Электромобили

Электробум. Китай может кардинально изменить рынок электромобилей в России

Российский авторынок кардинально изменил структуру за 2022 год. Полноценно работать из иностранных брендов продолжают только китайские. Поэтому доля отечественных марок (почти вся она на счету АвтоВАЗа) взлетела с 20% до 29%, а представителей Поднебесной – с 9% до 19%. «Японцы» сократились с 18% до 12%, «европейцы» — с 28% до 18%. Корейские компании формально не ушли и даже поставляют автомобили, но их с трудом заработанная доля почти в четверть рынка (24%) потеряла 5 процентных пунктов (стало 19%). Если тренды не изменятся, то Китай в следующем году имеет все шансы достичь доли в 40% и более. И пока нет предпосылок, чтобы этого не произошло.

Переворот – и похлеще того, что был в первую волну прихода к нам китайских автомобилей. Тогда неизбалованные еще российские автомобилисты клюнули на дешевизну, хорошее оснащение, разнообразие и приятную наружность относительно отечественных машин того времени. Но «китайцы» быстро показали свою ненадежность, слабые ездовые характеристики, неприспособленность к нашим условиям и сомнительную сервисную поддержку. Успех быстро сошел на нет.

Теперь всё иначе. Репутация заработана годами присутствия, автомобили вышли на очень достойный уровень по всем параметрам (к сожалению, и по цене тоже). Поэтому и год назад китайское присутствие стабильно росло от месяца к месяцу: люди выбирали эти машины взвешенно и обоснованно. А в 2022-м просто не осталось выбора у тех, кому нужно новое и с уверенностью в гарантийной поддержке.

***

На скриншоте с видео: седан Evolute i-PRO на одной из зарядных станций в России

Это что касается традиционных автомобилей. Электромобили развиваются у нас не столь заметно, зато идут в рост. Настоящий, а не «отрицательный». Конечно, дело тут, в том числе, в небольших абсолютных цифрах продаж: меньше некуда, а любая прибавка выглядит в процентах солидно. Вот и за 2022 год в России купили новых электромобилей на 33% больше, чем за тот же период год назад. Однако всего это 2998 штук. Благодаря «серым» поставкам ассортимент марок и моделей вырос вдвое, с 24 и 41 штуки до 43 и 82 соответственно (данные за 10 месяцев). В I квартале прошлого года продажи по отдельным брендам были выше вообще в два-четыре раза. Эксперты связывают это с тем, что с 1 января были отменены нулевые ввозные пошлины. И автосалоны заранее завезли побольше машин, которые потом распродавали.

В российском парке электромобилей (вместе с редкими гибридами), который аналитики агентства «Автостат» оценивают в 23,3 тысячи единиц, Китай представлен единичными экземплярами. Больше половины машин (52,9%) приходится на одну марку – Nissan. И почти всё это лифтбеки Leaf. Еще 20,2% в сумме дают Tesla и Mitsubishi. Доли от 1,3% до 4,5% имеют Jaguar, Chevrolet, Audi, Volvo, Toyota, BMW и Porsche. Все остальные сведены в группу «Прочие», у которой 4,9%. Но в ближайший год всё должно сильно измениться: электрические «китайцы» будут доминировать в России.

***

Нынче «неофициалы» готовы привезти любую модель из представленных в Китае. А ассортимент там необъятный. Причем не только «домашних» брендов, но и любых других. Местные СП есть практически у всех мировых автоконцернов. И получается, что Китай будет присутствовать в России также в образе Polestar, Volkswagen, Audi и еще кучи других марок. Так, у нас уже можно купить кроссоверы Audi Q5 e-tron и Volkswagen ID.6 из Поднебесной. Подобные примеры создают массовку, но не объем.

Все зреющие в России «импортозамещенные» автомобильные проекты связаны с Китаем. Ведь из дружественных стран только одна обладает мощным автопромом достойного уровня. За неполный год нереально организовать что-то сложнее переклеивания шильдиков и прикручивания пары десятков узлов. Поэтому на сегодня новые производства работают не «на базе» китайских машин, а с ними в чистом виде. Только через пару-тройку лет мы увидим, во что в реальности выльются планы по масштабной локализации, запуску собственных платформ, производств батарей и электромоторов.

***

На фото: электрический кроссовер Skywell ET5

Смотрим на планы российских стартапов – и удивляемся. Малоизвестный даже у себя на родине Skywell хочет продать за 2023 год у нас 3000 электромобилей ET5 и гибридов на его базе. Хотя вторых заведомо будет немного: их привезут не раньше июля. План липецкого Evolute – 15 000 машин. Помодельного расклада нет. Но очевидно, что лидерами должны стать седан i-Pro и кроссовер i-Joy. На «Москвиче» обещают собрать 10 000 электрокроссоверов 3е – копии китайского JAC JS4. А ведь еще есть калининградский «Автотор», где зреет проект, скорее всего, с концерном BAIC, и где тоже станут делать «электрички». Плюс намерения «Соллерса» наладить сборку неких «китайцев» во Владивостоке вместо автомобилей Mazda, слухи об официальном появлении у нас электрических моделей Chery и Hongqi, приход электрогрузовиков Kangaroo и WOLV.

Получается, что за следующий год рынку предложат поглотить как минимум 28 000 – 30 000 электрических китайских машин под разными эмблемами. Не многовато ли? С учетом нынешнего размера парка это утопия: за год число электрокаров на наших дорогах должно удвоиться. Но есть нюансы. Во-первых, выбор среди традиционных машин значительно сократился, и потенциальные покупатели волей-неволей начнут смотреть на «электрички». Спрос подстегнут льготы и скидки на кредиты, которые, правда, минпромторг уже сократил (был максимум в 925 тысяч рублей, стал – в 625). Во-вторых, сверхпопулярность хэтчбека Nissan Leaf говорит о том, что сравнительно недорогие электромобили россияне покупать готовы. А именно такими и будут обрусевшие копии продукции Dongfeng и JAC. В-третьих, экологически чистые модели столичные власти собираются активно сватать в такси и каршеринг. Только здесь емкость исчисляется десятками тысяч машин ежегодно. Выходит, китайский «электробум» у нас действительно возможен.

Егор ГРАНОВСКИЙ

Ранее в этом блоге:

В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.

Последние тексты

В 16 раз быстрее человека. Как собирают автомобили GAC в Китае

В рамках пресс-тура в Гуанчжоу «Китайские автомобили» познакомились с тем, как производят автомобили GAC и…

14.04.2024

Geely Okavango – семейный трансформер. Тест-драйв Сергея Мишина

Geely как-то неожиданно резко выкатила на наш рынок семейный семиместный кроссовер Okavango. Видимо, решила откусить…

14.04.2024

GS3, Emkoo, Empow. Тест-драйв трех автомобилей GAC, которые должны появиться в России

Тест-драйв перспективных для России моделей состоялся в рамках пресс-тура GAC Motor в Гуанчжоу - в…

13.04.2024

Китайские машины, которые не ломаются? В России прошла еще одна презентация автомобилей MG

В Москве прошла грандиозная и при этом довольно странная презентация нового китайского бренда MG, машины…

13.04.2024

В Узбекистане назвали дату старта массового производства BYD. На конвейер встанут две модели

Министерство инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана сообщило, когда начнется массовое производство автомобилей методом мелкоузловой сборки…

13.04.2024

Доступный премиум. Li Auto выводит на рынок «бюджетный» кроссовер L6

Модельный ряд премиального бренда Li Auto скоро пополнится кроссовером начального уровня под индексом L6. Его…

13.04.2024

This website uses cookies.