Автоновости

Евросоюз повысил тарифы на китайские электромобили. В Пекине обещают ответить

Середина недели – хорошее время для принятия взвешенного решения. Так, во всяком случае, полагают эксперты ЕС, которые в среду, 12 июня 2024 года, ошарашили своё народонаселение, включая бизнес, планомерно созревавшей новостью. Еврокомиссия объявила о намерении ввести заградительные пошлины на электромобили из Китая. «Китайские автомобили» изучили ситуацию.

Разговоры на эту тему в Евросоюзе ведутся не первый месяц. Чиновникам Старого Света, включая постоянного рупора ЕС Урсулу фон дер Ляйен, не нравится, что предлагаемые на европейском рынке китайские «электрички» стоят, в среднем, на 20% дешевле местных аналогов, и они (чиновники) не нашли ничего проще, чем обвинить «коммунистов из Азии» в том, что им помогает государство, мол, это не честно.

При этом, что интересно, с позицией членов Еврокомиссии не согласны топ-менеджеры ведущих европейских автоконцернов. Тот же глава Mercedes-Benz Ола Каллениус не раз высказывался за то, чтобы чиновники не мешали европейцам противостоять китайским концернам в честной конкретной борьбе, опасаясь при этом за свой бизнес на территории КНР. Бизнес не услышали…

Каждой сестре по серьге

Поставки автомобилей из Китая попадут под удар из-за роста пошлин / CFOTO / NurPhoto / IMAGO

В среду Еврокомиссия проинформировала, что новые пошлины коснутся моделей таких известных производителей, как BYD, Geely и SAIC. Пошлина для BYD составит 17,4%, для Geely предложен 20-процентный тариф, а государственному концерну-партнеру Volkswagen – SAIC повезло меньше всех, планку подняли до 38,1%. Все остальные компании, которые ввозят электромобили из Китая в ЕС, должны платить 21%. Это касается как американской Tesla, которая, помимо немецкой гигафабрики (под Берлином), имеет собственное производство в Поднебесной, так и концерна BMW (та же история). Напомним, что сбор на импортируемые из Китая электромобили взимался и раньше, только его размер не превышал 10%.

По словам европейских функционеров, фактическая необходимость уплаты таможенных пошлин зависит от того, удастся ли найти приемлемое решение с Китаем. Они будут сохранены задним числом с 4 июля 2024 года, если ЕС согласится ввести более высокие тарифы в долгосрочной перспективе

Эксперты указывают на то, что объявленные сейчас пошлины находятся в верхней части ожидаемых ставок. И здесь ЕС следует примеру США и Турции, которые недавно объявили о введении 100-процентных и 40-процентных тарифов на китайские электромобили соответственно. Напомним, что в середине апреля сего года американцы ввели пошлины на импорт электромобилей, полупроводников, солнечных батарей и других товаров из Китая. США, как и ЕС, обвиняют Пекин в недобросовестной конкуренции, указывая на значительные госсубсидии со стороны правительства КНР. Представители Еврокомиссии подчеркивают, что, в отличие от США, она действует в строгом соответствии с правилами ВТО.

Казалось бы, чего бояться?

Китай является крупнейшим экспортером автомобилей в мире, но большинство поставок идут не в ЕС / Getty Images

В 2023 году Китай экспортировал 1,2 млн автомобилей – почти на 78% больше, чем в 2022-м. Согласно данным Федерального ведомства автомобильной промышленности Германии, в прошлом году количество вновь зарегистрированных автомобилей из КНР увеличилось на 47,6% по сравнению с предыдущим годом. При этом в количественном отношении (33 699 ед.) китайские машины сильно отстали от конкурентов из других стран, доля их импорта в ЕС в 2023-м составила всего 7,9%.

Казалось бы, бояться чиновникам ЕС нечего, однако масла в огонь добавило решение концерна BYD построить сборочный завод в Венгрии. Плюс замаячившая перспектива роста всё той же китайской доли до 15% уже в 2025 году.

Еврокомиссия может приостановить введение пошлин, если, скажем, Пекин представит предложения по исправлению создавшейся ситуации. Эксперты полагают, что быстрое решение вопроса маловероятно.

«Верность Европе» всё же важна

Несмотря на то, что в Китае на момент заявления Брюсселя был уже вечер, правительство КНР всё же отреагировало на него, пригрозив ответными мерами. В сообщении Министерства торговли Китая на официальном Интернет-портале говорится: «Китай примет все необходимые меры для защиты законных прав и интересов китайских компаний. ЕС проигнорировал правила ВТО и не принял во внимание сопротивление ряда стран-членов Евросоюза».

В КНР искренне считают успешные продажи своих электромобилей результатом открытой конкуренции. Китай обеспокоен и недоволен: «Это протекционистский акт, направленный на уничтожение честной конкуренции». В Пекине призвали европейцев «исправить свои неправильные шаги», подчеркнув, что тарифы окажут «определённое влияние на развитие китайских предприятий».

Фирменный Nio House в Берлине

Есть даже реакция конкретного автопроизводителя – Nio. Её представитель заявил, что компания выступает против повышения тарифов и надеется, что ЕС и Китай все же придут к соглашению. При этом Nio хочет сохранить «верность Европе», несмотря на объявленные тарифы: «Приверженность Nio европейскому рынку электромобилей остаётся неизменной, и мы продолжим обслуживать наших пользователей в странах ЕС».

