Три года назад ковид надолго закрыл заграничные командировки. Приглашение в Шанхай стало глотком свежего воздуха. Было интересно посмотреть, как изменился тамошний автомобильный мир за четыре года. Если точнее, то за три с половиной: последним выездом в Китай был автосалон в Гуанчжоу осенью 2019-го вместе с собиравшейся стартовать в России компанией GAC. Рулить самому здесь нельзя, поэтому наблюдения дам «крупными мазками», из окна автобуса.
Автопарк Китая за это время увеличился на десятки миллионов машин. Удивительно, что никакого прогресса в манерах вождения не произошло. Водители тут по-прежнему диковатые, другого слова не подберешь. Российские, положим, тоже далеко не ангелы, но в годы резкого роста уровня автомобилизации у нас и манеры заметно подтянулись. В Китае же этого нет и в помине.
Два ярких примера. Первый – выезд со второстепенной дороги на загруженную главную. В России давным-давно пускают «через одного», и редкий водитель сломает эту традицию. Китайские же считают своим долгом упереться в бампер едущей впереди машины. Думал, что при таком подходе должна проявляться и другая «первобытная» манера – страх перед дорогой машиной. Какое там! Пока ждали трансфер с автосалона, я наблюдал, как пытается выехать на улицу Maybach в последнем 223-м кузове. Стоял так же, как древний Chery Amulet после него. Вклиниться удалось только машине на десятой. В России такое немыслимо.
Второй – любовь к клаксону. Поездив за неделю пребывания и на туристических автобусах, и на такси, я честно пытался понять логику этого «би-би». Иногда ее нет: водитель гудит буквально на пустом месте, словно у него рука спазмом тянется к центру руля. Но круче всех оказался один из автобусников. На трассе он от души сигналил каждой машине, которую опережал. Просто так, потому что ни малейших помех едущие в соседней полосе ему не создавали. Представляете, как он достал за два или три часа дороги?
Хаос мопедного движения никуда не делся. И мы еще жалуемся на своих самокатчиков! Они на фоне китайских «камикадзе» просто лапочки. Самое удивительное, что никаких ДТП при этом не видно.
Скорость все соблюдают, камеры стоят достаточно часто. Дороги отличного качества. Хотя по-настоящему провинциальных я за все визиты в Китай не видел. Что творится на них, сказать не берусь. В сумерках все очень неохотно включают фары, только когда совсем стемнеет. За годы ничего не меняется. Ну хоть обязательные ходовые огни как-то помогают при таких нравах.
Стало заметно больше электромобилей. Их легко выделить в потоке, даже не разбираясь в моделях: у них зеленые номерные знаки. Преобладают Tesla и BYD. Причем вторые гораздо интереснее выглядят. Оно и неудивительно. Пока Илон Маск последние несколько лет только кормит поклонников обещаниями новинок, китайцы их выдают по несколько за год.
Зарядки в городах встречаются часто. Китай по этому показателю мировой лидер, их еще год назад было больше 4 млн. И особого ажиотажа на них я не заметил. Всё благодаря тому, что электромобили современного уровня, с приличным запасом хода. Подтверждение этому – на платных скоростных магистралях. «Электричек» тут хватает, и они едут на дозволенных 100-120 км/ч, а не плетутся в правом ряду, экономя заряд. Значит, и автономность позволяет, и инфраструктура.
Как и в России, автопарк сильно зависит от региона. Стоило отъехать 360 км от Шанхая до города Уху (население около 3,7 млн человек), как стало заметно существенное упрощение моделей и уменьшение количества электромобилей. Так что, несмотря на ударные темпы «электрификации», в парке страны экологически чистые модели еще далеки от создания большинства.
И еще пара интересных наблюдений по структуре парка. Нам из России кажется, что в Китае делают только кроссоверы: к нам практически только их и поставляют. Однако внутри страны, как мне показалось, пока доминируют седаны всех мастей. А еще – много полноразмерных минивэнов, которые очень популярны как корпоративный и VIP-транспорт.
Есть чему позавидовать. Но кое в чём и мы на голову выше Китая. Что утешает.
Кирилл МИЛЕШКИН
Ранее в этом блоге:
В рубрике «Блоги» мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. По вопросам создания своего блога на сайте «Китайские автомобили» пишите на autochina24@mail.ru. Номер для сообщений в Whatsapp или Telegram: +79009260175.
На этой неделе в России стало известно о появлении бренда Lynk & Co, марка JAC…
Компания Geely планировала официально представить свой премиальный суббренд Lynk & Co в России еще несколько…
Haval M6 начнут собирать на бывшем заводе Peugeot и Citroen в России. Китайский кроссовер получил…
Импортер Voyah в Беларуси представил публике новую версию своего популярного полноприводного кроссовера – Free 318.…
Старт продаж нового Jetour X70 объявили в Казахстане. Кроссовер получил пакет обогревов, 7-местный салон, 1,5-литровый…
В России назвали цены обновленного кроссовера Omoda C5. После рестайлинга модель подорожала, её стартовая цена…
This website uses cookies.