остальные сведены в группу «Прочие», у которой 4,9%. Но в ближайший год всё должно сильно измениться: электрические «китайцы» будут доминировать в России.
***
Нынче «неофициалы» готовы привезти любую модель из представленных в Китае. А ассортимент там необъятный. Причем не только «домашних» брендов, но и любых других. Местные СП есть практически у всех мировых автоконцернов. И получается, что Китай будет присутствовать в России также в образе Polestar, Volkswagen, Audi и еще кучи других марок. Так, у нас уже можно купить кроссоверы Audi Q5 e-tron и Volkswagen ID.6 из Поднебесной. Подобные примеры создают массовку, но не объем.
Все зреющие в России «импортозамещенные» автомобильные проекты связаны с Китаем. Ведь из дружественных стран только одна обладает мощным автопромом достойного уровня. За неполный год нереально организовать что-то сложнее переклеивания шильдиков и прикручивания пары десятков узлов. Поэтому на сегодня новые производства работают не «на базе» китайских машин, а с ними в чистом виде. Только через пару-тройку лет мы увидим, во что в реальности выльются планы по масштабной локализации, запуску собственных платформ, производств батарей и электромоторов.
***
Смотрим на планы российских стартапов – и удивляемся. Малоизвестный даже у себя на родине Skywell хочет продать за 2023 год у нас 3000 электромобилей ET5 и гибридов на его базе. Хотя вторых заведомо будет немного: их привезут не раньше июля. План липецкого Evolute – 15 000 машин. Помодельного расклада нет. Но очевидно, что лидерами должны стать седан i-Pro и кроссовер i-Joy. На «Москвиче» обещают собрать 10 000 электрокроссоверов 3е – копии китайского JAC JS4. А ведь еще есть калининградский «Автотор», где зреет проект, скорее всего, с концерном BAIC, и где тоже станут делать «электрички». Плюс намерения «Соллерса» наладить сборку неких «китайцев» во Владивостоке вместо автомобилей Mazda, слухи об официальном появлении у нас электрических моделей Chery и Hongqi, приход электрогрузовиков Kangaroo и WOLV.
Получается, что за следующий год рынку предложат поглотить как минимум 28 000 – 30 000 электрических китайских машин под разными эмблемами. Не многовато ли? С учетом нынешнего размера парка это утопия: за год число электрокаров на наших дорогах должно удвоиться. Но есть нюансы. Во-первых, выбор среди традиционных машин значительно сократился, и потенциальные покупатели волей-неволей начнут смотреть на «электрички». Спрос подстегнут льготы и скидки на кредиты, которые, правда, минпромторг уже сократил (был максимум в 925 тысяч рублей, стал – в 625). Во-вторых, сверхпопулярность хэтчбека Nissan Leaf говорит о том, что сравнительно недорогие электромобили россияне покупать готовы. А именно такими и будут обрусевшие копии продукции Dongfeng и JAC. В-третьих, экологически чистые модели столичные власти собираются активно сватать в такси и каршеринг. Только здесь емкость исчисляется десятками тысяч машин ежегодно. Выходит, китайский «электробум» у нас действительно возможен.
Егор ГРАНОВСКИЙ
Ранее в этом блоге:
В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.
24 сентября 2024 года компания GEELY официально представила на российском рынке городской кроссовер CITYRAY. Автомобиль…
Шестиместная версия паркетника Okavango с оригинальной внешностью и названием Exclusive была впервые замечена у китайских…
Бренд JAC представил в России три автомобиля, которые вскоре могут появиться на нашем рынке. Кроме…
Компания Geely начала продажи нового кроссовера Cowboy в Китае. На старте автомобиль с «внедорожным» обвесом…
В рамках закрытой презентации для дилеров компания Chery показала кроссовер T1R на замену Tiggo 8.…
Старт продаж нового лифтбека FAW Bestune B70 в России произойдёт в декабре. Его можно будет…
This website uses cookies.