Надо заметить, китайцы знали, что ЕС может пойти на радикальные шаги и заранее подготовили свой ответ. Ещё 22 мая 2024 года Торгово-промышленная палата Китая в Брюсселе предупредила, что нанесёт встречный удар. По мнению экспертов, Китай рассматривает возможность введения 25-процентных тарифов на импортируемые автомобили с крупнолитражными двигателями.

Обоюдная зависимость

У ситуации есть и обратная сторона. Китай является крупнейшим авторынком в мире и поэтому чрезвычайно важен для европейских автопроизводителей. Например, упомянутый выше концерн BMW экспортирует из ЕС в Китай автомобили 4-Series и 7-Series. От китайского контрответа может пострадать и Porsche – Поднебесная является одним из важнейших для неё рынком. Audi также не может без Китая — в 2024 году «четыре кольца» хотят продать там около 60 000 автомобилей.

Почти каждый третий проданный в прошлом году автомобиль Mercedes-Benz нашёл своего покупателя в КНР. Volkswagen реализовал там почти 50% своих автомобилей, правда, у концерна велики продажи машин, собранных именно на территории Поднебесной. По расчётам консалтинговой компании AO Automotive Consulting, которая регулярно оценивает регистрационные данные в Китае, только 0,6% автомобилей марки VW, проданных там в 2023 году, оказались импортированными.

***

Электромобиль Leapmotor T03 на автосалоне в Париже в 2022 году / фото Autohome

Громче других за введение заградительных пошлин высказывалась Франция. Всё очень просто – её автопроизводители в лице Renault и Группы Stellantis практически не имеют бизнеса в Китае, им вряд ли следует опасаться ответного удара со стороны Пекина, в отличие от тех же немцев. Однако в последнее время и французы стали вторить швабам, предупреждая, что идея Еврокомиссии может выйти боком.

Так, в мае этого года глава Stellantis Карлос Таварес заявил о некоей «ловушке», в которую ЕС может попасть, ведь повышенные тарифы, в конечном итоге, сделают и без того дорогие электромобили ещё менее доступными. Сегодня представитель Группы заявил: «Как глобальная компания, Stellantis верит в свободную и справедливую конкуренцию в торговой среде и не поддерживает политику, которая способствует фрагментации мира».

Задний ход французов эксперты объясняют новым соглашением, которое Stellantis заключил с китайским автопроизводителем Leapmotor — автомобили последнего мультибрендовый концерн планирует продавать в Европе. Следовательно, любые торговые барьеры ему были бы вредны. В свою очередь, Renault, сотрудничающий с Geely в области производства ДВС, планирует разработать новый электрический Twingo частично в Китае, поэтому каких-либо комментариев по сегодняшнему таможенному вопросу давать не желает.

Электромобили smart #1 производятся в Китае, но продаются в Европе

 

Между тем, немецкие автокомпании могут пострадать не только от ответных мер со стороны КНР, но и от мер ЕС, поскольку, как мы сказали выше, они также производят машины в Китае. К примеру, Mini строит электрический Cooper совместно с Great Wall. Там же, в Китае, планируется выпускать перспективный Tavascan от марки Cupra (входит в VW). Автомобиль должен появиться на рынке грядущей осенью, это первая и единственная модель в Группе, которая будет экспортироваться в Европу. BMW импортирует из Поднебесной электрокар iX3. Mercedes-Benz вместе со своим акционером Geely собирает в Сиане и потом отправляет в страны Старого Света автомобили Smart. И далее, что называется, по списку.

***

Мир уже давно глобальный, а потому представители автобизнеса опасаются, что взаимные штрафные пошлины способны перерасти в торговую войну. Будем следить за развитием событий.

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina)

Последние тексты

Почему Changan CS55 Plus попал в топ продаж? Наш тест-драйв популярного кроссовера

Среди всех брендов, официально представленных в России, Changan по-прежнему предлагает самый широкий модельный ряд –…

29.06.2024

Плюсы и минусы нового Haval F7. Что показали отзывы реальных владельцев

Haval F7 второго поколения должен выйти на рынок России в 2024 году. Но в Поднебесной…

29.06.2024

В России появился еще один китайский бренд. Он предложит четыре коммерческих автомобиля

В ближайшее время на российском рынке появятся коммерческие автомобили бренда Forland. Их представили в рамках…

28.06.2024

Китайские автомобили быстро наполняют вторичный рынок

По прогнозам экспертов компании Газпромбанк Автолизинг, доля китайских марок на рынке автотранспорта с пробегом по…

28.06.2024

Надежность и высокая ходимость. ЦМК шины КАМА PRO спроектированы для российских дорог

Надежность и износостойкость – вот, что ценят в грузовых шинах водители коммерческого транспорта. Ведь любой…

28.06.2024

Укоротили название и снизили цену. Обновленный Geely Atlas Cool вышел на рынок Китая

Обновленный кроссовер Geely Atlas Cool вышел на рынок Китая без приставки Cool в названии. Теперь…

28.06.2024

This website uses cookies.